Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-304/2024 (2-1350/2023;) ~ М-1000/2023 от 01.12.2023

Дело № 2-304/2024

УИД24RS0054-01-2023-001284-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2024 года                                                                                                   город Ужур

                 

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Сазоновой О.В.,

при секретаре Кривогорницыной Е.А.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Сакутина А.В., представителя ответчика КГБУЗ «Ужурская РФ» Полынцевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ужурская районная больница» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к КГБУЗ «Ужурская РБ» о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения КГБУЗ «Ужурская районная больница» требований законодательства о социальной защите инвалидов. Одними из основных принципов охраны здоровья, согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья иобеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.Согласно пунктам 5 и 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в РоссийскийФедерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2015 г. № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» определены правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи.Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски: условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного и с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью сотрудников, предоставляющих услуги; провождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно- точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами; при необходимости оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.При этом в КГБУЗ «Ужурская районная больница» отсутствуют цветовые разметки при перепадах уровней пола, отсутствуют кнопки вызова персонала, необходимая звуковая и зрительная информация, а также надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, необходимым для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с учетом ограничений их жизнедеятельности в помещениях, доступных санитарно-гигиенических помещений. Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 утвержденных Приказом Минстроя России от 31 мая 2022 г. N 434/пр. Как следует из п. 1.2 Устава КГБУЗ «Ужурская районная больница» учредителем учреждения является Красноярский край. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Красноярского края осуществляет Министерство здравоохранения Красноярского края. Пунктом 2.1 Устава КГБУЗ «Ужурская районная больница» создано для оказания работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Красноярского края полномочий Учредителя в сфере здравоохранения.Пункт 4.3 Устава КГБУЗ «Ужурская районная больница» содержит указание на источники формирования финансовых ресурсов. В пункте 3.2 указан перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции Учредителя. Руководствуясь ст. 12 ГК РФ, прокурор Ужурского района Красноярского края просит: обязать КГБУЗ «Ужурская районная больница» обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установления по адресу: <адрес>, информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании; установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения; установить тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца - старший помощник прокурора Ужурского района Красноярского края Сакутин А.В. в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.

Представитель ответчика КГБУЗ «Ужурская РБ» Полынцева Е.В. в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме. Суду пояснила, что в настоящее время проводится работа по устранению выявленных нарушений, подготовлена документация на проведение аукциона. Денежные средства на выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений имеются. Не оспаривает факты нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов, указанные в иске, а также необходимость их устранения. Сроки, указанные в исковом заявлении, достаточны для устранения нарушений.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основополагающих принципов охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья иобеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

В силу ст. 2 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

На основании ст. 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения также является одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в Законе Красноярского края №12-5794 от 21.04.2011 «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к жилым помещениям и общему имуществу в многоквартирном доме, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемым в них услугам, беспрепятственного пользования средствами связи и информации в Красноярском крае».

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2015 № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» определены правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски: условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного и с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью сотрудников, предоставляющих услуги; провождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно- точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами; при необходимости оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.

Согласно пунктов 3.1.5, 3.1.6 и 5.3.6 ГОСТ Р 59601-2021 «Тактильные мнемосхемы и указатели» тактильный указатель- это тактильные пиктограммы, знаки, таблички, выполненные с применением плоскопечатного шрифта и шрифта Брайля, используемые для получения слепыми и слабовидящими людьми полноценной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве. Тактильная мнемосхема- это тактильно- визуальное средство отображения информации, предназначенное для предварительной пространственной ориентации слепыми и слабовидящими людьми которое содержит графическое изображение плана здания, сооружения, территории с обозначением объектов выполненным плоскопечатным шрифтом и рельефно- точечным шрифтом Брайля. Тактильные мнемосхемы должны передавать информацию следующего содержания: наименование объекта расположения мнемосхемы; знак доступности объекта для инвалидов по зрению, тактильный указатель, обозначающий место расположения мнемосхемы; схему объекта с нанесением на ней всех помещений доступных для инвалидов по зрению с указанием путей движения пунктирной линией. Имеющей тактильный эффект; тактильные сноски с названиями помещений, расположенных на мнемосхеме, выполненных плоскопечатным шрифтом и дублированных шрифтом Брайля; иная необходимая информация прямо или косвенно влияющая на безопасность незрячего или слабовидящего человека при движении по указанному маршруту.

В соответствии с пунктами 3.30, 3.31, 5.3.1.1, 5.3.2.8, 5.3.4.1 ГОСТ Р 59602-2021 «Тактильно- визуальные средства информирования и навигации для инвалидов по зрению» тактильно- визуальная схема (тактильная схема, мнемосхема)- это схема, содержащая рельефное, рельефно- графическое и графическое изображение схемы объекта (части объекта), с обозначением функциональных зон (путей движения, помещений) в виде пиктограмм, знаков, символов, букв и цифр, а также надписей, выполненных РЛШ и РТШ Брайля, в том числе предназначенная для общего пользования широким кругом лиц. Тактильные наземные указатели- это пассивные технические средства сигнализации, предупреждающие инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах на путях их следования- на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры. Информация, размещаемая на тактильно- визуальных схемах, должна давать исчерпывающее представление об устройстве (планировке) объекта и отдельных его частей (корпусов, этажей и т.д.), маршрутах и помещениях, доступных для инвалидов. При размещении тактильно- визуальной схемы необходимо обеспечить возможность ее самостоятельного обнаружения слепыми и слабовидящими пользователями. От входа к месту размещения тактильно- визуальной схемы должны быть обустроены направляющие тактильные напольные указатели. Информационное наполнение должно включать, в том числе: наименование объекта.

В силу п. 4.3.7.3 ГОСТ Р 52131-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования» знак доступности объекта для инвалидов по зрению должен быть тактильно- визуальным. Он должен размещаться перед входом в здание или помещение рядом с входной дверью, на стене, со стороны расположения дверной ручки. При наличии тактильно- визуальной информационной таблички с названием и режимом работы объекта знак устанавливается следом за табличкой на том же уровне.

На основании пунктов 4.1.1, 4.1.6, 4.3.1 ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению» тактильные наземные указатели являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах на путях их следования- на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры. Предупреждающие тактильные наземные указатели должны обеспечивать возможность инвалидам по зрению избегать опасностей, способных причинить вред их жизни, здоровью и имуществу на путях следования внутри зданий и сооружений и прилегающих к ним участках. Напольные тактильные наземные указатели обстраивают в том числе в общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения для предупреждения инвалидов по зрению о возможных опасностях на путях их следования, а также для тактильного обозначения путей безопасного передвижения к месту получения услуги.

Согласно п. 5.1.10 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001 информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно- контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875.

Как следует из п. 2.1 Устава КГБУЗ «Ужурская РБ» учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Красноярского края полномочий учредителя в сфере здравоохранения. Предметом деятельности учреждения является медицинская помощь и иные виды разрешенных действующим законодательством и настоящим Уставом работ (услуг), предоставляемых гражданам и юридическим лицам.

Прокуратурой Ужурского района Красноярского края проведена проверка КГБУЗ «Ужурская РБ» соблюдения законодательства в сфере обеспечения прав граждан на охрану здоровья, в том числе требований законодательства о социальной защите инвалидов.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлены факты нарушения КГБУЗ «Ужурская РБ» прав граждан на охрану здоровья, выразившиеся в отсутствии цветовых разметок при перепадах уровней пола, отсутствии кнопки вызова персонала, необходимой звуковой и зрительной информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, необходимым для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с учетом ограничений их жизнедеятельности в помещениях, доступных санитарно-гигиенических помещений.

По результатам проверки 12.05.2023 прокурором Ужурского района Красноярского края главному врачу КГБУЗ «Ужурская РБ» направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения прав граждан на охрану здоровья.

Из ответа на требование от 30.10.2023 о предоставлении информации об устранении нарушений по представлению от 12.05.2023 и.о. обязанности главного врача КГБУЗ «Ужурская РБ» ФИО4 следует, что в части обеспечения доступности для инвалидов заложены средства на 2024 год для устранения выявленных нарушений.

Судом установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, указанные в исковом заявлении, не устранены. Суду не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие об устранении выявленных нарушений. Представитель ответчика в судебном заседании факт не устранения нарушений действующего законодательства о социальной защите инвалидов не оспорила, пояснив, что в настоящее время проводятся мероприятия для устранения указанных в иске нарушений.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения законодательства ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских и других прав и свобод.

Отсутствие финансирования не может являться основанием для неисполнения требований законодательства о защите прав инвалидов. При этом меры, которые предписано выполнить ответчику, направлены на адаптацию учреждения к минимальным потребностям маломобильных групп населения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, следует обязать краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ужурская районная больница» обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установления по адресу: <адрес>, информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании; установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения; установить тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях.

Разрешая вопрос об установлении срока, до которого должны быть устранены недостатки, принимая во внимание характер спора, требования разумности сроков исполнения судебного решения, характер и объем действий, которые необходимо совершить ответчику для исполнения решения, суд считает возможным установить трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого решение суда ответчиком должно быть исполнено. Представитель ответчика в судебном заседании согласилась с предложенным истцом сроком для выполнения мероприятий по устранению нарушений действующего законодательства, указанных в иске.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.

Обязать краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ужурская районная больница» (ИНН , ОГРН ) обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установления по адресу: <адрес>, информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании; установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения; установить тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                 О.В. Сазонова

Решение в окончательной форме составлено и подписано 22 января 2024 года.

2-304/2024 (2-1350/2023;) ~ М-1000/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ужурского района Красноярского края
Ответчики
КГБУЗ "Ужурская районная больница"
Другие
Министерство здравоохранения Красноярского края
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Судья
Сазонова Оксана Владимировна
Дело на странице суда
ujur--krk.sudrf.ru
01.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2023Передача материалов судье
04.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2023Подготовка дела (собеседование)
27.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Дело оформлено
28.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее