Дело № 5-49/2023
УИД 55RS0№-91
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
р.п. Оконешниково Омской области 19 декабря 2023 г.
ул. Пролетарская, д. 68
Оконешниковский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Батуриной И.Ю.,
при секретаре Хохловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица
муниципального унитарного предприятия «Коммунальник» Оконешниковского муниципального района Омской области, место нахождения: <данные изъяты>,
установил:
09.10.2023 в 12 час. 00 мин. по адресу: ... МУП «Коммунальник» Оконешниковского муниципального района Омской области допущена эксплуатация территории первого пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, территория подвержена случайному загрязнению, не охраняется, на момент проверки на территории первого пояса зоны санитарной охраны находилась корова на выпасе.
Представитель юридического лица МУП «Коммунальник» в судебном заседании участия не принимал, согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, вину в совершении правонарушения признал, юридическим лицом приняты меры к устранению нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, изучив письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо подлежит административной ответственности, согласно ст. 1.5 КоАП РФ, только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если было установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 4 ст. 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
В ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отражено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероп В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Как следует из ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 данного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.
Частью 2 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.Согласно пункту 105 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны (ЗСО) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в границах ЗСО должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» определено, что зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть единовременными, осуществляемыми до начала эксплуатации водозабора, либо постоянными, режимного характера (пункт 3.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (пункт 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Вина МУП «Коммунальник» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: протоколом об административном правонарушении от 10.11.2023, с содержанием которого директор предприятия ФИО2 был ознакомлен, что подтверждается его подписью, возражений, дополнений не заявлял; фотографиями; объяснением представителя МУП «Коммунальник»; протоколом осмотра от 09.10.2023, актом внеплановой выездной проверки от 04.10.2023 №/вп.
Проверка юридического лица проводилась на основании решения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе от 04.10.2023 о проведении внеплановой выездной проверки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 57 Федерального закона РФ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российский Федерации», требованием прокуратуры Омской области от 29.09.2023 №.
Указанные выше доказательства суд признает допустимыми, соответствующими требованиям ст. 26.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом с соблюдением требований КоАП РФ.
Действия юридического лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу, не имеется.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в отношении МУП «Коммунальник», по мнению суда, являются признание вины, принятие мер к устранению выявленных нарушений. Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, а также разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях». Принимая во внимание изложенное, а также реальную возможность наступления негативных последствий для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, суд, полагая, что наказание МУП «Коммунальник» в виде административного штрафа не сможет обеспечить достижение целей административного наказания, предотвратить создавшуюся угрозу здоровью и жизни людей, приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности территории первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения. Определяя срок административного приостановления деятельности, суд учитывает отсутствие применения меры обеспечения по настоящему делу в виде временного запрета деятельности должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, а также время, необходимое для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 29.5-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
постановил:
Признать виновным юридическое лицо муниципальное унитарное предприятие «Коммунальник» Оконешниковского муниципального района Омской области (№) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности территории первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения по адресу: ..., сроком на 10 (десять) суток, исчисляя начало срока с момента фактического приостановления деятельности.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить представителю МУП «Коммунальник», что в соответствии с ч. 3 ст. 3.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях судья на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, создающие угрозу жизни и здоровью людей, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Омский областной суд путем подачи жалобы через Оконешниковский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.Ю. Батурина