УИД 10RS0017-01-2023-001138-11
Дело № 2-784/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2023 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Марковой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Асланяна Г,М. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об обязании совершить определенные действия,
установил:
Асланян Г.М. обратился в суд с настоящим иском по тем основаниям, что в соответствии с распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен> <Дата обезличена> проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, по результатам которой истец признан победителем. На основании протокола о проведении аукциона от <Дата обезличена> между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и истцом заключен договор аренды земельного участка от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью <Номер обезличен> кв.м, местоположение: <Адрес обезличен>, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. Территориальная зона – Ж3, зона индивидуальной жилой застройки. <Дата обезличена> указанный договор аренды земельного участка истцом был направлен на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Республике Карелия. В уведомлении Росреестра от <Дата обезличена> указано на приостановление осуществления действий по государственной регистрации права аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>. Согласно п. <Номер обезличен> договора земельного участка от <Дата обезличена> <Номер обезличен> земельный участок передается в аренду на <Номер обезличен> месяцев с момента подписания договора. Также истец указывает, что законодателем императивно закреплен срок аренды таких земельных участков, равный <Номер обезличен> годам, что свидетельствует об отступлении содержания спорного договора от требований действующего законодательства. По изложенным в иске мотивам истец просит обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия внести изменения в договор аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> <Номер обезличен>, заключенный между сторонами по делу, изложив п. <Номер обезличен> договора в следующей редакции: «срок аренды Участка составляет <Номер обезличен> лет с момента подписания договора».
Протокольным определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен филиал ППК «Роскадастр» по <Адрес обезличен>».
Протокольным определением суда от <Дата обезличена> исправлена описка в отчестве истца в определениях суда от <Дата обезличена>, «ФИО1» вместо «ФИО5».
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, полагал возможным принять признание иска ответчиком.
Представители ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Стороной ответчика представлено заявление о признании иска.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ закреплено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 1 ст. 168 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (п. 73 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 74 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, также ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ). Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Установлено, что Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия в соответствии с распоряжением от <Дата обезличена> <Номер обезличен> принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>.
<Дата обезличена> ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» был проведен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>.
Победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка признан Асланян Г.М., с которым Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия <Дата обезличена> заключило договор аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> из земель населенных пунктов, площадью 505 кв.м, местоположение: <Адрес обезличен> вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона Ж-3 – зона индивидуальной жилой застройки, в соответствии с п. <Номер обезличен> договора на срок - <Номер обезличен> с момента подписания договора сторонами.
Согласно акту приема-передачи земельного участка от <Дата обезличена> Асланян Г.М. принял земельный участок из земель населенных пунктов, имеющий кадастровый <Номер обезличен>, площадью <Номер обезличен> кв.м для индивидуального жилищного строительства.
Уведомлением Управления Росреестра по Республике Карелия от <Дата обезличена> государственная регистрация договора аренды от <Дата обезличена> <Номер обезличен> приостановлена.
Согласно п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Как следует из анализа положений гл. 14 Гражданского кодекса РФ, право собственности на объекты недвижимого имущества возникает по основаниям, предусмотренным законом.
При этом главой V.1 Земельного кодекса РФ установлена особая процедура предоставления таких земельных участков. Это исключает возможность приобретения спорного объекта недвижимости в собственность в ином порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
В ст. 39.2 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
Исходя из п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 25.10.2001 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законом Республики Карелия от 25.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия наделены с 01.01.2016 полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст. 3 Закона Республики Карелия от 25.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в ст. 1, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 № 446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2019 № 326-П Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Как следует из подп. 39 п. 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, оно осуществляет, среди прочих, функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу взаимосвязанных положений приведенных нормативно-правовых актов Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Статьей 39.8 Земельного кодекса РФ установлены особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отступление от которых (в том числе, в части установления срока аренды, не отвечающего требованиям п.п. 8 и 9 указанной статьи) может являться основанием для его квалификации в качестве ничтожной сделки (п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2020), определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2020 № 310-ЭС19-16588).
Исследование материалов дела показало, что спорный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства, и с заявлением о его образовании, постановке на кадастровый учет и о проведении торгов обратился гражданин.
Допуская по общему правилу в п.п. 8 и 9 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ вариативность при определении продолжительности договоров аренды земельных участков, применительно к срокам аренды земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства либо допускающих такое строительство, законодателем в подп. 3 п. 8 указанной статьи императивно закреплен срок, равный 20 годам, что само по себе свидетельствует об отступлении содержания спорного договора от требований законодательства Российской Федерации.
Аукцион на право заключения договора аренды земельных участков проводился открытым по составу участников, а не только для граждан (п. 9, абз. 2 п. 10 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ), и не может являться основанием для установления для граждан срока аренды, не отвечающего прямому предписанию подп. 3 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ.
Максимальные (предельные) сроки договоров аренды земельных участков определены ст. 39.8 Земельного кодекса РФ, в соответствии подп. 3 п. 8 которой договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.
С учетом указанного правового регулирования спорных правоотношений условие договора о сроке аренды земельного участка как не отвечающее требованиям подп. 3 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ в силу п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422, ч. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ являются ничтожными, в связи с чем договор не мог быть зарегистрирован в силу п.п. 7 и 13 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ.
В соответствии со ст. 180 Гражданского кодекса РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
При указанных обстоятельствах, истец, являясь арендатором по действительному и действующему договору аренды, лишен возможности осуществления его государственной регистрации в силу ничтожности п. 2.1 договора аренды.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что право на судебную защиту признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Это право включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод.
В силу положений ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем прекращения или изменения правоотношения.
Согласно п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что права истца подлежат судебной защите заявленным способом, а именно путем внесения изменений в договор аренды в части указания срока аренды земельного участка, соответствующего положениям подп. 3 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ, а именно <Номер обезличен> лет.
Также суд учитывает позицию ответчика на основании ст. 39, ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ принимает признание иска ответчиком, удовлетворяя заявленные исковые требования.
На основании положений ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 333.40 Налогового кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные последним расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в размере 30% от уплаченной суммы - <Номер обезличен> руб., при этом 70% уплаченной истцом при подаче иска государственной пошлины в сумме <Номер обезличен> руб. подлежат возврату истцу.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Асланяна Г,М. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность изменить пункт <Номер обезличен> договора аренды земельного участка от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, изложив его в следующей редакции: «Срок аренды Участка составляет 20 лет с момента подписания договора Сторонами».
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Асланяна Г,М. расходы по уплате государственной пошлины в размере 90 рублей.
Возвратить Асланяну Г.М. государственную пошлину, уплаченную при подаче искового заявления, в размере <Номер обезличен> рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (подпись) А.В. Маркова
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2023 г.