№ 2-2884/2023
УИД61RS0003-01-2023-003018-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2023 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Строителевой О.Ю.,
при секретаре Газиевой М.Р.,
с участием представителя истца Чекмарев А.В.,
представителя ответчика Тупикиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турсунова Ф.З. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании решения незаконным, об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Турсунов Ф.З. (далее также истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области (далее также ответчик, ОСФР по РО) о признании решения незаконным, об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости и взыскании судебных расходов, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ОПФР по РО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по РО от ДД.ММ.ГГГГ Турсунову Ф.З. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа не менее 20 лет на территории Российской Федерации, требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (не менее 25,8 в 2023), необходимого для назначения страховой пенсии по старости.
В специальный страховой стаж не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Шахтоуправлении «Таджикское «Ленинабадуголь».
С отказом пенсионного органа истец не согласен, поскольку в спорный период времени он непрерывно работал на должностях с тяжелыми условиями труда и выработал необходимый льготный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии.
На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, истец просил суд включить в специальный страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Шахтоуправлении «Таджикское «Ленинабадуголь», назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным решение ГУ ОПФР по РО от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины, расходы по оплате услуг представителя в размере 40000 руб.
Истец в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом. Дело в отсутствие не явившегося истца рассмотрено судом в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, пояснила, что в случае включения спорного периода, продолжительность страхового стажа составит 24 года 07 месяцев 22 дня, специальный страховой стаж истца составит 21 год 10 месяцев 06 дней, ИПК 16,924, при требуемом в 2022 - 23,4, что не дает право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, в виду отсутствия требуемой величины ИПК.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.20013 №400-ФЗ.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, досрочная страховая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам.
В ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Турсунов Ф.З., ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ОПФР по РО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.
Решением ОСФР по РО от ДД.ММ.ГГГГ № Турсунову Ф.З. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа не менее 20 лет на территории Российской Федерации, требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (не менее 25,8 в 2023), необходимого для назначения страховой пенсии по старости.
В специальный страховой стаж не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Шахтоуправлении «Таджикское «Ленинабадуголь».
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется, в частности, Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список №1 от 26.01.1991).
Согласно Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР №10, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено - раздел I «Горные работы», подраздел 2 - подземные работы на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте: горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений; подраздел «б» - рабочие, руководители, специалисты и служащие, занятые на подземных работах 50 процентов и более рабочего времени в году (в учетном периоде); код 1010300б-23180 - маркшейдеры всех наименований.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», исчисление периодов специального стажа осуществляется с применением правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.
Как следует из содержания п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В соответствии с абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники, в связи с сокращением объемов производства, работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 №29).
Ранее действовавшее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и 2, в течение полного рабочего дня, до 01.01.1992 не требовалось, а после указанной даты должно подтверждаться соответствующими доказательствами, представляемыми работником в пенсионный орган при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.
В силу п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 №258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 №555 утверждены «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», которыми предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. После регистрации, периоды работы подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Аналогичный порядок подсчета страхового стажа закреплен в п. 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 и в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 №258н.
В силу п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
При этом, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - частников Соглашения, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Закона №173-ФЗ, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, за уделами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В настоящее время вступил в силу Закон от 11.06.2022 №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения», вступающий в силу 30.06.2022, о выходе России из Соглашения о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения.
Вместе с тем данным актом гарантировано сохранение ранее установленного объема прав по соглашению до 31.12.2022. Таким образом, при разрешении спора суд руководствуется положениями вышеприведенного соглашения.
При рассмотрении настоящего дела, суд полагает необходимым указать о начале действия Федерального закона от 14.07.2022 №242-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения». Данный закон действует с 25.07.2022.
Ратификация договора производится в соответствии со ст. 21 и в полном объеме не завершена: договор подлежит ратификации и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Из изложенного следует, что при установлении пенсий в рамках Соглашения 1992 года с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств - участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашения.
Выносить решения о включении в стаж периодов работы, протекавших в странах бывшего СССР после его распада, органы Пенсионного Фонда РФ не могут без подтверждения факта наличия данного стажа, поскольку у вновь образованных после распада СССР стран появилось свое законодательство как в области трудового, так и в области пенсионного права и делать заключения о соответствии представленных для назначения пенсии документов о работе, протекающей за пределами РФ, работе, дающей право на страховую пенсию по старости, протекавшей в РФ, органы ПФР без заключения компетентного органа иностранного государства не могут, тем более, что ст. 10 «Соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения государств - участников Содружества Независимых Государств» предусмотрено принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Иной подход означает предоставление неравных условий для граждан, работавших в Российской Федерации, по которым органы Пенсионного фонда Российской Федерации могут в полной мере произвести требуемую проверку, в том числе с выходом по месту нахождения страхователя и граждан, имеющих трудовую деятельность в странах СНГ, по которым аналогичной возможности не имеется.
В этой связи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение обоснованности и достоверности указанных в справках сведений о стаже (или о заработной плате), приобретенных на территории государств - участников соглашений, путем направления соответствующих запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.
При новом установлении пенсии документы, оформленные до распада СССР (до 01.12.1991) и содержащиеся в них сведения о трудовом (страховом) стаже за периоды до распада СССР при отсутствии сомнений в достоверности сведений, указанных в документах, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении, так как на всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и подтверждению сведений, содержащихся в них.
Так, в силу положений ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
При этом, порядок рассмотрения заявлений об установлении пенсии и документов, представленных для ее установления, порядок установления пенсии и правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, установлены «Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Приказом Минтруда России от 17.11.2014 №884н (далее - Правила №884н).
Согласно п. 23 Приказа Минтруда России №884н территориальным органам Пенсионного фонда РФ принадлежит право принимать решения и распоряжения об установлении либо об отказе в ее установлении, перерасчета на основе всестороннего объективного рассмотрения всех представленных документов. Устанавливать факт принадлежности документов органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, не вправе.
Как следует из п. 64 Правил №884н основанием для проведения проверки документов (сведений), необходимых для установлений пенсии, является решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о проведении проверки.
Для этого территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации направляют запросы в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.
В материалы дела представлена копия трудовой книжки № с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, выданная на имя Турсунова Ф. З.ёевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в которой содержатся сведения о трудовой деятельности Турсунова Ф.З., в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Шахтоуправлении «Таджикское «Ленинабадуголь».
Из анализа приведенных правовых норм следует, что при разрешении вопроса о включении в специальный стаж периодов работы истца юридически значимым является только установление факта выполнения истцом работ, соответствующих Списку № 1 1991 года.
В материалы дела представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ №, выданная Управлением Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в городе Исфары, согласно которой Турсунов Ф.З. работал в Открытое Акционерное Общество «Ангишт» Исфаринского района Согдийская область, Республики Таджикистан в Управление Агентство социального страхования и пенсии в городе Исфары зарегистрирован под №, страховой идентификационный номер D0070120047088.
Фонд социальной защиты населения Республика Таджикистан образовался с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ переименован в Государственное агентство социального страхования и пенсии, Государственное агентство социального страхования и пенсии переименован согласно Указа Президента Республики Таджикистан за № от ДД.ММ.ГГГГ в Агентство социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан. Произведена уплата страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно Законов ССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Фонд социальной защиты населения Республика Таджикистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Агентство социального страхования и пенсии при Правительстве Республики.
В материалы дела представлен акт-сверка от ДД.ММ.ГГГГ, составленный Управлением Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан в городе Исфары, согласно которому составлен акт о
правильности льготного стажа работы Турсунова Ф.З.,
ДД.ММ.ГГГГ рождении, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Турсунов Ф.З., ДД.ММ.ГГГГ рождении действительно работал в Шахтоуправлении «Таджикское» ныне ОАО «Ангишт» с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в качестве подземным горнорабочим второго разряда приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи окончанием производственной практики по статье 34 пункт 2 КЗОТ Таджикской ССР приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принят временно на работу для прохождения производственной практики в качестве участковым маркшейдером с оплатой согласно штатного расписания приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ принят в Шахтоуправлении «Таджикское» в Шахта № участковым маркшейдером с оплатой согласно штатного расписания приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ назначить главным маркшейдером Производственные объединения «Ленинабадуголь» с оплатой согласно штатного расписания приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ в связи с производственной необходимостью и отсутствии участкового маркшейдера перевести участковым подземным горным маркшейдером в Производственные объединения «Ленинабадуголь» с оплатой согласно штатного расписания приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ уволен по статье 45 Трудового Кодекса Республики Таджикистана (по собственному желанию) приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанная профессия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проходят по список № раздел 1 пункт а позиции 1010100 а,б, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходят по список № раздел 1 пункт г позиции 1010100 г 23183, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходят по список № раздел 1 пункт г позиции 1010100 20807 «Горные работы» утвержденным Постановлением кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, Турсунов Ф.З. работал с полным рабочим днем-под землей и с занятостью на подземных работах 80% рабочего времени в году в учетом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без совмещении других профессиях. Турсунов Ф.З. в отпуске без сохранения заработной платы, в учебных отпусках, забастовках, карантинах, донорские дни и прочих отвлечениях от основной работы не находился. Простоев и прогулов нет. Шахтоуправлении «Таджикское» ныне Открытого Акционерного Общества «Ангишт» в особых условиях труда связано с вредными условиями труда пользуется правом на пенсию на льготных условиях. Шахта находится на глубине 460 метров, опасна по горным ударам и взрыву угольной пыли.
Начисленные суммы в ходе проверки между выданной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ на Турсунова Ф.З. расхождений не имеются. Все
начисленные суммы данных периодов были сверены на основании
книги о начисления заработной платы работников данной организации.
Турсунов Ф.З. получал заработную плату в советских рублях до 1992 года,
с 1993 года введены в обращение денежные билеты и разменные монеты
Банка России (ФИО1 рубли).
Согласно письму Управления Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в городе Исфары от ДД.ММ.ГГГГ № Турсунов Ф.З., ДД.ММ.ГГГГ г.р. действительно состоял на учете в Управление Агентство социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в городе Исфаре и получал льготную пенсию по возрасту по списку № в размере 850,00 сомони по сентябрь 2022 года. Выплата прекращена согласно заявления Турсунова Ф.З. в связи подачей документов на пенсию в Российской Федерации.
Таким образом, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был занят по профессии, предусмотренной Списком №, а именно – в качестве участкового маркшейдера в Шахтоуправлении «Таджикское «Ленинабадуголь».
Учитывая изложенное, оценив совокупность предоставленных в материалы дела доказательств, суд считает, что в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение факта занятости истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Шахтоуправлении «Таджикское «Ленинабадуголь».
При этом, опровержения указанному факту в материалы дела, стороной ответчика как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, не предоставлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом норм, указанных в Приложении 6 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ, в случае возникновения права на страховую пенсию в 2020 году срок назначения страховой пенсии по старости наступает не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права.
В соответствии с ч. 3 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Судом установлено, что выплата пенсии Турсунову Ф.З. на территории Республики Таджикистан прекращена в сентябре 2022.
С учетом переходных положений, определенных статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента в 2022 составляет 23,4.
Как следует из представленного в материалы дела расчета индивидуального пенсионного коэффициента, с учетом периодов работы, включенных в страховой стаж истца, при определении права Турсунова Ф.З. на ДД.ММ.ГГГГ продолжительность страхового стажа составит 24 года 07 месяцев 22 дня, специальный страховой стаж истца составит 21 год 10 месяцев 06 дней, ИПК 16,924, при требуемом в 2022 - 23,4.
Разрешая спор, суд, с учетом установленных обстоятельств и норм пенсионного законодательства, подлежащих применению к спорным отношениям, приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости в связи с недостаточной минимальной величиной индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом, суд не находит оснований для признания незаконным решения ГУ ОПФР по РО от 03.11.2022 №455838/22, поскольку данным решение истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в виду отсутствия требуемого возраста.
Разрешая требования о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины, суд приходит к следующему.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 14.07.2022 №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения, образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ОСФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ОСФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Участие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области в качестве ответчика обусловлено осуществлением им как территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению страховых пенсий по старости в Российской Федерации в связи с чем подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.
Причиной обращения истца в суд с иском явилось его несогласие с решением пенсионного органа об отказе в назначении пенсии в связи с чем участие пенсионного органа в рассмотрении дела в качестве ответчика обусловлено осуществлением им как территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области публично-властных полномочий в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, в связи с чем ответчик в силу пп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины.
Данный вопрос не подлежит разрешению судом в порядке ст. 103 ГПК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Сторона, в пользу которой состоялось решение суда, обратившаяся к суду с письменным ходатайством о взыскании понесенных ею расходов на оплату услуг представителя с другой стороны, в силу требований процессуального законодательства, должна подтвердить необходимость и размер расходов соответствующими доказательствами.
На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Данная статья предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов по оплате услуг представителя. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные стороной, в пользу которой принято судебное решение, с противоположной стороны в разумных пределах является одним из способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителей, соблюдения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», после принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.07.2007 №382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Таким образом, законодатель четко ограничивает размер подлежащих взысканию в пользу лица судебных расходов на оплату услуг представителя рамками разумности.
Судом установлено, что при рассмотрении гражданского дела истцом были понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 40000 руб., которые подтверждены документально.
Указанную сумму суд полагает завышенной, с учетом принципов разумности и соразмерности, принимая во внимание категорию спора, которая не представляет особой сложности, длительность рассмотрения дела, исходя из соблюдения баланса интересов лиц, участвующих в деле, и соотношения судебных расходов с объемом защищаемого права, приходит к выводу о снижении подлежащей взысканию с ответчика суммы расходов на оплату услуг представителя до 20 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Турсунова Ф.З. – удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ОГРН 1026103162579) включить в специальный стаж Турсунова Ф.З. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт РФ №), дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Шахтоуправлении «Таджикское «Ленинабадуголь».
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ОГРН 1026103162579) в пользу Турсунова Ф.З. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №) расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 руб.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.10.2023