Дело №2-1230/2023
УИД 56RS0019-01-2023-001106-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2023 года г. Орск
Советский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Кучерявенко Т.М.,
при секретаре Мамаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» к Корнеевой Е.А. о взыскании денежных средств,
установил:
ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» обратилось с вышеназванным иском указав, что должник должен взыскателю денежную сумму в размере 250000 руб., возникшую на основании заключения социального контракта от 02.04.2022 № о взаимных обязательствах на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.12.2022 №1406-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 07.09.2020 №753-пп» на государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» с ДД.ММ.ГГГГ возложены полномочия по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта. В соответствии с Законом Оренбургской области от 16.04.2020 №2180/581-VI-ОЗ «О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области», постановлением Правительства Оренбургской области от 07.09.2020 №753-пп «О реализации Закона Оренбургской области от 16.04.2020 №2180/581-VI-ОЗ «О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области» между Министерством социального развития Оренбургской области и Корнеевой Е.А. на основании распоряжения Министерства социального развития Оренбургской области от 22.04.2023 №3749 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта: заключен социальный контракт от 22.04.2022 № о взаимных обязательствах на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности со сроком его действия с 22.04.2022 по 31.03.2023; утверждена программа социальной адаптации к социальному контракту; назначена на условиях социального контракта единовременная денежная выплата для ведения предпринимательской деятельности в размере 250000 руб. В соответствии с условиями заключенного социального контракта Министерство социального развития Оренбургской области обязуется оказать должнику государственную социальную помощь на реализацию мероприятия, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона Оренбургской области от 16.04.2020 №2180/581-VI-ОЗ «О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области» (осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности), а должник обязуется выполнять мероприятия, предусмотренные условиями заключенного социального контракта и программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью заключенного социального контракта, в целях максимальной социальной адаптации ответчика (и членов его семьи) и выхода из трудной жизненной ситуации. Во исполнение п. 3 распоряжения от 22.04.2022 и п. 2.2. заключенного социального контракта платежным поручением от 20.05.2022 №305271 истцом перечислена ответчику единовременная денежная выплата для ведения предпринимательской деятельности в размере 250000 руб. в полном объеме на банковский счет № открытый в ПАО Сбербанк. В нарушение условий п. 3.2 заключенного социального контракта со стороны ответчика обязательства не выполнены: не представлены отчеты о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации не позднее 30.12.2022; не представлены оригиналы документов, подтверждающие расходование целевых средств. Невыполнение обязательств со стороны ответчика подтверждена письменной информацией ГБУСО «КЦСОН» в г. Новотроицке. Решением ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" от 28.03.2023 №2784 «О прекращении в одностороннем порядке оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и расторжении социального контракта» социальный контракт с ответчиком расторгнут в одностороннем порядке. О расторжении социального контракта и необходимости возврата единовременной денежной выплаты для ведения предпринимательской деятельности в размере 250000 руб. ответчик уведомлена 24.01.2023. Уведомление ответчиком оставлено без удовлетворения, денежная сумма до настоящего времени не возвращена. Просит взыскать с Корнеевой Е.А. денежные средства в размере 250000 руб.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик Корнеева Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась по адресу регистрации: <адрес>. Конверты с извещением возвращены с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения. Кроме того, ответчик извещена с помощью телефонограммы о дате и времени судебного заседания, назначенного на 04.09.2023.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части I Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 16.04.2020 №2180/581-VI-ОЗ «О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области» право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам на день обращения за назначением государственной социальной помощи имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области в расчете на душу населения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В соответствии с ч. 3 ст. Закона к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации гражданином, получающим государственную социальную помощь, мероприятия. К таким мероприятиям относятся:
1) поиск работы;
2) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
3) ведение личного подсобного хозяйства;
4) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
Судом установлено, что на основании распоряжения Министерства социального развития Оренбургской области от 22.04.2023 №3749 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Законом Оренбургской области от 16.04.2020 №2180/581-VI-ОЗ «О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области», постановлением Правительства Оренбургской области от 07.09.2020 №753-пп «О реализации Закона Оренбургской области от 16.04.2020 №2180/581-VI-ОЗ «О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области» между Министерством социального развития Оренбургской области и Корнеевой Е.А. заключен социальный контракт от 22.04.2022 № о взаимных обязательствах на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности со сроком его действия с 22.04.2022 по 31.03.2023; утверждена программа социальной адаптации к социальному контракту; назначена на условиях социального контракта единовременная денежная выплата для ведения предпринимательской деятельности в размере 250000 руб.
В соответствии с п. 1 социального контракта № от 22.04.2022 Министерство социального развития Оренбургской области обязуется оказать заявителю государственную социальную помощь на реализацию мероприятия, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона Оренбургской области от 16.04.2020 №2180/581-VI-ОЗ «О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области» (осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности), а заявитель обязуется выполнять мероприятия, предусмотренные условиями заключенного социального контракта и программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью заключенного социального контракта, в целях максимальной социальной адаптации заявителя (и членов его семьи) и выхода из трудной жизненной ситуации.
Во исполнение п. 3 распоряжения от 22.04.2022 и п. 2.2. заключенного социального контракта платежным поручением от 20.05.2022 №305271 Министерством финансов по Оренбургской области перечислена единовременная денежная выплата для ведения предпринимательской деятельности в размере 250000 руб. в полном объеме на банковский счет № открытый в ПАО Сбербанк на имя Корнеевой Е.А.
Согласно п. 3.2 заключенного социального контракта заявитель обязан:
-предпринять действия по выполнению условий социального контракта мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации;
- встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налог на профессиональный доход в установленном законодательством РФ порядке;
- предоставить в КЦСОН документы, подтверждающие понесенные расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налог на профессиональный доход;
-осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия настоящего социального контракта;
- в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия настоящего социального контракта письменно в течение трех дней уведомить об этом Министерство либо КЦСОН;
-вернуть необоснованно полученные средства государственной социальной помощи в срок не позднее 30 дней со дня уведомления заявителя Министерством о выявлении соответствующих оснований и др.
Из сообщения ГАУСО «КЦСОН» в г. Орске от 17.01.2023 №К-14 следует, что в период с мая по ноябрь 2022 Корнеева Е.А. предоставляла ежемесячные отчеты. Согласно программе социальной адаптации срок сдачи ежемесяного отчета за декабрь 2022 не позднее 30.12.2022. Данные сроки Корнеевой Е.А. были нарушены. 30.11.2022 Корнеева Е.А. представила справку № от 28.11.2022, согласно которой она снята с учета в качестве налогоплательщика на профессиональный доход.
Поскольку ответчиком не были выполнены обязательства по заключенному социальному контракту, а именно: не представлены отчеты о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации не позднее 30.12.2022; не представлены оригиналы документов, подтверждающие расходование целевых средств, ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" принято решение от 28.03.2023 №2784 «О прекращении в одностороннем порядке оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и расторжении социального контракта» с Корнеевой Е.А.
24.01.2023 ответчику направлено уведомление о расторжении социального контракта и необходимости возврата единовременной денежной выплаты для ведения предпринимательской деятельности в размере 250000 руб.
Данное уведомление ответчиком не исполнено.
Ответчик Корнеева Е.А., в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, документов, подтверждающих исполнение обязательств, не представила.
Поскольку установлена недобросовестность ответчика при исполнении обязательств, возникших на основании заключения социального контракта от 02.04.2022, имеются основания для возврата перечисленной ответчику единовременной денежной выплаты в размере 250000 руб. и удовлетворения исковых требований
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Корнеевой Е.А. в доход бюджета муниципального образования г. Орск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 5700 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 250000 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5700 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.09.2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.