Дело №2-91/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2015 года. г. Белый.
Бельский районный суд Тверской области
в составе
председательствующего судьи Тепляковой В.К.,
при секретаре Новиковой М.В,,
с участием прокурора Степанова Д.В.,
главы администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области Соколовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бельского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области о признании бездействия администрации сельского поселения в части не проведения предварительного отбора участников, размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – незаконным, возложении обязанности на администрацию сельского поселения провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
установил:
Прокурор Бельского района Тверской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области (далее администрация сельского поселения) о признании бездействия администрации сельского поселения в части не проведения предварительного отбора участников, размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – незаконным, возложении обязанности на администрацию сельского поселения провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В обоснование своих требований, ссылаясь на нормы действующего законодательства, истец отметил, что к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчики проводят предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий в себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для нужд заказчиков путем запроса котировок. Перечень указанных заказчиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В результате проверки, проведенной прокуратурой, было установлено, что администрацией муниципального образования «<адрес> сельское поселение» предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не проводился и не проводится. Прокурор полагает, что одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции является, в частности, обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Истец считает необходимым, в целях регулирования единого порядка размещения заказов, обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, обязать администрацию муниципального образования « <адрес> сельское поселение» принять меры по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поскольку непринятие мер по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера нарушает основные принципы обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина.
В судебном заседании помощник прокурора уточнил исковые требования, просил суд признать бездействия администрации <адрес> сельского поселения в части не проведения предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – незаконным и возложить на администрацию сельского поселения обязанность провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем размещения в сети Интернет на сайте «Закупки» извещения о проведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Представитель администрации <адрес> сельского поселения – глава администрации Соколова И.А. исковые требования прокурора признала, пояснив, что предусмотренные федеральным законодательством обязанности в указанной сфере органом местного самоуправления не выполнялись, так она не знала о необходимости проведения предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а после предъявления иска не знала каким образом исполнять требования прокурора. После уточнения исковых требований согласна с иском, просит суд предоставить разумный срок для исполнения решения суда.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Законом Тверской области от 19 ноября 2014 года №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22-24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37, 38 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.
Пунктами 7.1, 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определён Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Статьёй 80 Федерального закона №44-ФЗ определён особый порядок определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в виде предварительного отбора участников.
Согласно ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям, и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путём проведения запроса котировок.
В соответствии с ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путём проведения предварительного отбора. В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков. По смыслу положений Федерального закона №44-ФЗ указанная выше обязанность должна выполняться заказчиком независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость в закупке товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Согласно ст.33 Устава МО «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области», администрация <адрес> сельского поселения в пределах своих полномочий принимает участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения
Таким образом, с учётом указанных выше норм исполнение обязанности по выполнению требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части проведения предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обязанностью органа местного самоуправления – Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области».
Из информационного сообщения главы <адрес> сельского поселения Бельского района №174 от 01 июня 2015 года усматривается, что в соответствии со ст. 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году не производился
Глава администрации сельского поселения Соколова И.А. в судебном заседании данную информацию подтвердила.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что Администрацией <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области не выполняются требования Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части проведения предварительного отбора участников закупки для включения в перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей и последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путём проведения запроса котировок в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области. Обязанность по соблюдению вышеуказанных требований входит в компетенцию Администрации МО «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области», что установлено судом в ходе судебного разбирательства и предусмотрено вышеприведёнными законодательными нормами. Несоблюдение ответчиком, выступающим в качестве муниципального заказчика товаров, работ, услуг, необходимых для решения вопросов местного значения указанных выше требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, может повлечь несвоевременное принятие мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причинённого их здоровью, а также размера причинённого материального ущерба.
В связи с чем, у суда имеются все основания для удовлетворения требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также ФЗ от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
На основании ч 2 ст.206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает правильным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Бельского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области о признании бездействия администрации сельского поселения в части не проведения предварительного отбора участников, размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – незаконным, возложении обязанности на администрацию сельского поселения провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» удовлетворить полностью.
Признать бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области» в части не проведения предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области» провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путём проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в срок до 22 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения
Председательствующий В.К. Теплякова.
Дело №2-91/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2015 года. г. Белый.
Бельский районный суд Тверской области
в составе
председательствующего судьи Тепляковой В.К.,
при секретаре Новиковой М.В,,
с участием прокурора Степанова Д.В.,
главы администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области Соколовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бельского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области о признании бездействия администрации сельского поселения в части не проведения предварительного отбора участников, размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – незаконным, возложении обязанности на администрацию сельского поселения провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
установил:
Прокурор Бельского района Тверской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области (далее администрация сельского поселения) о признании бездействия администрации сельского поселения в части не проведения предварительного отбора участников, размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – незаконным, возложении обязанности на администрацию сельского поселения провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В обоснование своих требований, ссылаясь на нормы действующего законодательства, истец отметил, что к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчики проводят предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий в себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для нужд заказчиков путем запроса котировок. Перечень указанных заказчиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В результате проверки, проведенной прокуратурой, было установлено, что администрацией муниципального образования «<адрес> сельское поселение» предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не проводился и не проводится. Прокурор полагает, что одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции является, в частности, обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Истец считает необходимым, в целях регулирования единого порядка размещения заказов, обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, обязать администрацию муниципального образования « <адрес> сельское поселение» принять меры по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поскольку непринятие мер по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера нарушает основные принципы обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина.
В судебном заседании помощник прокурора уточнил исковые требования, просил суд признать бездействия администрации <адрес> сельского поселения в части не проведения предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – незаконным и возложить на администрацию сельского поселения обязанность провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем размещения в сети Интернет на сайте «Закупки» извещения о проведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Представитель администрации <адрес> сельского поселения – глава администрации Соколова И.А. исковые требования прокурора признала, пояснив, что предусмотренные федеральным законодательством обязанности в указанной сфере органом местного самоуправления не выполнялись, так она не знала о необходимости проведения предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а после предъявления иска не знала каким образом исполнять требования прокурора. После уточнения исковых требований согласна с иском, просит суд предоставить разумный срок для исполнения решения суда.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Законом Тверской области от 19 ноября 2014 года №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22-24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37, 38 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.
Пунктами 7.1, 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определён Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Статьёй 80 Федерального закона №44-ФЗ определён особый порядок определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в виде предварительного отбора участников.
Согласно ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям, и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путём проведения запроса котировок.
В соответствии с ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путём проведения предварительного отбора. В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков. По смыслу положений Федерального закона №44-ФЗ указанная выше обязанность должна выполняться заказчиком независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость в закупке товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Согласно ст.33 Устава МО «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области», администрация <адрес> сельского поселения в пределах своих полномочий принимает участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения
Таким образом, с учётом указанных выше норм исполнение обязанности по выполнению требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части проведения предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обязанностью органа местного самоуправления – Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области».
Из информационного сообщения главы <адрес> сельского поселения Бельского района №174 от 01 июня 2015 года усматривается, что в соответствии со ст. 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году не производился
Глава администрации сельского поселения Соколова И.А. в судебном заседании данную информацию подтвердила.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что Администрацией <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области не выполняются требования Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части проведения предварительного отбора участников закупки для включения в перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей и последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путём проведения запроса котировок в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области. Обязанность по соблюдению вышеуказанных требований входит в компетенцию Администрации МО «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области», что установлено судом в ходе судебного разбирательства и предусмотрено вышеприведёнными законодательными нормами. Несоблюдение ответчиком, выступающим в качестве муниципального заказчика товаров, работ, услуг, необходимых для решения вопросов местного значения указанных выше требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, может повлечь несвоевременное принятие мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причинённого их здоровью, а также размера причинённого материального ущерба.
В связи с чем, у суда имеются все основания для удовлетворения требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также ФЗ от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
На основании ч 2 ст.206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает правильным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Бельского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области о признании бездействия администрации сельского поселения в части не проведения предварительного отбора участников, размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – незаконным, возложении обязанности на администрацию сельского поселения провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» удовлетворить полностью.
Признать бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области» в части не проведения предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области» провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путём проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в срок до 22 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения
Председательствующий В.К. Теплякова.