Дело №2-565/2024
91RS0002-01-2022-006826-34
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2024 года г. Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Сологуб Л.В.,
при секретаре – Салчак А.-С.Р.,
с участием представителя истца – ФИО4,
представителя ответчика – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо – Муниципальное казенное учреждение Департамент муниципальной собственности Администрации <адрес>, Муниципальное казенное учреждение Департамент жилищной политики Администрации <адрес>, о признании права пользования жилым помещением, понуждении заключить договор социального найма жилого помещения,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в суд с иском о признании за ним права пользования жилым помещением - квартирой №, расположенной по адресу: <адрес>А, на условиях договора социального найма, возложении на Администрацию <адрес> Республики Крым обязанности заключить с ним договор социального найма вышеуказанного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 был вселен в <адрес>А в <адрес>. Согласно письма начальника управления городского хозяйства Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ в указанную квартиру принадлежащую отселенческому фонду управления городского хозяйства ФИО3 в составе семьи 3 человек, направлен для временного проживания сроком до выделения квартиры. Истец обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о заключении с ним договора социального найма жилого помещения, однако ему было отказано по тем основаниям, что отсутствует решение о предоставлении ему указанной квартиры и отсутствием регистрации по указанному адресу.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Муниципальное казенное учреждение Департамент жилищной политики Администрации <адрес> (л.д. 207).
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.
Представитель истца, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить. Пояснил, что истец зарегистрирован в доме своего сына, но проживает в квартире, которую ему выделили в 2000 году для временного проживания. В собственности никакого другого жилья не имеет.
Представитель ответчика – Администрации <адрес> в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что истец был вселен в квартиру для временного проживания на срок до выделения ему квартиры. В спорной квартире он не зарегистрирован. Предоставила письменные возражения (т.1 л.д.192-196).
Представитель третьего лица - Муниципального казенного учреждения Департамент жилищной политики Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие истца, обеспечившего явку своего представителя, а также в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Как установлено судом в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО3 в феврале 2003 года вселен в <адрес>А в <адрес>, принадлежащую отселенческому фонду управления городского хозяйства, для временного проживания сроком до получения квартиры, на основании письма Управления городского хозяйства Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №С/03з/03 (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о заключении с ним договора социального найма жилого помещения – <адрес>А в <адрес>. Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему в заключении договора социального найма было отказано. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 повторно обратился с заявлением о заключении договора социального найма. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему повторно отказано в заключении договора социального найма по тем основаниям, что им не предоставлены ряд документов (т.2 л.д.4-8).
В соответствии с частью 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ч.2 ст.60 ЖК РФ).
Предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся наемным домом социального использования жилой дом (ст. 91.5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 91.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона - лицо, указанное в части 1 статьи 91.2 настоящего Кодекса (наймодатель), обязуется передать другой стороне - гражданину, указанному в части 1 статьи 91.3 настоящего Кодекса (нанимателю), жилое помещение, предусмотренное в статье 91.5 настоящего Кодекса, во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на основании решения наймодателя о предоставлении жилого помещения по этому договору (часть 5 статьи 91.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования могут быть: орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, либо уполномоченная указанным органом организация; организация, являющаяся собственником жилого помещения частного жилищного фонда или уполномоченная собственником такого жилого помещения и соответствующая требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 1, 2 части 1 статьи 91.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся наемным домом социального использования жилой дом (статья 91.5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 91.6 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на срок не менее чем один год, но не более чем десять лет.
В силу ч.4 ст.445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации, основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
В п.8 вышеуказанного постановления Пленума предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь ввиду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В силу ст.2,ст.3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ЗРК/2015 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в <адрес>" (принят Государственным Советом Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ) граждане, являющиеся основными нанимателями жилых помещений, находившихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в государственном жилищном фонде, имеют право на заключение договоров социального найма.
Граждане, принятые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на отдельный квартирный учет депортированных граждан в органах местного самоуправления, действовавших на территории Республики Крым на момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, и нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, имеют право на получение жилого помещения на основании решения органа местного самоуправления о постановке на отдельный квартирный учет депортированных граждан.
Как установлено судом, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на квартирном учете депортированных граждан, составом семьи 2 человека (заявитель и ФИО9 Сание – супруга), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке общей очереди под № (т.2 л.д.10).
Из предоставленной Администрацией <адрес> Республики Крым по запросу суда надлежащим образом заверенной копии учетного дела № ФИО3 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился с заявлением о постановке его на квартирный учет депортированных граждан.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 состоит на квартирном учете депортированных граждан, составом семьи 2 человека (дочь ФИО7 исключена из состава семьи ДД.ММ.ГГГГ и снята с квартирного учета в связи со смертью). ФИО3 зарегистрирован в <адрес>. Право собственности на указанный дом за ним не зарегистрировано, дом является собственностью его сына – ФИО2. Из справки о составе семьи ФИО2 следует, что в указанном доме он проживает с супругой и сыном (т.2 л.д.11-78).
Согласно выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> общей площадью 45,3 кв.м., расположенная в <адрес>А <адрес> является муниципальной собственностью (т.1 л.д.68-70).
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности принадлежала 1/3 доля земельного участка площадью 800 кв.м. в <адрес> пгт.Молодежное, <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, право прекращено ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.77).
Согласно сведений МКУ Департамента развития муниципальной собственности администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, по состоянию на текущую дату <адрес>А в <адрес> общей площадью 45,3 кв.м, кадастровый № состоит на учете Департамента и числится в Реестре муниципального имущества. ФИО3 право на бесплатную приватизацию в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не использовал (т.1 л.д.158-159).
Таким образом, представленные материалы свидетельствуют о том, что истец проживает в спорной квартире с 2003 года, состоит на квартирном учете депортированных граждан составом семьи 2 человека с ДД.ММ.ГГГГ, в собственности жилого помещения не имеет.
Материалы дела также содержат сведения об отсутствии у истца принадлежащего ему на праве собственности или находящемся у него в пользовании на каком-либо ином законном основании иного жилого помещения, как и отсутствуют сведения о реализации истцом права на приватизацию помещений.
Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что на основании ст.ст.2,3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ЗРК/2015 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в <адрес>" истец имеет право на заключение договора социального найма.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца и наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Согласно Положению о МКУ Департамент жилищной политики Администрации <адрес> Республики Крым и Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Заключение, расторжение, изменение договоров социального найма жилого помещения» заключение договоров найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляет Администрация <адрес> Республики Крым в лице МКУ Департамент жилищной политики Администрации <адрес> Республики Крым.
Устанавливая срок исполнения обязательства, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым определить его в срок 30 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО3 к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо – Муниципальное казенное учреждение Департамент муниципальной собственности Администрации <адрес>, Муниципальное казенное учреждение Департамент жилищной политики Администрации <адрес>, о признании права пользования жилым помещением, понуждении заключить договор социального найма жилого помещения - удовлетворить.
Признать за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право пользования жилым помещением - квартирой №, площадью 45,3 кв.м., расположенной по <адрес>А в <адрес> Республики Крым на условиях договора социального найма.
Возложить на Администрацию <адрес> Республики Крым обязанность в течение 30 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения договор социального найма в отношении жилого помещения - <адрес>, площадью 45,3 кв.м., расположенной по <адрес>А в <адрес> Республики Крым.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Сологуб
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.