Дело № 2-249/2023
УИД 52RS0026-01-2023-000270-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ветлуга 25 октября 2023 года
Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Потапенко В.А., с участием прокурора Ветлужского района Захарова А.В., при секретаре Кротовой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 7 «Золотой ключик» об обязании оборудовать здание общеобразовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ветлужского района Нижегородской области обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 7 «Золотой ключик» об обязании оборудовать здание общеобразовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения указав следующее. Прокуратурой Ветлужского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования. В ходе проверки установлено, что МДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» является объектом 3 категории опасности, не оборудован: системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья учащихся и работников образовательного учреждения.
Просит суд обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Золотой ключик» устранить нарушения и оборудовать МДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения.
В судебном заседании прокурор Ветлужского района Нижегородской области Захаров А.В. заявленные прокурором исковые требования поддержал в полном объеме. Просит суд обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Золотой ключик» устранить нарушения оборудовать учреждение системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения.
Установить срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика – заведующий Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 «Золотой ключик» Вахрушева Н.А. в судебное заседание не явилась. В своем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признает в полном объеме. Статья 39, статья 173 ч.2 ГПК РФ ей разъяснена и понятна.
Ответчик представитель администрации Ветлужского муниципального округа Нижегородской области Серебрякова О.В. (действующая на основании доверенности) просит суд рассмотреть дело в отсутствие ответчика. В заявлении указывает, что требования прокурора считает законными и обоснованными, в 2023 году установить системы (средства) экстренного оповещения не представляется возможным, ввиду отсутствия заложенных финансовых средств в бюджет муниципального округа на 2023 год. Финансовые средства на установку систем (средств) экстренного оповещения будут заложены в бюджет на 2024 год. Просит суд при принятии решения установить срок исполнения до 01.04.2024 года.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным разрешить правовой конфликт в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания.
Установив юридически значимые обстоятельства, заслушав лиц, участвующих в деле, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции России гарантировано право граждан на охрану здоровья
В силу ч.1 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
В соответствии со ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация гарантирует обучающимся обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность ( п.8 ч.1).
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно подпунктам «а», «в» пункту 4, пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на законном основании.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9); к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28); образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28); охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации.
Как следует из пункта 17 Требований антитеррористической защищенности объектов(территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Для объектов (территорий) в зависимости от категории опасности в разделе III данных Требований перечислены мероприятия по их антитеррористической защищенности, в частности для объектов (территорий) четвертой категории опасности- мероприятия, предусмотренные пунктам 24 подпунктом «д», а именно: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
Таким образом, в силу указанных норм статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на законном основании.
В ходе проверки установлено, что Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Золотой ключик» является правообладателем здания, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно акту проверки от 15.09.2023 года здание МДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, в нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.
По фактам выявленных нарушений законодательства прокуратурой района 24.03.2023 года внесено представление, по результатам рассмотрения которого образовательное учреждение сообщило о том, что данные нарушения стали возможны вследствие отсутствия финансирования и ненадлежащего исполнения обязанностей ответственного за антитеррористическую безопасность работника.
Таким образом, в Учреждении не осуществляется комплекс мер по противодействию терроризма, направленный на обеспечение безопасности малолетних воспитанников образовательного учреждения, сотрудников учреждения и третьих лиц, посещающих учреждение.
Отсутствие финансирования не может быть признано уважительной причиной несоблюдения законодательства о несовершеннолетних, возложенных на ответчика законом, и не является основанием для неисполнения всех зависящих от них мер по их соблюдению.
Выявленные нарушения федерального законодательства создают угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, работников учреждения, третьих лиц.
Пунктами 1, 3, 7.1, 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Учредителем учреждения является муниципальное образование Ветлужский муниципальный округ Нижегородской области, функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация Ветлужского муниципального округа Нижегородской области.
Изложенные факты свидетельствуют о невыполнении в полном объеме Учреждением функций, возложенных на образовательное учреждение законодательством об образовании, администрацией Ветлужского муниципального округа Нижегородской области в части неучастия в профилактике терроризма и экстремизма, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью учащимся учреждения, сотрудникам образовательного учреждения, третьим лицам, посещающим учреждение.
Поскольку судом установлен факт нарушения требований об оборудовании здания МДОУ детский сад 7 «Золотой ключик» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения суд, полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ст.152 ГК РФ и п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая доводы сторон относительно срока исполнения решения суда, принимая во внимание важность охраняемых общественных отношений, отсутствие существенных дополнительных расходов бюджета, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда до 01.10.2024 года. При этом, определяя срок исполнения возлагаемой обязанности, суд руководствуется ст. 206 ГПК РФ находя эти сроки разумными.
Таким образом, исковые требования прокурора Ветлужского района Нижегородской области об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для организаций в размере 6000 рублей.
Поскольку прокурор, обратившийся в суд от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождается, по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований согласно п.9 и п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, то с ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 «Золотой ключик» в доход местного бюджета должна быть взыскана госпошлина в сумме 6000 рублей.
Администрация Ветлужского муниципального округа Нижегородской области освобождена от уплаты государственной пошлины.
Однако, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Золотой ключик» является организацией, финансирование которой происходит из средств муниципального бюджета Ветлужского округа Нижегородской области, перечисление взыскиваемой судом госпошлины проводится в бюджет муниципального района Ветлужского района Нижегородской области. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ветлужского района Нижегородской области к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 7 «Золотой ключик» (ИНН №) и администрации Ветлужского муниципального округа Нижегородской области (ИНН №) об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму удовлетворить.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Золотой ключик» (ИНН № устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно обеспечить учреждение системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения.
Обязать администрацию Ветлужского муниципального округа Нижегородской области (ИНН № профинансировать работы по устранению нарушений в МДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» (ИНН №), а именно по обеспечению общеобразовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения.
Установить срок для исполнения решения суда до 01.10.2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Ветлужский районный суд Нижегородской области в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Потапенко