№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2023 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Игроковой И.А.,
с участием истца Игнатьева Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьева Ю.Н. к администрации Пудожского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Игнатьев Ю.Н. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Пудожского муниципального района, в котором указал, что с 2006 он проживает по адресу: <адрес>, где зарегистрирован. Указанный дом находится в аварийном состоянии, а его квартира не пригодна для проживания с 2010: печное отопление полностью уничтожено, подвал залит сточной водой до пола, стены осыпались, окон нет, стекла все разбиты, крыша протекает, полы разобраны, дверь не закрывается, общее перекрытие дома полностью сгнило. При освобождении истца из мест лишения свободы истец не сможет проживать в указанной квартире или снять жилье, поскольку его пенсия 8200 руб. Ответчик игнорирует обращения истца, в том числе, пригласить комиссию, сфотографировать, составить материал проверки. Просил: признать незаконным бездействие ответчика по непредоставлению жилья и не проведению его экспертизы, отказе в предоставлении ответов на обращения истца; обязать ответчика предоставить истцу жилье, выдать справку формы №9, провести экспертизу дома и квартиры на предмет возможности проживания; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 300000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Пяльмского сельского поселения.
Истец Игнатьев Ю.Н. в судебном заседании уточнил заявленные требования, просив обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 300000 руб. Также пояснил, что дом построен лет 40-50 назад, ранее это была контора леспромхоза. Дом просел, в квартире истца имеется погреб, в котором вода, рамы сгнили. От администрации Пудожского муниципального района получен ответ, что по результатам обследования дома установлены признаки аварийности. Истец страдает тяжелым хроническим заболеванием и имеет право на внеочередное предоставление жилья, которое просит предоставить в г.Петрозаводске, поскольку, как ему известно, в п.Пяльме и г.Пудоже жилого фонда нет. Заключение о непригодности жилья и справка о регистрации в настоящее время им получены. Просит взыскать компенсацию морального вреда, поскольку в ближайшее время он освобождается из мест лишения свободы, и ему некуда ехать. Иного жилого помещения у него не имеется.
Ответчик - администрация Пудожского муниципального района своего представитель в суд не направила.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Парамонова С.Н. с исковыми требованиями не согласилась. Сообщила, что постановлением ответчика от 11.08.2023 многоквартирный дом, указанный в иске, признан аварийным и подлежащим сносу. В действующую программу по расселению из аварийного жилья данный дом не включен, следующая программа, рассчитанная на 5 лет, будет действовать с 2024, но многоквартирный дом, в котором зарегистрирован истец, в нее не попадает. На поступившее к ответчику единственное обращение в установленный законом срок был дан ответ. Ответчик не согласен с требованием о предоставлении истцу жилого помещения, поскольку в Пяльмском сельском поселении отсутствует жилой фонд, пригодный для проживания. Также истцом не подтверждена необходимость предоставления жилого помещения, он не обращался в администрацию сельского поселения за постановкой на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - администрация Пяльмского сельского поселения извещено о времени и месте рассмотрения дела, которое просило рассматривать в свое отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Закрепляя право на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции РФ).
Как следует из содержания ст.14 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ), к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Статьей 49 ЖК РФ установлено, что категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном жилищном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В п.п.1, 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам:
жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Приказ Минздрава России от 29.11.2012 №987н.
По смыслу названных положений основанием для возникновения права на внеочередное получение жилья лиц из числа граждан, указанных в п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, является признание в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции занимаемого ими ранее жилого помещения, а также подтверждение объективной нуждаемости в жилом помещении.
Для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в силу положений п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ необходимо наличие одновременно трех условий: в составе семьи имеется больной, страдающий хроническим заболеванием, предусмотренном Перечнем, указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, а также проживают в квартире, занятой несколькими семьями.
Условий, дающих истцу право на внеочередное обеспечение жильем по основаниям, установленным п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, из материалов дела не усматривается.
При этом судом установлено, что Игнатьев Ю.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес>, квартира однокомнатная площадью 20 кв.м., что подтверждается справкой администрации Пяльмского сельского поселения.
Данные о регистрации ответчика по указанному адресу с 26.06.2008 также подтверждены информацией ОМВД России по Пудожскому району.
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним истец не обладает правами собственности на жилье.
Согласно акта обследования от 09.08.2023 межведомственной комиссии при администрации Пудожского муниципального района, в ходе обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что: фундамент ленточный, брусчатый, конструкции фундамента деформированы, отсутствует отмостка по периметру, неравномерная осадка фундамента. Постепенная потеря прочности дома. Общая деформация дома. Искривление вертикальных линий стен. Проявление органических древесных паразитов (грибковое заражение материала, дереворазрушающее) вызывающих почернение дерева. Снижение прочности, как следствие. Прогиб кровли. Поражение гнилью досок кровельного настила. Замачивание, поражение гнилью карнизной части стен. Гниение конструкции чердака, трещины, прогибы балок чердачного перекрытия. Поражение гнилью и жучком досок пола, прогибы, просадки. Общий износ деревянных конструкций оконных блоков. Оконные переплеты, коробка и подоконная доска поражены гнилью и жучком. Дверные полотна рассохлись, имеют неплотный притвор по периметру коробки. Сопротивление изоляции не отвечает требованиям. ВРУ устаревшие, контур заземления отсутствует. Ослабление каменной кладки трубы печного отопления, выпадение кирпичей, выкрашивание раствора.
По заключению межведомственной комиссии от 09.08.2023 указанный многоквартирный жилой дом подлежит признанию аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Пудожского муниципального района от 11.08.2023 № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05.03.2009 №376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с п.34 указанного Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Учитывая, что в ходе обследования жилого дома, где зарегистрирован истец, зафиксированы повреждения и деформации его основных конструктивных элементов (фундамента, стен и кровли), что в силу вышеизложенного свидетельствует об исчерпании их несущей способности, суд находит, что нуждаемость истца во внеочередном предоставлении жилого помещения объективно подтверждена материалами дела.
Доводы ответчика об не обращении истца в администрацию сельского поселения за постановкой на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, по мнению суда, не могут являться основанием для отказа в иске.
Согласно информации, представленной администрацией Пяльмского сельского поселения, Игнатьев Ю.Н. обращался в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, но ему было отказано в постановке на учет по мотивам не предоставления ряда личных документов и справок, выдаваемых самой администрацией поселения.
Вместе с тем суд учитывает, что доказательства, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст.51 ЖК РФ, для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, имеются. При этом отказ администрации Пяльмского сельского поселения носит формальный характер, в то время как истец, находящийся в настоящее время в местах лишения свободы, ограничен в возможности предоставления документов.
Вопросы местного значения городского, сельского поселения определены в ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп.1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).
В силу ч. 4 ст. 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Законом Республики Карелия от 22.12.2014 №1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения» за сельскими поселениями в Республике Карелия закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п.п.5, 8, 33.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, действующее законодательство относит решение вопросов обеспечение нуждающихся в жилых помещениях граждан, проживающих в Пудожском районе РК, к компетенции администрации Пудожского муниципального района.
При таких обстоятельствах, исковые требования к ответчику о предоставлении Игнатьеву Ю.Н. жилого помещения подлежат удовлетворению.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст.86 - 89 Жилищного кодекса РФ.
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.
Таким образом, из указанных правовых норм следует, что по общему правилу предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, и не является формой улучшения жилищных условий граждан. Предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья должно соответствовать критерию равнозначности жилых помещений, в том числе находиться в черте данного населенного пункта, где расположено жилое помещение, признанного аварийным и подлежащим сносу.
В связи с изложенным, жилье взамен утраченного подлежит предоставлению истцу в п.Тамбицы, исходя из его прежней площади.
Оценивая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По тем же правилам возмещается и причиненный гражданину моральный вред.
Статьей 1101 ГК РФ определено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, ее размер определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как предусмотрено ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как разъяснено в абз.3 п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», по общему правилу, установленному статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Необходимыми условиями для возложения обязанности по возмещению вреда, в том числе по компенсации морального вреда, являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Анализ приведенных положений закона и разъяснений по их применению указывает на то, что обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются противоправные действия причинителя вреда, наличие причинной связи между его действиями и вредными последствиями и вина причинителя в наступлении вредных последствий. Наличие вины причинителя вреда необязательно в случаях, прямо предусмотренных ст.1100 ГК РФ и п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33.
Таким образом, для возложения на ответчика обязанности по компенсации морального вреда истец должен был доказать факт причинения вреда, обосновать его размер, а также то, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вместе с тем истцом в ходе рассмотрения дела истцом не приведено доводов и не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении его личных неимущественных прав противоправными действиями ответчика, которые могли бы являться основанием для взыскания компенсации морального вреда.
При указанных обстоятельствах исковые требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная истцом при обращении в суд, в размере 300 руб.
Согласно ст.333.40 НК РФ истцу подлежи возвращению излишне уплаченная на основании поручения о перечислении средств от 02.08.2023 №2870 государственная пошлина в размере 100 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить частично.
Обязать администрацию Пудожского муниципального района (ИНН 1015001457) предоставить Игнатьеву Ю.Н. (паспорт №) вне очереди на условиях социального найма жилое помещение в п.Тамбицы Пудожского района Республики Карелия, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 20 кв.м.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации Пудожского муниципального района (ИНН 1015001457) в пользу Игнатьева Ю.Н. (паспорт №) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Возвратить Игнатьеву Ю.Н. (паспорт №) излишне уплаченную на основании поручения о перечислении средств от 02.08.2023 № государственную пошлину в размере 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.10.2023.
Судья Точинов С.В.