Дело № 2-3403/2023
УИД 38RS0033-01-2022-004694-98
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2023 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Андреева А. С.,
при секретаре Брутчиковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» об устранении нарушений лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось с иском в суд к ответчику с требованиями обязать АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» выполнить по договору аренды лесного участка от 00.00.0000 года У в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу следующие противопожарные мероприятия: установку и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (аншлаги)– 1 шт.; устройство противопожарных минерализованных полос – 1,6 км. Приостановить деятельности АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» (ОГРН 1173850018540) по осуществлению геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от 00.00.0000 года У до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов за 2021 год, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства. Запретить АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» передавать права и обязанности по договору аренды лесных участков от 00.00.0000 года У иным лицам до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов.
Требования мотивирует тем, что на основании договора аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений от 00.00.0000 года У АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» является арендатором лесного участка площадью 15 га., расположенного: Красноярский край, Кежемский район, КГБУ «Кодинское лесничество», Цембинское участковое лесничество, кварталы №У (часть выделов 11, 27), 182 (часть выдела 10), с номером учетной записи в государственном лесном реестре У3327-11. Отделом охраны и защиты лесов министерства представлена ведомость плановых и фактически выполненных мероприятий на территории Красноярский край, Кежемский район, КГБУ «Кодинское лесничество», арендаторами в 2021 году, КГБУ «Кодинское лесничество», предоставлен отчет от 00.00.0000 года № б/н по выполнению противопожарных мероприятий за 2021 год АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» по договору аренды лесного участка от 00.00.0000 года У. Согласно данной ведомости и отчету лесничества АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» не выполнены следующие мероприятия:
установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (аншлаги)– 1 шт.;
устройство противопожарных минерализованных полос – 1,6 км.
Представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ путем направления по адресу регистрации заказного письма, которое получено лично, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовал, возражений относительно иска не представил.
Представители третьего лица КГБУ «Кодинское лесничество» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. №13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие (п. 3).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных прав.
Учитывая, вышеизложенное, суд руководствуясь ст.ст.167, 233 ГПК РФ полагает рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика, в заочном порядке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, от 7 июня 2000 года N 10-П, от 2 июня 2015 года N 12-П).В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу требований статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно статье 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
иные меры пожарной безопасности в лесах.
Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров.
Невыполнение мероприятий по противопожарному обустройству лесов, затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено в судебном заседании, 00.00.0000 года между истцом и АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» заключен договор аренды лесного участка У, согласно которому АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» является арендатором лесного участка площадью 15 га., расположенного: Красноярский край, Кежемский район, КГБУ «Кодинское лесничество», Цембинское участковое лесничество, кварталы №У (часть выделов 11, 27), 182 (часть выдела 10), с номером учетной записи в государственном лесном реестре У3327-11.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 3.4. договора, арендатор обязан осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на основании проекта освоения лесов.
Проектом освоения лесных участков к договору предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов.
В соответствии с таблицей 5.2 (13) проекта освоения лесов, разработанного к договору аренды АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
Отделом охраны и защиты лесов министерства представлена ведомость плановых и фактически выполненных мероприятий на территории Красноярский край, Кежемский район, КГБУ «Кодинское лесничество», арендаторами в 2021 году, КГБУ «Кодинское лесничество», предоставлен отчет от 10.02.2022 № б/н по выполнению противопожарных мероприятий за 2021 год АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» по договору аренды лесного участка от 08.10.2020 г. № 308. Согласно данной ведомости и отчету лесничества АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» не выполнены следующие мероприятия:
установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (аншлаги)– 1 шт.;
устройство противопожарных минерализованных полос – 1,6 км.
Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено.
Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьёй 56 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд полагает запретить АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 08.10.2020 г. № 308 иным лицам до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в размере 300 рублей за подачу искового заявления неимущественного характера, подлежит взысканию с АО «ИНК-КРАСНОЯРСК»
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198; 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» (ОГРН 1173850018540) об устранении нарушения лесного законодательства удовлетворить.
Обязать АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» выполнить по договору аренды лесного участка от 08.10.2020 г. № 308 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу следующие противопожарные мероприятия:
-установку и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (аншлаги)– 1 шт.;
-устройство противопожарных минерализованных полос – 1,6 км.
Приостановить деятельности АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» (ОГРН 1173850018540) по осуществлению геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от 08.10.2020 г. № 308 до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
Запретить АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» передавать права и обязанности по договору аренды лесных участков от 08.10.2020 г. № 308 иным лицам до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов.
Взыскать с АО «ИНК-КРАСНОЯРСК» (ОГРН 1173850018540) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Председательствующий А.С.Андреев
Мотивированное заочное решение изготовлено 07 апреля 2023 года.
Копия верна: А.С.Андреев