Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-41/2024 (2-1894/2023;) ~ М-1361/2023 от 01.08.2023

Дело № 2-41/2024                            <данные изъяты>

74RS0037-01-2023-001645-98

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2024 года                                  г. Сатка

Саткинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего     Гараниной О.Н.,

при секретаре             Шишкиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-41/2024 по иску Батуева А.В. к Администрации Саткинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Батуев А.В. обратилась в суд с иском к Администрации Саткинского муниципального района <адрес>, в котором просит обязать ответчика демонтировать с последующей рекультивацией место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов, расположенную вблизи <адрес> (т. 1 л.д. 4-5).

В обоснование заявленных требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого <адрес>. В жилом доме живет постоянно, ведет хозяйство. В непосредственной близости расположено место для складирования твердых коммунальных отходов, которое имеет металлическое ограждение, бетонное основание, на котором установлено 5 контейнеров без крышек. Расстояние от фундамента жилого дома до площадки ТКО 11 метров. В связи с чем нарушены требования закона, его права на благоприятную окружающую среду. Площадка ТКО находится в ненадлежащем состоянии, отходы складируются на бетонное основание и земельный участок вблизи. Постоянно присутствует неприятный запах от процессов гниения и разложения. Строительство площадки ТКО произведено ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ есть до введения в действие СанПиН 2.1.3684-21. В период строительства действовали санитарные правила СанПиН 42-128-4690.88. Ранее действующими правилами также было установлено минимальное расстояние 20 метров для размещения места ТКО. Комиссионные акты в отношении спорной площадки администрацией не утверждались.

Определением суда, внесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Саткинского муниципального района, МКУ «Управление по благоустройству Саткинского муниципального района» (том 1л.д. 65).

Определением суда, внесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ООО «Златспецтранс», МУП «Комритсервис» СМР, ООО «Вектор», Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (том 1 л.д. 190-191).

Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что когда приобретал жилой дом, площадка ТКО была в таком же состоянии, как и в настоящее время. Площадка расположена не в соответствии с нормативными правовыми актами, эксплуатируется не соответствующе. С контейнеров мусор вывозится, а то, что мимо контейнеров не вывозится и площадка не обрабатывается. На <адрес> только площадка ТКО. На эту площадку свозится мусор со всего микрорайона. Мусор от площадки разлетается, попадает на приусадебный участок, идет неприятный запах, грызуны, которые распространяются на участок и дом. Фактически проживает в доме, в доме хозяйство. Полагает, что должна быть произведена рекультивация, так как при демонтаже площадке ТКО не уберут бетонное основание. Мусор будет накапливаться дальше. Рекультивация связана только с этим. Все жители <адрес> были возмущены установкой этой площадки ТКО. Можно создать дополнительную площадку.

Представитель третьего лица МКУ «Управление по благоустройству Саткинского муниципального района» Снегирева Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против исковых требований. Жители могут предоставить заявку на размещение площадки ТКО в другом месте. Возражала против рекультивации, так как плодородного слоя там нет, обычная трава. Действительно площадка ТКО находится рядом с домом истца.

Представители ответчика Администрации Саткинского муниципального района Челябинской области, третьих лиц Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Саткинского муниципального района, ООО «Златспецтранс», МУП «Комритсервис» СМР, ООО «Вектор», Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (т. 2 л.д. 17-22, 27, 28). От ответчика поступил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований (т. 1 л.д. 36-38), поскольку в данном случае, в связи с плотной застройкой и расстоянием до коммуникационных сетей водоснабжения и газоснабжения, возможность размещения контейнерной площадки на расстоянии не менее 20 м и не более 100 м, отсутствует. Уборка контейнерных площадок и территории от грязи и мусора осуществляется в ручную, включая древесно-кустарниковые отходы и строительный мусор, с последующим вывозом и хранением на полигон ТКО, выполняется не менее 3 раз в неделю. Демонтаж площадки ТКО приведет к отсутствию места для сбора ТКО и образованию несанкционированной свалки.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Батуева А.В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Батуеву А.В. с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН (т. 1 л.д.28-33).

Обращаясь в суд, истец указал, что ответчик в непосредственной близости от его жилого дома оборудовал и установил площадку, на которой размещено 5 контейнеров без крышек для сбора твердых коммунальных отходов, что нарушает требования санитарных норм о возможном ее расположении на расстоянии не менее 20 метров от жилого дома, чем нарушаются его права и охраняемые законом интересы, поскольку контейнер находится на расстоянии 11 м от жилого дома.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статьям 1, 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой, в том числе социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха), не оказывают вредного воздействия на человека.

Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года утверждены санитарные правила «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в соответствии с пунктом 2.2.3 которых, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (абзац 1). Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями (абзац 2).

Названные правила предусматривали возможность в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов (абзац 3).

Однако указанная норма признана недействующей на территории Российской Федерации постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 декабря 2020 года № 42, в связи с введением новых санитарных правил

В соответствии с пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (начало действия - с 1 марта 2021 года) расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

Материалами дела подтверждается, что работы по установке и оборудованию спорной контейнерной площадки осуществлены в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие СанПиН 2.1.3684-21, в период действия СанПиН 42-128-4690-88.

Согласно статье 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарный эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению коммунальных отходов.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Положениями статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании установлено, что строительство контейнерной площадки для сбора ТКО, расположенной по адресу: <адрес>, выполнено на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования в рамках контракта от ДД.ММ.ГГГГ, при согласовании с жителями близлежащих домов. В материалы дела предоставлена копия муниципального контракта ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым окончание работ – ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 80-93). Кроме того, данным контрактом было предусмотрено строительство площадки ТКО на 5 контейнеров у <адрес>.

Администрацией СМР в суд предоставлен адресный перечень мест (площадок) ТКО, в соответствии с которым под имеется площадка ТКО по адресу: <адрес>, покрытие бетон, ограждение металл, площадью 21,62 кв.м, 5 металлических контейнеров, объем 0,75, координаты <данные изъяты> N, <данные изъяты> Постановление об утверждении реестра суду не предоставлено (т. 2 л.д. 2-16).

Согласно ответу Управления ЖКХ Администрации СМР, вывоз твердых коммунальных отходов производится региональным оператором ООО «ЗлатСпецТранс» ежедневно, крупногабаритный мусор вывозят 1 раз в неделю, согласно графика. Между ООО «Вектор» и МКУ «Управление по благоустройству СМР» заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ по объекту: «Содержание контейнерных площадок в Саткинском городском поселении», в рамках которого выполняется уборка контейнерных площадок и территорий по периметру 5 метров вокруг, но не менее 3 раз в неделю. На сегодняшний день акт согласования строительства контейнерной площадки отсутствует (т. 1 л.д. 61, 103-104).

Реестр площадок ТКО в Саткинском городском поселении в виде схемы находится на сайте Администрации СМР. Постановление об утверждении реестра отсутствует (т. 1 л.д. 72, 105-110).

Доводы истца о том, спорная площадка ТКО нарушает требования санитарных норм, содержится в ненадлежащем состоянии, подтверждаются письменными материалами дела, фотографиями, видеозаписями, показаниями свидетеля ФИО

Кроме того, из показаний свидетеля ФИО1 следует, что спорная площадка установлена на муниципальной территории. Не все нормы выдержаны. Когда площадка строилась, вопросов у людей не возникало. Жалобы поступали только в ДД.ММ.ГГГГ Ввиду плотной застройки в частном секторе, очень проблематично установить контейнерную площадку. По согласованию расположения данной контейнерной площадки нет документов. Утверждение места размещения входит в полномочия МКУ «Управление по благоустройству Саткинского муниципального района». При выборе места для размещения площадки нужно учесть, чтобы не было коммуникационных сетей, газопровода, теплотрассы, коммуникации, водовода. В данной ситуации есть водовод и газ Водовод идет либо рядом, либо под контейнерной площадкой.

Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, спорная контейнерная площадка стоит на бетонном основании, огорожена профильным листом, имеет 5 контейнеров для сбора ТКО, каждый объемом 0,75, огороженный отсек для КГМ. Расстояние от площадки ТКО до <адрес> – 5 метров, до <адрес> – 10 метров, до <адрес> – 18 метров. Координаты расположения 55<данные изъяты> (т. 2 л.д. 25).

Истец обращался с письменными заявлениями о переносе площадки ТКО к Главе СМР (т. 1 л.д. 14), Управление Роспотребнадзора по <адрес> (т. 1 л.д. 15), прокуратуру <адрес>.

Саткинской городской прокуратурой Главе СМР ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление , в связи с тем, что обследованием установлено, контейнерная площадка между домами и от грязи и мусора, включая древесно-кустарниковые отходы и строительный мусор не убраны. Муниципальный контракт по дезинфекции не заключен.

Также в материалах дела имеются заявления жителей <адрес> муниципального района о ненадлежащем содержании спорной контейнерной площадки, ее переносе (т. 1 л.д. 174,175).

Кроме того, в судебном заседании установлено, что спорная контейнерная площадка находится в непосредственной близости с водоводом и колодцем питьевой воды, что нарушает требования п. п. 2.4.3 и 3.4.1 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 (т. 2 л.д. 42).

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> дано заключение об удовлетворении заявленных требований

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что работы по установке и оборудованию спорной контейнерной площадки осуществлены в ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия СанПиН 42-128-4690-88, необходимым расстоянием от <адрес> до контейнерной площадки должно быть не менее 20 метров, что не было соблюдено при установке. Доказательства согласования расстояния, доказательства комиссионного установления расстояния, ответчиком суду не представлено. Обстоятельства, свидетельствующие об исключительности случая, что позволило бы не учитывать нормативное расстояние от контейнерной площадки до жилого дома, не приведены, доказательства, свидетельствующие о наличии таких оснований, не представлены, действующим законодательством такая возможность не предусмотрена.

Кроме того доказательств, свидетельствующих о невозможности переноса площадки для сбора отходов в иное место, без нарушения требований СанПиН, администрацией не представлено.

Также суд учитывает, что координаты расположения спорной площадки ТКО не совпадают с координатами, указанными в перечне площадок.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Администрацию Саткинского муниципального района <адрес> обязанность ликвидировать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов, расположенную вблизи <адрес>, в том числе демонтировать бетонное основание и ограждение из профильного листа.

Вместе с тем, оснований для возложения на ответчика обязанности по рекультивации земель в месте размещения площадки ТКО, суд не находит, поскольку отсутствуют доказательства, что в результате возведения контейнерной площадки и ее последующей эксплуатации земельный участок изменился, а степень его загрязнения в настоящее время превышает норму.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает необходимым установить срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности – до ДД.ММ.ГГГГ, полагая указанный срок разумным и достаточным для исполнения, в том числе с учетом времени года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 68, 198-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Батуева А.В. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Саткинского муниципального района <адрес> (ИНН 7417002250) в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов, расположенную вблизи <адрес>, в том числе демонтировать бетонное основание и ограждение из профильного листа.

В удовлетворении исковых требований в остальной части Батуеву А.В. – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий        /подпись/    О.Н. Гаранина

Мотивированное решение составлено 07 февраля 2024 года

Верно:

Судья:                            О.Н. Гаранина

    

Секретарь:                            Н.М. Шишкина

Подлинное решение хранится в деле Саткинского городского суда <адрес>.

2-41/2024 (2-1894/2023;) ~ М-1361/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Батуев Алексей Вильгельмович
Ответчики
Администрация Саткинского муниципального района Челябинской области
Другие
МУП "Комритсервис" СМР
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Саткинского муниципального района
Роспотребнадзор
МКУ "Управление по благоустройству Саткинского муниципального района"
ООО "Златспецтранс"
ООО "Вектор"
Суд
Саткинский городской суд Челябинской области
Судья
Гаранина О.Н.
Дело на сайте суда
satka--chel.sudrf.ru
01.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.11.2023Предварительное судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
09.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2024Дело оформлено
05.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее