72RS0014-01-2024-003036-23
Дело №21-180/2024
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 10 июня 2024 года |
Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рыбиной Светланы Петровны на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 23 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рыбиной С.П.,
установил:
Постановлением государственного инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Тюменскому, Нижнетавдинскому муниципальным районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области (далее также - УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области) Тигеева П.Л. от 11 июня 2021 года №153 должностное лицо - председатель садового некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Архитектор» (далее по тексту – СНТСН «Архитектор») Рыбина С.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Рыбина С.П. обратилась в районный суд с жалобой, в которой просила постановление должностного лица по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить. Указывала, что при рассмотрении административного правонарушения были допущены существенные нарушения норм КоАП РФ, которые повлекли за собой принятие незаконного акта. Полагает незаконным назначение штрафа в максимальном размере санкции статьи в действовавшей на момент вынесения постановления редакции. В указанный в постановлении период особого противопожарного режима СНТСН «Архитектор» дважды в течение 15 календарных дней подряд проверялось на предмет выявления нарушений в области требований противопожарной безопасности. Согласно акту проверки №74 от 31 января 2021 года выездная внеплановая проверка проведена в период с 25 мая 2021 года по 31 мая 2021 год, нарушения в области требований пожарной безопасности не выявлены. Согласно акту проверки №94 от 09 июня 2021 года выездная внеплановая проверка проведена в период с 01 июня 2021 года по 09 июня 2021 года, при этом было выявлено 5 нарушений в области требований пожарной безопасности. Указывает на неотражение в постановлении необходимости проведения проверки непосредственно после окончания первой проверки. Также указывает, что пункты 3, 5 отраженных в выданном административным органом предписании признаны незаконными решением суда делу 2а-2040/2023. Полагает, что Федеральный закон № 123-ФЗ не содержит требований об установлении мотопомпы, наличии водоема и подъездных путей к нему. Более того, согласно пункту 1 СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения», утверждённых и введённых в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 октября 2019 года, этот свод правил распространяется на проектирование планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории. Требований о распространении Свода правил на уже возведённые объекты СП 53.13330.2019 не содержит, что согласуется с выводами судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда, изложенными в апелляционном определении от 30 октября 2023 года. Поскольку правил о распространении на уже возведённые объекты СП 53.13330.2019 не содержат, а территория административного ответчика является не проектируемой, а освоенной и не принадлежащей на каком-либо законном праве административному истцу с 2018 года, соответственно применение требований данного Свода правил к деятельности СНТСН «Архитектор» является незаконным и не обоснованным. Обстоятельства отсутствия прав у СНТСН «Архитектор» на проверяемую территорию (земельный участок) установлено судебным актом по делу 2а-2040/2023.Таким образом, поскольку 123-ФЗ не содержит требований об установлении мотопомпы, наличии водоема и подъездных путей к нему, а СП 53.13330.2019 носит исключительно добровольный (не обязательных) характер, СНТСН «Архитектор» не является правообладателем инспектируемой территории и акт проверки №74 от 31 мая 2021 года установил отсутствие нарушений в области пожарных требований, в связи с этим, привлечение Рыбину С.П. к административной ответственности на основании постановления №153 от 11 июня 2021 года является незаконным.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 23 апреля 2024 года жалоба Рыбиной С.П. оставлена без удовлетворения, а вынесенное в отношении неё постановление по делу об административном правонарушении – без изменения.
С этим решением Рыбина С.П. не согласна. В жалобе в Тюменский областной суд просит решение судьи районного суда и постановление по делу об административном правонарушении отменить, приводя доводы, аналогичные изложенным в жалобе в районный суд. Также указывает, что согласно постановлению, которым утвержден перечень территорий садоводства и огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, этот перечень не содержит указания на проведение проверки именно СНТСН «Архитектор», а содержит сведения об СНТ «Архитектор». Полагает проведение проверки юридического лица, расположенного по иному адресу, чем указано в распоряжении, недопустимым и незаконным. Кроме того, на территории СНТСН «Архитектор» с 1987 года расположен центральный водопровод, а также общественный колодец. Поскольку в соответствии с п.5.8 СП 53.13330.2019 как мотопомпа, так и открытый водоем (резервуар) и подъездные пути к нему необходимо обеспечить лишь при отсутствии централизованного водоснабжения, а такое водоснабжение имеется, то привлечение к ответственности является незаконным и необоснованным. Также указывает, что в представленных материалах дела имеются документы, подписанные не Рыбиной С.П.
В возражениях на жалобу государственный инспектор Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Тюменскому, Нижнетавдинскому муниципальным районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области Тигеева П.Л., полагая решение суди районного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ) материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд и возражений на жалобу, исследовав в судебном заседании дополнительно представленные документы, заслушав в судебном заседании объяснения защитника Рыбиной С.П. Ошурковой О.П., настаивавшей на доводах жалобы, объяснения государственного инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Тюменскому, Нижнетавдинскому муниципальным районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области Тигеева П.Л., возражавшего против удовлетворения жалобы, оснований для отмены решения судьи районного суда, которым оставлено без изменения постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 11 июня 2021 года, не усматриваю.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 названной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (часть 2 статьи 20.4 КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату вынесения постановления).
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»), пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В силу ст. 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Согласно статье 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Тюменской области № 210-п от 19 апреля 2021 года в Тюменской области с 19 апреля 2021 года введен особый противопожарный режим
Как следует из материалов дела, отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Тюменскому и Нижнетавдинскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области 01 и 09 июня 2021 года при проведении внеплановой выездной проверки за соблюдением законодательства пожарной безопасности на территории СНТСН «Архитектор», расположенного по адресу: <.......>, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории указанного СНТСН.
Так, в протоколе об административном правонарушении было указано на нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч.3 ст. 4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.74 Правил противопожарного режима в Российской федерации утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16 сентября 2020 года и СП 53. 13330.2019 Свода правил планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)» - пункты 1, 2 и 4 протокола.
За указанные нарушения Рыбина С.П. была привлечена к административной ответственности.
Оставляя без изменения вынесенное в отношении Рыбиной С.П. постановление, судья районного суда правильно указал на то, что необеспечение территории товарищества пожарной мотопомпой, необорудование наружным пожарным водоисточником с круглогодичным забором воды, неосуществление обустройства пожарного водоисточника площадкой с твердым покрытием для установки пожарного автомобиля нашли свое подтверждение материалами дела. При этом необходимость выполнения таких действий предусмотрена п.5.8 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», который распространяется на проектирование планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории (далее также - СП 53.13330.2019).
Данным пунктом определено, что для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории земельных участков общего назначения садоводства должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары объемом, м3, при числе участков:
до 300 - от 25 до 60 (водоемы или резервуар); при 301 участке и более - 60 (водоем). При этом при каждом водоеме следует предусматривать площадки для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей.
Согласно статье 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее также – Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также при условии выполнения требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.
При этом Приказом Росстандарта № 687 от 02 апреля 2020 года СП 53.13330.2019 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно пункту 4 ст.16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
В силу п.1 ч.3 ст.4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» СП 53.13330.2019 является нормативным документом по пожарной безопасности. При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также одного из условий, перечисленных в ч.1 ст.6 названного закона. К числу таких условий относится выполнение требований пожарной безопасности, содержащихся в нормативных документах по пожарной безопасности, включенных в перечень.
Таким образом, допускается несоблюдение СП 53.13330.2019, который применяется на добровольной основе, но только в том случае, если выполнение технического регламента подтверждено другим способом.
Вместе с тем, выполнение технического регламента СНТСН «Архитектор» иным способом не подтверждено.
Данное обстоятельство установлено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 30 октября 2023 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 марта 2024 года.
Представленная в настоящее судебное заседание выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 апреля 2024 года о регистрации 25 апреля 2024 года в районе СНТСН «Архитектор» водопровода протяженностью 542 м, не свидетельствует о том, что указанный водопровод является централизованным и функционировал на территории товарищества в июне 2021 года.
Кроме того, наличие нарушений, отраженных в пунктах 1, 2 и 4 протокола и пунктах 1, 2 и 4 постановления должностного лица административного органа № 153 от 11 июня 2021 года, не оспаривалось, эти нарушения были устранены на основании выданного председателю СНТСН «Архитектор» Рыбиной С.П. предписания, что подтверждается актом проверки от 23 ноября 2021 года и следует из приведенных выше судебных актов.
Однако, учитывая, что на дату вынесения оспариваемого постановления эти нарушения имели место, Рыбина С.П. обоснованно была привлечена к административной ответственности.
То обстоятельство, что за нарушения, указанные в пунктах 3 и 5 протокола и постановления Рыбина С.П. не могла быть привлечена к административной ответственности, не свидетельствует о незаконности постановления от 11 июня 2021 года, поскольку иные приведенные нарушения (пункты 1, 2 и 4) имели место, а наказание Рыбиной С.П. было назначено в виде административного штрафа в минимальном размере для должностных лиц – 15000 руб., предусмотренном санкцией ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 28 мая 2017 года № 100-ФЗ.
Указание в постановлении о нахождении СНТСН «Архитектор» по адресу: <.......>, тогда как адресом указанного юридического лица на дату 16 июня 2021 года является адрес: <.......>, не свидетельствует о незаконности проведенной 1 и 9 июня 2021 года в отношении СНТСН «Архитектор» проверки и вынесенного в отношении Рыбиной С.П. постановления, поскольку в Тюменской области есть только один 21-й км Ялуторовского тракта; о проведении внеплановой проверки, назначенной распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, выездной проверки от 28 мая 2021 года № 94, председатель СНТСН «Архитектор» Рыбина С.П. была уведомлена 28 мая 2021 года, указанная проверка фактически и проводилась на территории названного товарищества в присутствии Рыбиной С.П.
Оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, согласно которой судья, должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья районного суда пришел к правильному выводу об обоснованности привлечения председателя СНТСН «Архитектор» Рыбиной С.П. к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Постановление о привлечении Рыбиной С.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Учитывая изложенное, решение судьи районного суда, которым оставлено без изменения вынесенное в отношении председателя СНТСН «Архитектор» Рыбиной С.П. постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.1, 30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №153 ░░ 11 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ | ░.░. ░░░░░░░░░ |