31RS0020-01-2022-006879-33 Дело №2-1254/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2023 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Темниковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Плохих В.А.,
с участием представителя ответчика Семенякина В.С. (доверенность № 42-11/11 от 09.02.2023),
в отсутствие надлежаще уведомленного истца Никифорова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифорова Владимира Витальевича к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Никифоров В.В. обратился в Старооскольский городской суд с иском, в котором просил взыскать с администрации Старооскольского гродского округа Белгородской области компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей, причиненного в результате не предоставления приватизационного чека, который гарантировался ему Государством.
В судебное заседание истец Никифоров В.В. не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лица, неявившегося в судебное заседание, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации СГО Белгородской области Семенякин В.В. исковые требования не признал, о чем представил суду письменные возражения, приобщенные к материалам рассматриваемого дела.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд признает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Таким образом, моральный вред - страдания, причиненные гражданину (человеку) действиями (бездействием) третьих лиц, нарушившими его права, свободы и законные интересы.
Доводы истца о том, что действиями (бездействиями) администрации Старооскольского городского округа Белгородской области ему причинен моральный вред не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В целях ускорения передачи государственного имущества гражданам России и привлечения к процессу приватизации широких слоев населения, во исполнение требований Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год был принят Указ Президента Российской Федерации от 14.08.1992 № 914 (в редакции от 14.10.1992, с изменениями от 10.01.1993) «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (вместе с «Положением о приватизационных чеках»).
Пунктом 1 вышеназванного Указа Президента РФ от 14.08.1992 № 914, с 01.10.1992 введена в действие в Российской Федерации система приватизационных чеков (приватизационных счетов).
Согласно пункту 2 Указа Президента РФ, каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить по одному приватизационному чеку равной номинальной стоимости каждого выпуска.
В статье 2 Положения о приватизационных чеках, являющемуся Приложением к Указу Президента РФ от 14.08.1992 № 914 указано, что право на получение приватизационных чеков имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на ее территории на дату вступления в силу Указа Президента Российской Федерации о выпуске приватизационных чеков независимо от их возраста, размера доходов и срока постоянного проживания в Российской Федерации, а также военнослужащие Российской Федерации, проходящие службу за ее пределами. Граждане Российской Федерации, проживающие или временно находящиеся за пределами Российской Федерации, приобретают право на получение приватизационных чеков по возвращении в Российскую Федерацию для постоянного проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение срока действия приватизационного чека. Интересы владельцев приватизационных чеков, являющихся недееспособными или ограниченно дееспособными, представляют в соответствии с законодательством Российской Федерации их законные представители, опекуны и попечители. Порядок реализации прав по использованию приватизационных чеков несовершеннолетними, находящимися на государственном попечении, а также лицами, находящимися в местах лишения свободы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Приватизационные чеки (ваучеры) выдавались согласно Инструкции «О порядке выдачи приватизационных чеков гражданам Российской Федерации», утвержденной распоряжением Госкомимущества России от 20.08.1992 № 369-р (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно пункту 1 указанной Инструкции, приватизационные чеки являются государственными ценными бумагами, имеющими номинальную стоимость в рублях и подлежащими целевому использованию в процессе приватизации федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Круг субъектов, имеющих право на получение чеков, и основные положения о порядке и сроках их выдачи определены Указом Президента Российской Федерации от 14.08.1992 № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 7 «О порядке выдачи приватизационных чеков выпуска 1992 года отдельным категориям граждан».
Выдача чеков гражданам Российской Федерации и их законным представителям производится работниками Сбербанка Российской Федерации в его отделениях, филиалах и агентствах (далее по тексту - учреждения Сбербанка) или в помещениях, специально выделенных Сбербанку для этих целей.
Настоящая Инструкция является документом, обязательным к исполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае возникновения в процессе выдачи чеков ситуаций, порядок разрешения которых не предусмотрен настоящей Инструкцией, они разрешаются в каждом конкретном случае на местах территориальными комиссиями на основании действующего российского законодательства.
Согласно пункту 2 указанной Инструкции, выдача чеков осуществляется по спискам, направляемым в учреждения Сбербанка территориальными комиссиями. Списки граждан, имеющих право на получение чеков, составляются комиссиями на местах (на основании списков, представляемых органами первичного учета населения) с привлечением местных органов МВД (в части уточнения и корректировки списков), представителей воинских частей, пограничных, внутренних и железнодорожных войск, а также других министерств и ведомств, имеющих в своем составе воинские части и формирования; Федеральной миграционной службы, отделов записи актов гражданского состояния; других заинтересованных учреждений и ведомств. Списки составляются с указанием фамилии, имени, отчества получателя, данных паспорта или документа, его заменяющего (справка по форме № 9 со штампом прописки из органов внутренних дел; для военнослужащих - удостоверение личности или военный билет, для несовершеннолетних - свидетельство о рождении) и прописки в соответствии с порядком, указанным в Приложении №1 Инструкции. Все граждане России имеют право в учреждениях (организациях) первичного учета населения ознакомиться с первичными списками и обжаловать невнесение или исключение их из списков.
В судебном заседании установлено, что решением исполнительного комитета Корочанского районного Совета народных депутатов № 236 от 06.12.1991 Никифоров В.В. определен в детское государственное учреждение.
Путевкой №235 Никифоров В.В. был направлен в <данные изъяты> класс <данные изъяты> из <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Никифоров В.В. являлся воспитанником <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении, состоял на регистрационном учете, что подтверждается справкой директора ГБУ <данные изъяты> С.В. Важничина.
Согласно сообщению УСЗН администрации Староосокльского городского округа Белгородской области от 31.05.2022 №42-00-11-95791 Никифоров В.В. на учете в отделе по опеке и попечительству УСЗН администрации Старооскольского городского округа как ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей не состоял. На территории Старооскольского городского округа как ребенок, имеющий вышеуказанный статус первично не выявлялся. Сведениями о том, что он ранее относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, УСЗН администрации СГО Белгородской области не располагает.
Из разъяснения директора <данные изъяты> С.В. Важничина от 01.06.2022 № 230 следует, что информации о принадлежащих Никифорову В.В. приватизационных чеках в архивной документации учреждения не имеется.
Также не имеется в архивных документах <данные изъяты> информации о включении Никифорова В.В. в список граждан, имеющих право на получение приватизационных чеков.
Из сообщения жилищного управления департамента жилищно-коммунального хозяйства от 14.03.2023 № 42-06-02-10/583 следует, что Никифоров В.В. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, в администрации Старооскольского городского округа не состоял.
УСЗН администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области также предоставило информацию (№130-5-3/1014 от 16.03.2023), согласно которой сведений о включении Никифорова В.В. в список граждан, имеющих право на получение приватизационных чеков, в отделе опеки и попечительства управления социальной защиты населения администрации Корочанского района, не имеется.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено доказательств того, что в период чекового этапа приватизации на администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области была возложена обязанность по выдаче ему приватизационного чека, так же как и не представлено доказательств того, что сам истец обращался в установленном порядке в соответствующие органы для получения приватизационного чека и ему в получении чека было отказано.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред, то суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Ответственность за причинение морального вреда предусмотрена и ст. ст. 1099 - 1101 ГК РФ в виде взыскания компенсации в денежной форме.
Согласно п. 26 Постановления Пленума № 33, определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
Истцом не представлены доказательства причинения ему морального вреда и причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями, равно, как и не обоснован размер морального вреда.
Оценив представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований Никифорова В.В. о компенсации морального вреда не имеется.
Кроме того, суд считает необходимым указать о том, что Пунктом 5 Положения о приватизационных чеках, утвержденного Указом Президента РФ от 14.08.1992 № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», установлено, что каждый приватизационный чек имеет определенный срок действия, устанавливаемый при его выпуске Правительством Российской Федерации и указываемый на самом чеке.
Срок действия приватизационного чека не может быть менее одного года и более двух лет. По истечении срока действия приватизационных чеков они считаются погашенными и изымаются из обращения.
Ввиду указанного, на данный момент приватизационные чеки в Российской Федерации прекратили хождение и утратили свою номинальную стоимость.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Никифорова Владимира Витальевича к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Темникова
Решение в окончательной форме принято 30.03.2023.