Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2061/2024 ~ М-1273/2024 от 01.04.2024

Дело №2-2061/2024

УИД: 51RS0001-01-2024-001731-11

Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2024 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 мая 2024 года             город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Зиминой Ю.С.,

при секретаре Окатовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Мурманска об обязании разработать техническую документацию и провести текущий ремонт,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Мурманска об обязании разработать техническую документацию и провести текущий ремонт.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Октябрьского округа города Мурманска проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилья, исполнения требований законодательства при содержании муниципального специализированного жилищного фонда.

По информации администрации г. Мурманска по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма состоит 8 532 семьи.

При этом, в реестре муниципального имущества учитывается всего 126 пустующих жилых помещений, отнесенных к фонду социального использования, из них 20 отремонтированы и находятся на распределении, 106 требуют ремонта.

Имеющееся количество отремонтированного муниципального жилого фонда не является достаточным для того, чтобы обеспечить даже тех граждан, которые уже стоят в администрации г. Мурманска на учете, что также исключает возможность своевременного предоставления жилья иным лицам, которые в силу определенных обстоятельств, должны быть обеспечены жильем во внеочередном порядке.

Обследование свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда показало, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения ремонта, фактически жилые помещения находятся в непригодном для проживания состоянии.

Так, жилое помещение – квартира многоквартирного <адрес> входит в состав муниципального жилищного фонда и отнесена к социальному использованию. Помещение включено в реестр муниципального имущества города Мурманска как объект недвижимости – однокомнатная квартира, площадью 37,7 кв.м.

В указанном жилом помещении имеются многочисленные повреждения (отслоения, вздутия) обоев в жилой комнате, коридоре, кухне, отслоение отделочного слоя потолка в ванной комнате, наличие коррозии на трубах канализации, горячего и холодного водоснабжения, проходящих в ванной комнате.

Данное жилое помещение нуждается в проведении ремонта, поскольку находится в неудовлетворительном состоянии, так как выявленные недостатки являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства просит суд обязать администрацию г.Мурманска в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения многоквартирного <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Холодова А.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что длительное бездействие администрации нарушает жилищные права неопределенного круга лиц, которые могли быть вселены в жилое помещение. Полагала, что надлежащим ответчиком является только администрация города Мурманска, а не ее структурные подразделения.

Представитель администрации г. Мурманска Дворецкий П.Г. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что у прокурора отсутствовало право на обращение с данным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, поскольку по данному делу имеется возможность индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены.

По мнению представителя в действующем законодательстве отсутствуют нормы права, устанавливающие для органов местного самоуправления срок, в течение которого необходимо производить ремонт в пустующих муниципальных жилых помещениях, какие-либо особенные условия владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом законом не установлены, в связи с чем, требования прокурора нарушают права собственника муниципального имущества на владение, пользование и распоряжение имуществом по своему усмотрению.

Прокурором не перечислены конкретные виды работ, которые необходимо произвести, а кроме того указанное в исковом заявлении жилое помещение не признано непригодным для проживания в установленном законом порядке. При этом непосредственно администрация не занимается разработкой технической документации. Просил в удовлетворении требования отказать.

Представитель третьего лица Комитета территориального развития и строительства администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица ММКУ УКС в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, просил в удовлетворении требований отказать. Указал, что заявка в отношении спорного помещения на проведение ремонтных работ не поступала.

Представитель третьего лица КИО г. Мурманска в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, мнения по заявленным требованиям не представил.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материал проверки, суд приходит к следующему.

Согласно частям 2, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конкретизируя указанную конституционную обязанность, федеральный законодатель закрепил в пунктах 3 и 6 статьи 2 Жилищного кодекса РФ, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В силу пунктов 1 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, указанные в статье 51 ЖК РФ.

В силу части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. (ч.2 ст.52 ЖК РФ).

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, регламентировано положениями статьи 57 ЖК РФ.

Статьей 65 ЖК РФ установлены обязанности наймодателя жилого помещения, в том числе, по участию в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществление капитального ремонта жилого помещения.

Как установлено судом, прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска проведена проверка состояния соблюдения законности в сфере переселения граждан из аварийного жилья и реализации их прав на жилище в г. Мурманске, исполнения требований законодательства при содержании муниципального жилищного фонда.

По информации администрации г. Мурманска по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма состоит 8 532 семьи.

При этом, в реестре муниципального имущества учитывается всего 126 пустующих жилых помещений, отнесенных к фонду социального использования, из них 20 отремонтированы и находятся на распределении, 106 требуют ремонта.

Имеющееся количество отремонтированного муниципального жилого фонда не является достаточным для того, чтобы обеспечить даже тех граждан, которые уже стоят в администрации г. Мурманска на учете, что также исключает возможность своевременного предоставления жилья иным лицам, которые в силу определенных обстоятельств, должны быть обеспечены жильем во внеочередном порядке.

В частности, жилое помещение – квартира многоквартирного <адрес> входит в состав муниципального жилищного фонда и отнесена к социальному использованию. Помещение включено в реестр муниципального имущества города Мурманска как объект недвижимости – однокомнатная квартира, площадью 37,7 кв.м.

Как отражено в акте прокуратуры округа от ДД.ММ.ГГГГ, в указанном жилом помещении имеются многочисленные повреждения (отслоения, вздутия) обоев в жилой комнате, коридоре, кухне, отслоение отделочного слоя потолка в ванной комнате, наличие коррозии на трубах канализации, горячего и холодного водоснабжения, проходящих в ванной комнате.

По результатам обследования указано, что данное жилое помещение нуждается в проведении ремонта, поскольку находится в неудовлетворительном состоянии, так как выявленные недостатки являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.

По сообщению администрации г. Мурманска указанное жилое помещение включено в перечень жилых помещений, требующих ремонта, срок ремонта так и не определен.

До настоящего времени жилое помещение не приведено в пригодное для постоянного проживания состояние; выявленные недостатки являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены, доказательств начала, либо окончания ремонта не представлено, помещение является пустующим.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела судом установлен факт необходимости приведения спорного жилого помещения в пригодное для проживания состояние, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям путем проведения ремонта.

Факт необходимости проведения ремонта в спорном жилом помещении подтверждается материалами дела, актом обследования.

Доводы представителя ответчика и представителей третьих лиц о том, что требования прокурора сводятся к приведению в пригодное состояние для проживания спорного жилого помещения, которое не было признано непригодным для проживания в установленном законом порядке, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в силу указанного выше пункта 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Вопреки доводам ответчика об отсутствии у прокурора права обращения в суд в защиту неопределенного круга лиц, суд отмечает, что круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются и будут нарушаться невозможно индивидуализировать, учитывая текучесть очереди на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, и невозможность предопределить рисковые факторы, влияющие на необходимость выделения гражданам жилья маневренного фонда.

Также суд отклоняет доводы ответчика о том, что требования прокурора нарушают права ответчика, как собственника муниципального имущества на владение, пользование и распоряжение имуществом по своему усмотрению, а также отсутствие у администрации функции по разработке технической документации, являются несостоятельными.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 02.04.2018 № 45-787 в структуру органов местного самоуправления города входит администрация муниципального образования город Мурманск как исполнительно-распорядительный орган города Мурманска.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 12 Устава муниципального образования город Мурманск установлено, что на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

При этом жилые помещения, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Доказательства, подтверждающие, что спорное жилое помещение пригодно для постоянного проживания граждан применительно к соответствию его установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, стороной ответчиком в нарушение статьи 56 ГПК РФ суду не представлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно.

Рассматривая требование прокурора об установлении срока, в течение которого ответчик обязан выполнить возложенные на него обязанности, суд принимает во внимание объем необходимых мероприятий, связанных с разработкой и утверждением технической документации, временем, необходимым на непосредственную организацию и выполнение ремонтных работ.

В связи с чем, в соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд возлагает на администрацию города Мурманска обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения многоквартирного <адрес> и в течение шести месяцев с момента исполнения требований по разработке технической документации привести в пригодное состояние для проживания граждан жилое помещение по адресу: <адрес> посредством проведения текущего ремонта в соответствии с разработанной технической документацией. Указанные сроки суд находит обоснованными и достаточными для исполнения судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Мурманска об обязании разработать техническую документацию и провести текущий ремонт, - удовлетворить.

Возложить на администрацию города Мурманска (ИНН 5191601827) обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения многоквартирного <адрес> и в течение шести месяцев с момента исполнения требований по разработке технической документации, привести в пригодное состояние для проживания граждан жилое помещение по адресу: <адрес>, посредством проведения текущего ремонта в соответствии с разработанной технической документацией.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Ю.С. Зимина

2-2061/2024 ~ М-1273/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябоьского АО г. Мурманска
Ответчики
Администрация г. Мурманска
Другие
Комитет территориального развития и строительства администрации г. Мурманска
ММКУ "Управление капитального строительства"
Комитет имущественных отношений г. Мурманска
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Зимина Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
okt--mrm.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2024Передача материалов судье
01.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2024Судебное заседание
14.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее