Дело № 2-138/2023
УИД 21RS0009-01-2023-000136-62
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2023 г. с. Красноармейское
Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Семенова В.П., при секретаре судебного заседания Артемьевой Р.М., с участием прокурора - помощника прокурора Красноармейского района Чувашской Республики юриста 1 класса Ильиной А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Красноармейского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Пикшикская СОШ» об обязании устранить нарушения требований противопожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Красноармейского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд иском к МБОУ «Пикшикская СОШ» и просил обязать его в срок до 30 августа 2023 г. устранить нарушения обязательных требований противопожарной безопасности, а именно: 1) обеспечить автоматическое открывание ворот, установленных на проезде (подъезде) на территорию школы, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники либо их ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки ворот на проезде либо дистанционно при устройстве видео-и (или) аудиосвязи с местом их установки; 2) обеспечить в здании школы на путях эвакуации аварийное освещение, включающееся при отключении основного рабочего освещения; 3) обеспечить ширину эвакуационного выхода из дошкольной группы в соответствии с требованиями п. 4.3.3 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», а именно не менее 1,2 м; 4) обеспечить необходимый объем воды в пожарных резервуарах в соответствии с п. 5.2 СП 813130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», а именно не менее 216 куб.м.
Исковые требования были мотивированы тем, что проведенной 19 мая 2023 г. прокуратурой Красноармейского района Чувашской Республики проверкой было установлено, что МБОУ «Пикшикская СОШ», в нарушение положений ст. 5 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности», не выполняются обязательные требования противопожарной безопасности и Правила противопожарного режима в Российской Федерации. В частности, в МБОУ «Пикшикская СОШ», расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 (далее - Правила), пунктов 4.3.3, 4.3.12 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», п. 5.2 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» имеющаяся система противопожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическое открывание ворот, установленных на проезде (подъезде) на территорию школы, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, в здании школы на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение, включающееся при отключении основного рабочего освещения, ширина эвакуационного выхода из помещения дошкольной группы составляет менее 1,2 м, объем воды в пожарном резервуаре не обеспечивает расчетный расход воды на наружное пожаротушение в течении всей продолжительности пожара. Данные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, обучающихся в указанном образовательном учреждении.
На судебном заседании прокурор Ильина А.П. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Пикшикская СОШ» на судебное заседание не явился. Направил заявление о рассмотрении дела без его присутствия, а также письменные возражения на исковое заявление прокурора (л.д.26-27,57,68).
Из его письменных возражений на исковое заявление прокурора (л.д.26-27) следует, что он не согласен с его исковыми требованиями в части возложения на школу обязанности обеспечить необходимый объем воды в пожарных резервуарах в соответствии с п. 5.2 СП 813130, а именно не менее 216 куб.м. В удовлетворении исковых требований прокурора в названной части просит отказать, указывая, что в 2022 г. здание школы было разделено на два самостоятельных объекта недвижимости и в настоящее время площадь помещения МБОУ «Пикшикская СОШ» согласно техническому плану и выписке из ЕГРН составляет 4531,1 кв. м, а объем, таким образом,- 17 753 куб.м. В таком случае, необходимый объем воды в пожарных резервуарах в соответствии с п.5.2 СП 8.13130, по его мнению, должен составлять лишь 162 куб.м из расчета 15л/с х 10800 с.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц - администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики и Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии на судебное заседание не явились, хотя о его месте и времени извещены в порядке, предусмотренном ГПК РФ. В суд об уважительности причин неявки не известили, возражений относительно иска не предоставили (л.д.63,66,67).
Выслушав прокурора Ильину А.П., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», пунктами 2 и 15 части 3 и п.2 ч.6 и ч.7 ст. 28, п.8 ч.1 ст.41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательной организации лежит обязанность обеспечения безопасных условий пребывания обучающихся в этой образовательной организации.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», указанный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии со ст.1 этого закона, под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статья 37 названного закона устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Как следует из ст.5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов.
Согласно п. 71 этих Правил противопожарного режима в Российской Федерации система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.
Пунктом 4.3.12 Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» установлено, что в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
В соответствии с СП 52.13330.2016. «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» аварийное освещение предусматривается на случай нарушения питания рабочего освещения. Аварийное освещение должно включаться автоматически при отключении питания рабочего освещения либо вручную, если автоматика не сработала.
Согласно п. 4.3.3 Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее 1,2 м.
В соответствии со ст. 62, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 213-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется указанным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
Пунктом 5.2. СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» установлено, что для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети населенного пункта, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) следует принимать по таблице 2 для здания, требующего наибольшего расхода воды.
Представленными прокурором материалами проверки, в частности, представлением от 16 марта 2023 г., внесенным в адрес руководителя МБОУ «Пикшикская СОШ» по результатам проверки соблюдения требований законодательства противопожарной безопасности, справкой о результатах проверки от 19 мая 2023 г., ответом МБОУ «Пикшикская СОШ» от 14 апреля 2023 г. № 33 на представление прокурора, разъяснением ОНД и ПР по Красноармейскому району подтверждается, что, действительно, на день рассмотрения дела перечисленные прокурором в исковом заявлении нарушения требований противопожарной безопасности, об устранении которых он просит обязать ответчика, последним не устранены (л.д.4,5,6,69).
Доводы представителя МБОУ «Пикшикская СОШ» о том, что необходимый объем воды в пожарных резервуарах в соответствии с п.5.2 СП 8.13130 должен составлять лишь 162 куб.м из расчета 15 л/с х 10800 с, суд находит несостоятельными.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 213-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.
Согласно таблице 2, приведенной в п.5.2 СП 8.13130, расход воды на наружное пожаротушение зданий класса функциональной пожарной опасности Ф4 при количестве этажей более 2, но не более 6 при строительном объеме зданий более 5 000 куб. м, но не более 25 000 куб.м на один пожар предусматривается 20л/с.
Как видно из представленных прокурором суду сведений БТИ и расчета ОНД и ПР по Красноармейскому району (л.д. 69,70), вопреки доводам представителя ответчика МБОУ «Пикшикская СОШ» необходимый объем воды в пожарных резервуарах МБОУ «Пикшикская СОШ», расположенного в трехэтажном здании с цоколем с общим объемом 17 753 куб.м, в соответствии с п.5.2 СП 8.13130 должен составлять 216 куб.м из расчета 20 л/с х 10800 с.
Указанный расчет прокурора суд признает соответствующим положениям п. 5.2. СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».
При установленных выше обстоятельствах, исковые требования прокурора к МБОУ «Пикшикская СОШ» об обязании устранить нарушения требований противопожарной безопасности суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, районный суд
р е ш и л :
Обязать МБОУ «Пикшикская СОШ» в срок до 30 августа 2023 г. устранить нарушения обязательных требований противопожарной безопасности, а именно: 1) обеспечить автоматическое открывание ворот, установленных на проезде (подъезде) на территорию школы, находящейся по адресу: <адрес> а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники либо их ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки ворот на проезде либо дистанционно при устройстве видео-и (или) аудиосвязи с местом их установки; 2) обеспечить в здании школы на путях эвакуации аварийное освещение, включающееся при отключении основного рабочего освещения; 3) обеспечить ширину эвакуационного выхода из дошкольной группы здания школы в соответствии с требованиями п. 4.3.3 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», а именно не менее 1,2 м; 4) обеспечить необходимый объем воды в пожарных резервуарах в соответствии с п. 5.2 СП 8.13130, а именно не менее 216 куб.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Красноармейский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме 6 июля 2023 г.
Председательствующий