Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2329/2024 ~ М-1331/2024 от 08.04.2024

Дело № 2-2329/2024

УИД 60RS0001-01-2024-002881-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2024 года                                                                            город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи                                                 Пулатовой З.И.

при помощнике судьи                                                              Глушаковой Л.А.

с участием представителя истца                              Пузанской Е.А.

представителя ответчика                                                           Грузовской Г.И.

представителя третьего лица                                                     Яковлевой С.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Пскова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Пскова, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников № 27 «Аленушка» об устранении выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Пскова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г. Пскова, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников № 27 «Аленушка» об устранении выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, в обоснование указав, что прокуратурой г. Пскова совместно с участием специалистов ОНД и ПР по г. Пскову УНД и ПР ГУ МЧС России по Псковской области проведена проверка МБДОУ, в ходе которой установлено не обеспечение безопасных условий обучения и воспитания:

- кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в здании детского сада выполнены не сохраняющими работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (в том числе превышен срок службы эксплуатации составных частей автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией;

- настенные речевые оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией людей установлены на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя менее 0,15 (расстояние до потолка составляет 0,05 м);

- допускается размещение ручных пожарных извещателей на лестничных клетках;

- покрытие полов в помещениях раздевалок, спален, групповых, на первом и втором этажах выполнено из материалов с классом пожарной опасности более чем КМ2 (линолеум, сертификатов соответствия не представлено);

- ширина в свету марша наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение № 2) со второго этажа, составляет ее 0,8 м (0,7м);

- высота ограждения наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение № 2) со второго этажа, составляет менее 1,2 м. (1,1 м);

- ступени наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение второго этажа, выполнены не в сплошном исполнении (ступени разрезные);

- ширина проступи ступеней наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение № 2) со второго этажа, составляет менее 0,2 м. (0,15 м);

- ширина в свету марша наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение № 29) со второго этажа, составляет менее 0.8 м (0,71 м);

- высота ограждения наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение № 20) со второго этажа, составляет менее 1.2 м (1,08 м);

- ступени наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение № 20) со второго этажа, выполнены не в сплошном исполнении (ступени разрезные);

- ширина проступи ступеней наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение № 20) со второго этажа, составляет менее 0.2 м (0,14м).

Так как средства на исполнение предписаний органов пожарного надзора в бюджете МО «Город Псков» на 2024 года не предусмотрены, истец просил суд обязать ответчиков устранить выявленные нарушения законодательства в области пожарной безопасности в срок до 31.12.2024, обязав Администрацию г. Пскова обеспечить финансирование по выполнению указанного вида работ.

Представитель истца в судебном заседании уточнил заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил провести указанные работы в срок до 01.09.2025.

Уточненные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Администрации г. Пскова, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ранее в судебном заседании указал, что нарушения в части кабельных линий, электропроводки систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного оповещения на путях эвакуации в здании детского сада возможно устранить в течение текущего года, ведется поиск средств на устранение.

Работы по устранению иных нарушений будут выполнены после проведения соответствующих аукционов.

Понуждение Администрации г. Пскова к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников № 27 «Аленушка» в судебном заседании обстоятельства, изложенные в иске, не оспаривал, указав, что возможность выполнить необходимые работы в срок, указанный в исковом заявлении, зависит от финансирования, особенностей заключения контрактов.

Представитель третьего лица Управления образования Администрации г. Пскова в судебном заседании полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению, относительно срока выполнения работ привел доводы, аналогичные доводам ответчика.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон «Технический регламент о пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно Федеральному закону № 123-ФЗ положения указанного нормативного акта об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; 2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; 3) разработке технической документации на объекты защиты.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.

Статьей 9 Закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Из анализа названных норм следует, что ответственность за жизнь и безопасность несовершеннолетних несет образовательное учреждение.

В соответствии со статьей 82 Технического регламента требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

Выбор конкретных марок кабельной продукции для прокладки данных систем осуществляется организацией-проектировщиком либо организацией, выполняющей работы по ее монтажу, на основании имеющихся сертификатов соответствия продукции требованиям Технического регламента.

Статьей 53 Закона № 123-ФЗ определено, что каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты (часть 1).

Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения) (часть 2).

В силу статьи 89 Закона № 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения (часть 1). Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» (часть 2).

Помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, согласно части 1 статьи 91 Закона № 123-ФЗ оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности названных объектов на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Установлено, что по результатам совместной проверки МБДОУ установлено необеспечение безопасных условий обучения и воспитания:

- кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в здании детского сада выполнены не сохраняющими работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (в том числе превышен срок службы эксплуатации составных частей автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией;

- настенные речевые оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией людей установлены на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя менее 0,15 (расстояние до потолка составляет 0,05 м);

- допускается размещение ручных пожарных извещателей на лестничных клетках;

- покрытие полов в помещениях раздевалок, спален, групповых, на первом и втором этажах выполнено из материалов с классом пожарной опасности более чем КМ2 (линолеум, сертификатов соответствия не представлено);

- ширина в свету марша наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение № 2) со второго этажа, составляет ее 0,8 м (0,7м);

- высота ограждения наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение № 2) со второго этажа, составляет менее 1,2 м. (1,1 м);

- ступени наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение второго этажа, выполнены не в сплошном исполнении (ступени разрезные);

- ширина проступи ступеней наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение № 2) со второго этажа, составляет менее 0,2 м. (0,15 м);

- ширина в свету марша наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение № 29) со второго этажа, составляет менее 0.8 м (0,71 м);

- высота ограждения наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение № 20) со второго этажа, составляет менее 1.2 м (1,08 м);

- ступени наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение № 20) со второго этажа, выполнены не в сплошном исполнении (ступени разрезные);

- ширина проступи ступеней наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения спальни (помещение № 20) со второго этажа, составляет менее 0.2 м (0,14м) (л.д. 14-16).

Из содержания ответа Управления образования Администрации г. Пскова от 26.08.2024 следует, что по решению Псковской городской Думы от 27.04.2024 МБДОУ выделены денежные средства в размере 579 155 рублей на капитальный ремонт автоматической пожарной сигнализации.

По состоянию на 28.06.2024 МБДОУ заключен договор на изготовление ПСД с ООО «Изборский парк»

Потребность в дополнительном финансировании на полное исполнение требований противопожарного законодательства включена в реестр первоочередных мероприятий Управления образования Администрации г. Пскова на 2024 и плановый 2025-2026 гг. (л.д. 101-102).

Техническое задание и локальный сметный расчет на разработку проектно-сметной документации представлены МКУ г. Пскова «Стройтехнадзор» 02.05.2024 (л.д. 103-111).

Принимая во внимание то обстоятельство, что образовательные учреждения должны соответствовать требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям, иное влечет угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Статья 120 ГК РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.

Пунктом 1.9 Устава МБДОУ определено, что учредителем МБДОУ является МО «город Псков» в лице Администрации г. Пскова.

Источниками формирования финансовых средств МБДОУ являются средства бюджета МО «Город Псков» (п. 7.2 Устава).

В связи с чем требование об обязании Администрацию г. Пскова обеспечить финансирование на выполнение работ также подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом позиции сторон, обстоятельств дела суд полагает разумным установить срок выполнения работ до 01.09.2025.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск заместителя прокурора г. Пскова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Пскова, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников № 27 «Аленушка» об устранении выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников № 27 «Аленушка» в срок до 01.09.2025 устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Обязать Администрацию г. Пскова обеспечить финансирование МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников № 27 «Аленушка» по выполнению по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                              З.И. Пулатова

Мотивированное решение изготовлено 26.07.2024.

2-2329/2024 ~ М-1331/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора г.Пскова
Ответчики
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осущствлением социально-личностного развития воспитанников №27 "Аленушка"
Администрация г.Пскова
Другие
Управление образования Администрации г. Пскова
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Пулатова Зарина Ибрагимовна
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
08.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2024Передача материалов судье
10.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.06.2024Предварительное судебное заседание
02.07.2024Предварительное судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее