Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-188/2020 ~ М-105/2020 от 23.01.2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 февраля 2020 года город Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Казгалеевой М.И.,

при ведении протокола судебного заседания Фоминых О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-188/2020 по иску Батовой Оксаны Анатольевны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты,

у с т а н о в и л:

Батова О.А. обратилась в суд с названным иском, указав, что является ветераном труда, в связи с чем 16.12.2019 она обратилась в отдел социальной защиты населения Тульской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, в чем решением ответчика от 19.12.2019 № 56 ей было отказано.

Ссылаясь на положения ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», истец считает неправомерным отказ ответчика в назначении указанной выплаты, и просит признать за нею право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, обязав ответчика выплачивать ее с 16.12.2019.

В судебное заседание Батова О.А. не явилась. В письменном заявлении, представленном суду, просила о рассмотрении дела в ее отсутствии. Заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области Управление социальной защиты населения Тульской области в судебное заседание не явился, о времени месте его проведения извещен надлежащим образом. В ранее представленных возражениях по иску представитель ответчика по доверенности Миляева И.А. указала, что в соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты и административным регламентом, утвержденным приказом Минтруда и соцзащиты ТО 15.11.2019, граждане, претендующие на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 7 Закона ТО № 493-ЗТО, должны достигнуть возраста, дающего право получать пенсию, одновременно по ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и по ФЗ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Ввиду отсутствия документов, подтверждающих право на получение трудовой пенсии, полагает, что право на предоставление мер социальной поддержки у истца возникнет по достижении пенсионного возраста, в зависимости от факта и продолжительности проживания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст.22 названного Закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004), а при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Судом установлено, что Батова О.А., проживающая согласно паспорту, в <адрес>, является ветераном труда, о чем 25.11.2019 ей выдано удостоверение <данные изъяты> , копия которого имеется в материалах дела Трудовой стаж Батовой О.А. подтвержден представленной копией трудовой книжки (л.д.9,10,28-30).

16.12.2019 Батова О.А. в установленном порядке обратилась в отдел социальной защиты населения по Узловскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. Сведений о том, что Батова О.А. является получателем установленных действующим законодательством мер социальной поддержки, в материалах дела не имеется (л.д.20,21).

Решением ГУ ТО Управление социальной защиты населения Тульской области от 19.12.2019 в удовлетворении заявленных требований Батовой О.А. было отказано.

Основанием к отказу в предоставлении истцу ежемесячной денежной выплаты послужило не достижение ею пенсионного возраста, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.

Суд считает, что указанная позиция ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе, и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Несостоятельными суд считает и доводы Управления СЗН Тульской области о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку он не является получателем пенсии в соответствии с Федеральными законами № 166-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» и № 400-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении».

Административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области» (утв. Приказом министерства труда и социальной защиты Тульской области от 15.11.2019 № 634-осн) к заявителям на предоставление ежемесячной денежной выплаты отнесены ветераны труда, а также, граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях», или при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин независимо от прекращения ими трудовой деятельности (п.п.1 п. 2).

Однако, в силу статьи 7 ЗТО № 493 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004. Действие Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида мер социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

Согласно п.п. 4 п. 1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 № 30, предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

В данном случае, таким учреждением является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу ежемесячной денежной выплаты.

Изложенное свидетельствует об ошибочном толковании ответчиком положений упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, с учетом приведенных норм права, принимая во внимание, что истец является ветераном труда, жителем Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки, органами социальной защиты ей неправомерно отказано в предоставлении названной выше льготы.

Разрешая требования Батовой О.А. о назначении ей как ветерану труда ежемесячной денежной выплаты с даты обращения с соответствующим заявлением, то есть с 16.12.2019, суд приходит к выводу об их обоснованности в, подлежат удовлетворению, с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управление СЗН Тульской области».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Батовой Оксаны Анатольевны удовлетворить.

Признать за Батовой Оксаны Анатольевны право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО, обязав Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить и выплачивать её с 16 декабря 2019 г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий      подпись М.И. Казгалеева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-188/2020 ~ М-105/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Батова Оксана Анатольевна
Ответчики
УСЗН
Другие
Министерство труда и социальной защиты ТО
Суд
Узловский районный суд Тульской области
Судья
Казгалеева Марина Илимесовна
Дело на сайте суда
uzlovsky--tula.sudrf.ru
23.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2020Передача материалов судье
28.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2020Подготовка дела (собеседование)
12.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2020Судебное заседание
03.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее