УИД 03RS0019-01-2022-001126-03 Дело 2 - 891/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Аскарово Абзелиловского района
Республики Башкортостан 15 сентября 2022 года
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Янузаковой Д.К.,
при ведении протокола помощником судьи Ильясовой Г.Ю.,
с участием представителя истца Зекриной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Латыповой Г.Ф. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Республике Башкортостан о признании решения незаконным, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Латыпова Г.Ф. обратилась с названным иском в суд, указывая, что решением ГУ Отделение пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано, при этом не включены в стаж республиканские праздники 2 месяца. По решению ОПФ на ДД.ММ.ГГГГ истцом выработано 25 лет 11 месяцев 18 дней специального педагогического стажа. По подсчетам истца на ДД.ММ.ГГГГ ее специальный льготный стаж должен составлять 26 лет 1 месяц 18 дней, 25 летний специальный стаж ее выработан ДД.ММ.ГГГГ.
Просит обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации включить в стаж работы Латыповой Г.Ф., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии периоды нерабочих республиканских праздничных дней: 11.10.2021, 20.07.2021, 13.05.2021, 11.10.2020, 31.07.2020, 24.05.2020, 11.10.2019, 04.06.2019, 11.08.2019, 15.06.2018, 21.08.2018, 11.10.2018, 25.06.2017, 01.09.2017, 11.10.2017, 05.07.2016, 12.09.2016, 11.10.2016, 17.07.2015, 24.09.2015, 11.10.2015, 28.07.2014, 04.10.2014, 11.10.2014, 08.08.2013, 11.10.2013, 15.10.2013, 11.10.2012, 25.10.2012, 27.11.2009, 11.10.2009, 20.09.2009, 24.12.2008, 08.12.2008, 11.10.2008, 30.09.2008, 24.12.2007, 20.12.2007, 12.10.2007, 11.10.2007, 24.12.2006, 23.11.2006, 11.10.2006, 10.01.2006, 24.12.2005, 03.11.2005, 11.10.2005, 20.01.2005, 01.02.2004, 11.10.2004, 14.11.2004, 24.12.2004, 11.02.2003, 11.10.2003, 25.11.2003, 24.12.2003, 05.12.2002, 22.02.2002, 11.10.2002, 24.12.2002;
признать, что на 24.01.2022 Латыповой Г.Ф. выработан специальный педагогический стаж продолжительностью 26 лет 1 месяц 18 дней;
признать, что на 07.12.2020 Латыповой Г.Ф. выработан специальный 25-летний педагогический стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости;
признать, что с 10.06.2022 Латыпова Г.Ф., после подачи повторного заявления в Пенсионный фонд, получает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью;
обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан возместить госпошлину в пользу Латыповой Г.Ф. в размере 300 рублей.
В последующем истец уточнил исковые требования, просит считать незаконным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный страховой стаж республиканских праздничных дней в количестве 60 дней; обязать ответчика включить ФИО5 указанные дни, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, извещен надлежащим образом, направил возражения по иску, согласно которым просит отказать, указывает, что региональные праздничные дни за период работы истца составили 02 месяца, они не предусмотрены ТК РФ, с их включением право возникнет ДД.ММ.ГГГГ. Просит рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Латыпова Г.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении указанной пенсии по причине того, что данное право может быть реализовано не ранее сроков, указанных в приложении № к Федеральному закону от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В стаж включены период 25 лет 11 месяцев 18 дней, периоды работы в качестве учителя засчитаны за исключением нерабочих праздничных дней в соответствии с законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № ВС-10/21 «О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан».
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (далее - Закон СССР от 14 июля 1956 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 1 января 2015 введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся педагогической деятельностью, установлены пунктом 19 части 1 статьи 30 указанного закона, согласно которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого Закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного Закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 N 555, которым определено, что основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца;
приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", которым установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Конституцией Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), а также полномочия субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 73).
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "б", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П).
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Согласно пункту 7 статьи 4 названного Федерального закона по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21 "О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан" в Республике Башкортостан нерабочими праздничными днями являются, в частности, день Республики – 11 октября, Ураза-байрам и Курбан-байрам, приходившиеся на указанный выше спорный период. До 14.12.2009 года к нерабочим праздничным дням относилось 24 декабря – День Конституции РБ (Закон РБ от 02.12.2009 N 186-з).
В статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации. Однако каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции, поэтому, правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне.
Кроме того, в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти.
Издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из указанных особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 приведенных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
В силу статьи 106 Трудового кодекса Российской Федерации временем отдыха является время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
В соответствии со статьей 107 Трудового кодекса РФ нерабочие праздничные дни являются временем отдыха.
Согласно статье 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд считает, что отсутствие в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.
Соответственно, нерабочие праздничные дни, приходящиеся в период с 22.02.2002 по 11.10.2021 (60 дней) на Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, День Конституции РБ, День Республики Башкортостан в количестве 60 дней подлежат включению в специальный стаж истца.
Итого, стаж истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, с учетом включенных настоящим решением суда периодов, составит 26 лет 01 мес. 28 дней, необходимый 25 летний стаж истцом был выработан 07.12.2020 года.
С 1 января 2019 года пенсия лица, осуществлявшим педагогическую деятельность может быть назначена только через определенный период времени (срок) после выработки необходимого стажа. Данный период в 2020 году составляет 24 месяца, соответственно (п.19 ч.1, ч.1.1, 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение № 7 к Закону N 400-ФЗ).
Однако, частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Требуемый 25-летний стаж педагогической деятельности выработан истцом 07.12.2020 года, а потому, с учетом приведенных выше норм права, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникает у нее с 08.06.2022.
Соответственно, требования истца в части назначения ей досрочной страховой пенсии с указанной даты также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Латыповой Г.Ф. (паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по РБ) к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Республике Башкортостан о признании решения незаконным, назначении пенсии удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения Отделение пенсионного фонда РФ по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным частично.
Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан включить в специальный стаж Латыповой <адрес> дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости нерабочие праздничные дни Республики Башкортостан: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 05.07.2016, 12.09.2016, 11.10.2016, 17.07.2015, 24.09.2015, 11.10.2015, 28.07.2014, 04.10.2014, 11.10.2014, 08.08.2013, 11.10.2013, 15.10.2013, 11.10.2012, 25.10.2012, 27.11.2009, 11.10.2009, 20.09.2009, 24.12.2008, 08.12.2008, 11.10.2008, 30.09.2008, 24.12.2007, 20.12.2007, 12.10.2007, 11.10.2007, 24.12.2006, 23.11.2006, 11.10.2006, 10.01.2006, 24.12.2005, 03.11.2005, 11.10.2005, 20.01.2005, 01.02.2004, 11.10.2004, 14.11.2004, 24.12.2004, 11.02.2003, 11.10.2003, 25.11.2003, 24.12.2003, 05.12.2002, 22.02.2002, 11.10.2002, 24.12.2002 (2 месяца);
Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан назначить Латыповой Г.Ф. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан апелляционной жалобы.
Председательствующий Д.К. Янузакова