Решение
именем Российской Федерации
28 июня 2023 года город Улан-Удэ
Улан-Удэнский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Спиридоновой З.Д., при секретаре Шаталовой А.Д., с участием представителя истца командира войсковой части <11111> <данные изъяты> Буяновой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда гражданское дело №2-45/2023 по исковому заявлению командира войсковой части <11111> о взыскании с Гладышева М.А. материального ущерба,
установил:
Командир войсковой части <11111> в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» обратился в военный суд с исковым заявлением о взыскании с Гладышева М.А. материального ущерба, в котором указал, что военнослужащий войсковой части <11111> <данные изъяты> Гладышев М.А., проходя военную службу и исполняя обязанности по должности <данные изъяты> войсковой части <11111>, ввиду ненадлежащего исполнения обязанностей по данной должности допустил представление сведений для издания приказов о дополнительном материальном стимулировании в отношении военнослужащих, которые получили неудовлетворительные оценки по физической подготовке и по этой причине не имели права на указанную выплату, в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года №1010. На основании недостоверных сведений, представленных ответчиком Гладышевым М.А., в проекты приказов, а затем и в приказы командира войсковой части <11111> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о дополнительном материальном стимулировании были включены 73 военнослужащих, имеющих неудовлетворительные оценки по физической подготовке, которым в дальнейшем было выплачено дополнительное материальное стимулирование, что привело к причинению ущерба государству.
Указанная переплата денежного довольствия была выявлена при проведении проверки межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-десантным войскам) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Выявленной переплатой дополнительного материального стимулирования войсковой части <11111> причинен ущерб на сумму <данные изъяты> рублей, которая была внесена в книгу учета недостач воинской части. Часть этой суммы, в размере <данные изъяты>, была возмещена на основании приказа командира войсковой части <11111> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ответчик Гладышев М.А. и ряд иных военнослужащих были привлечены к ограниченной материальной ответственности.
Оставшаяся непогашенной сумма материального ущерба составила <данные изъяты>. Поскольку Гладышев М.А. ненадлежаще исполнял свои обязанности по должности, включил в проект приказа и согласовал сам приказ с указанием в нем военнослужащих, имеющих неудовлетворительную оценку по физической подготовке, истец просил взыскать с ответчика Гладышева М.А. оставшуюся сумму ущерба.
Командир войсковой части <11111> просил привлечь ответчика к полной материальной ответственности и взыскать с Гладышева М.А. путем перечисления на расчетный счет федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» <данные изъяты>.
Представитель истца Буянова Т.Н. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала и подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении.
В качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю») и Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-десантным войскам).
Ответчик Гладышев М.А., представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – начальника ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» Шиндяева Н.Н., третье лицо на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-десантным войскам), надлежащим образом уведомленные о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не прибыли, ответчик и Шиндяева Н.Н. просили рассмотреть дело без их участия. Кроме того, Шиндяева Н.Н. в письменном заявлении поддержала заявленные требования. В связи с ходатайством о рассмотрении дела без участия указанных лиц, участвующих в деле, и поскольку неявившиеся лица в судебное заседание были надлежаще уведомлены, Улан-Удэнский гарнизонный военный суд, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В представленных в суд письменных возражениях ответчик Гладышев М.А. иск не признал, при этом указал, что он проходил военную службу в войсковой части <11111> в должности <данные изъяты> войсковой части <11111>. Далее Гладышев М.А. в письменных возражениях указал, что иск не признает, поскольку в связи с установленным ревизией ущербом он уже был привлечен к ограниченной материальной ответственности приказом командира войсковой части <11111> за предоставление некорректных данных при издании приказа о выплате материального стимулирования. Поэтому полагал, что полная материальная ответственность в данном случае не предусмотрена.
Выслушав объяснения представителя истца, огласив возражения ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность за причиненный по их вине реальный ущерб.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случае, когда ущерб причинен по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчетов.
В исковом заявлении истец просил привлечь ответчика к полной материальной ответственности и взыскать с ответчика всю сумму причиненного материального ущерба - <данные изъяты>.
Как следует из искового заявления, командир войсковой части <11111> причинение материального ущерба на указанную выше сумму связывает с тем, что ответчик Гладышев М.А., как начальник физической подготовки части, подал недостоверные сведения о военнослужащих, которым не полагалась дополнительная выплата, поскольку они имели неудовлетворительные оценки по физической подготовке, что привело к переплате дополнительного материального стимулирования.
При этом из приказа командира войсковой части <11111> от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что по итогам проведенной проверки межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-десантным войскам) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ряд военнослужащих, в том числе, <данные изъяты> Гладышев М.А. привлечен к ограниченной материальной ответственности как <данные изъяты> войсковой части <11111> за предоставление некорректных данных в ходе подготовки проектов приказов командира воинской части <данные изъяты> с него полагается к удержанию в целях возмещения установленного ущерба один оклад денежного содержания и одной надбавки за выслугу лет в сумме <данные изъяты>.
Как следует из справки о частичном возмещении ущерба, на основании указанного выше приказа командира войсковой части <11111> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Гладышев М.А. возместил частично выявленный ущерб на сумму <данные изъяты> рублей.
Из изложенного выше следует, что ответчик уже был привлечен командиром воинской части к ограниченной материальной ответственности по тем же основаниям, которые указаны в рассматриваемом исковом заявлении.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «О материальной ответственности военнослужащих» командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Таким образом, <данные изъяты> Гладышев М.А., как <данные изъяты>, не принявший необходимых мер к предотвращению излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, подлежит ограниченной материальной ответственности в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, в силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «О материальной ответственности военнослужащих».
При таких обстоятельствах утверждения истца, что именно ответчик Гладышев М.А. виновен в причинении ущерба воинской части и подлежит полной материальном ответственности, суд признает безосновательными.
С учетом изложенного, установив наличие оснований для привлечения <данные изъяты> Гладышева М.А. к только ограниченной материальной ответственности, и доказанный факт его привлечения к такого вида ответственности приказом командира части, суд приходит к выводу о недоказанности стороной истца фактов совершения Гладышевым М.А. умышленных действий (бездействия), направленных на причинение материального ущерба государству, из чего следует, что у суда не имеется оснований для привлечения вышепоименованного ответчика к полной материальной ответственности, предусмотренной статьей 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым отказать в исковых требованиях войсковой части <11111>, как не нашедших подтверждения в суде.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, военный суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <11111> ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░