Дело № 2а - 63/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24.05.2018 пгт Кесова Гора Тверской области
Кесовогорский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Магомедовой З.И.
при секретаре Макаровой С.Е.
с участием заместителя прокурора Кесовогорского района Тверской области Македонской А.А.,
представителя административного ответчика Администрации городского поселения п. Кесова Гора Козловой Л.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
заинтересованного лица – индивидуального предпринимателя Соколова А.А.,
представителя заинтересованного лица – Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Кашинском районе – Яшиной Е.А., действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ,
специалиста ФИО11, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Кесова Гора Тверской области административное дело по административному иску прокурора Кесовогорского района, поданного в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации городского поселения п. Кесова Гора о признании незаконным бездействия администрации городского поселения п. Кесова Гора, выразившегося в непринятии мер по обеспечению неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, обязании принять меры по ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека,
У с т а н о в и л:
Прокурор Кесовогорского района Тверской области обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации городского поселения п. Кесова Гора, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой Кесовогорского района в рамках исполнения распоряжения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.01.2018 № 19/7 р «Об организации исполнения межведомственного плана мероприятий, направленных на ликвидацию теневого рынка услуг в сфере похоронного дела», а также по обращению гражданина проведена проверка соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших. В ходе проверки установлено, что на территории городского поселения п. Кесова Гора имеется общественное кладбище по <адрес>. Кладбище располагается по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым №, площадью 15201 квадратный метр. В соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичные положения содержатся в Уставе городского поселения п. Кесова Гора. В соответствии со ст. 15-16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения. В связи с тем, что в соответствии со ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения п. Кесова Гора, выразившееся в непринятии мер по обеспечению неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, непринятию мер по прекращению деятельности на месте погребения и закрытию общественного кладбища, а также обязать администрацию городского поселения п. Кесова Гора прекратить деятельность общественного кладбища – Никольского кладбища п. Кесова Гора и принять меры по ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека (л.д. 2-6).
В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён ИП Соколов А.А. (л.д. 45).
В судебном заседании заместитель прокурора Кесовогорского района Тверской области Македонская А.А. уточнила требования административного искового заявления, пояснив, что ст. 17 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. На Никольском кладбище, в нарушение установленных санитарных и экологических норм, санитарные зоны фактически отсутствуют, однако, с учётом того, что кладбище было образовано в 1841 году, когда ещё не действовали актуальные правовые нормы, и захоронения, сделанные ранее, не подлежат сносу, прокуратура просит устранить другие нарушения санитарно-эпидемиологического характера, выявленные в ходе проверки, а именно, были выявлены кучи мусора на кладбище, переполненность мусорных контейнеров, отсутствие урн на территории кладбища. У кладбища отсутствуют свои мусорные контейнеры, контейнеры находятся за территорией кладбища и заполняются мусором жителями соседних домов, что нарушает права граждан на экологическое и санитарное благополучие, гарантированное им законом. Таким образом, прокуратура просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения п. Кесова Гора, выразившееся в непринятии мер по обеспечению неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, и обязать администрацию городского поселения п. Кесова Гора принять меры по ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека.
В судебном заседании 10.05.2018 заместитель прокурора Кесовогорского района Тверской области Македонская А.А. также поддержала заявленные прокурором требования, пояснив, что п. 4 ст. 17 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. Закрыв кладбище, администрация пос. Кесова Гора продолжает давать разрешения на захоронение, при этом не соблюдаются нормы СанПиН к содержанию кладбищ, что нарушает права как конкретных жителей примыкающих к кладбищу домов (имело место обращение гр. ФИО12), так и права неопределённого круга лиц. Нарушение норм установлено актом проверки, проведённой прокуратурой Кесовогорского района Тверской области.
Представитель административного ответчика Администрации городского поселения п. Кесова Гора Козлова Л.В. признала исковые требования, пояснив, что подзахоронения производятся только в границах родственных оград, расширения кладбища места не имеет. Администрация городского поселения делает всё, чтобы улучшить санитарное состояние кладбища, проводили тендер, спиливали ветхие деревья. Территория кладбища, которое существует с 1841 года, не позволяет установить мусорные контейнеры на территории кладбища. Контейнеры установлены фактически за территорией кладбища, перед церковью. Ими пользуются жители окружающих домов, вследствие чего контейнеры переполнены. Посетители кладбища бросают мусор на кладбище, уследить за ними невозможно. С учётом проведённой проверки администрация готова принять меры по установке мусорных контейнеров по периметру кладбища, установить урны на территории кладбища, возложить на специальную штатную единицу обязанности по опорожнению урн.
В судебном заседании 10.05.2018 представитель административного ответчика Морозова Н.Г. признала исковые требования в целом, однако пояснила, что группа инициативных граждан преклонного возраста – жителей пос. Кесова Гора – возражает против полного прекращения и закрытия кладбища в пос. Кесова Гора, поскольку на территории кладбища имеются родственные захоронения и ранее обговорённые места для захоронений указанных лиц в будущем. В 2013 году перед Администрацией пос. Кесова Гора встал вопрос о том, что Никольское кладбище полностью себя исчерпало, однако общественность просила разрешить захоронение только в ограде, где есть свободные места. Администрация приняла решение разрешить такие захоронения. С 2013 по 2016 годы в пос. Кесова Гора умерло 312 человек, всего на территории Никольского кладбища было захоронено 27 человек. Работники Администрации пос. Кесова Гора лично смотрели, есть ли место. Самовольных захоронений не допускалось. По поводу каких-то технических моментов, содержания и организации мест захоронения отвечает индивидуальный предприниматель Соколов А.А., оказывающий населению ритуальные услуги.
Заинтересованное лицо Соколов А.А. в судебном заседании поддержал требования прокурора, пояснив, что он занимается очисткой кладбища от мусора, а также оказывает ритуальные услуги по захоронению лиц в родственные ограды.
Заинтересованное лицо Соколов А.А. в судебном заседании 10.05.2018 оставил разрешение заявленных административных исковых требований на усмотрение суда, пояснив, что полное закрытие кладбища вызовет негативную реакцию у населения, которое, заказывая ритуальные услуги, специально оставляет места в оградках для подзахоронения своих родных (мужа, жены, детей и т.д.).
Представитель заинтересованного лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Кашинском районе Яшина А.С. поддержала заявленные прокурором требования, пояснив, что санитарная зона, установленная для кладбищ 4-го типа (как в пос. Кесова Гора, исходя из его территории), составляет 100 метров. Данные требования на кладбище не соблюдаются. Поскольку кладбище существует с 1841 года, с нарушением произведены старые захоронения, перенос останков невозможен, то эти нарушения неустранимы. В то же время осмотр кладбища показал, что вывоз мусора с территории кладбища не производится надлежащим образом, находящиеся за территорией кладбища мусорные контейнеры общего пользования переполнены. Количество мусорных контейнеров недостаточно для соблюдения санитарного благополучия, что чревато опасными последствиями и эпидемиями, особенно, в летнее время. Ранее, в заключении по иску, Роспотребнадзор указал на то, что мусорные контейнеры расположены не на площадке с твёрдым покрытием (бетоном, асфальтом), при осмотре в ходе судебного заседания было установлено, что 3 мусорных контейнера стоят на бетонном основании и ограждены, один контейнер не огорожен и стоит на грунте. С учётом всего изложенного, требования прокурора в уточнённой редакции подлежат удовлетворению. Деятельность Администрации по выдаче разрешений на захоронение до устранения указанных нарушений следует приостановить.
Заинтересованное лицо Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Кашинском районе, уведомленное о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении, в судебное заседание 10.05.2018 своего представителя не направило, в письменном виде ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица. Ранее специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в Кашинском районе были проведены санитарно-эпидемиологические обследования территории кладбища, в соответствии с актами обследования от 11.04.2018 и от 25.04.2018 расстояние от дома, расположенного по адресу: <адрес>, до ближайшего места захоронения составляет 8 метров 40 сантиметров, что не соответствует нормам СанПиН, в связи с чем, Администрацией городского поселения пос. Кесова Гора нарушены требования санитарного законодательства.
Допрошенная по ходатайству административного ответчика свидетель ФИО14 пояснила, что она является пенсионером. Четверть населения пос. Кесова Гора, узнав, что собираются закрывать кладбище, уполномочила её огласить суду мнение жителей пос. Кесова Гора по данному вопросу. Вопрос о закрытии кладбища возник 2 или 3 года назад, было решено, что новых захоронений не производить. Кладбище создано 200 лет назад. Когда были построены первые дома вокруг кладбища, условия позволяли производить захоронения в черте посёлка. Дом ФИО12, обратившейся в прокуратуру по вопросу закрытия кладбища, второй. Есть ещё примыкающий к кладбищу дом ФИО20. Границы кладбища не менялись, его территория не увеличивалась, территория санитарных зон, как она была рассчитана ранее, при постройке домов, так она и существует сейчас. Действительно, по территории кладбища текут зловонные воды, но зависит это не от нарушений администрации, а от того, что воды расположены близко к поверхности (по всей территории посёлка). У общественности к Морозовой претензий нет. Она навела на кладбище порядок. Не по вине Морозовой на кладбище наблюдается нечто, вроде свалки, а по вине некультурного населения.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что прокуратурой Кесовогорского района в рамках исполнения распоряжения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.01.2018 № 19/7 р «Об организации исполнения межведомственного плана мероприятий, направленных на ликвидацию теневого рынка услуг в сфере похоронного дела», а также по обращению гражданина проведена проверка соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших. Данное обстоятельство подтверждается доводами административного искового заявления (л.д. 2), не оспоренными участниками процесса, заявлением ФИО12 прокурору Кесовогорского района с отметкой о поступлении 02.04.2018 (л.д. 7-9) и заявлением ФИО12 о проведении прокурорской проверки от 02.04.2018 (л.д. 10-12).
С учётом изложенного, учитывая, что административное исковое заявление поступило в суд 28.04.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на заявлении (л.д. 2), прокурором соблюдён срок обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 22 КАС РФ, административное исковое заявление к органу местного самоуправления подаётся в суд по месту его нахождения, таким образом, настоящее административное исковое заявление подано в суд по правилам подсудности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Причем в силу ч.11 названной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного заседания нашло своё подтверждение то, что на территории городского поселения п. Кесова Гора имеется общественное кладбище, находящееся по адресу: <адрес>, площадью 15 201 кв.м. Кладбище находится на балансе администрации городского поселения посёлок Кесова Гора. Данное обстоятельство подтверждается доводами административного искового заявления (л.д. 2), не оспоренного участвующими в деле лицами, Выпиской из реестра муниципальной собственности Администрации городского поселения посёлок Кесова Гора (л.д. 33), заявлением ФИО12 прокурору Кесовогорского р-на (л.д. 10-12), актом обследования от 11.04.2018 (л.д. 17).
Предъявление настоящего административного иска мотивировано прокурором Кесовогорского района Тверской области тем, что бездействие администрации городского поселения п. Кесова Гора, выразившееся в непринятии мер по обеспечению неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределённого круга граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, что суд находит взаимосвязанным, логичным и подтверждающим право прокурора на обращение с соответствующим иском.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Постановлением Администрации городского поселения посёлок Кесова Гора Кесовогорского района Тверской области 06.09.2013 вынесено постановление № 55 «О закрытии Никольского кладбища в посёлке Кесова Гора», которым закрыто для свободных захоронений кладбище в <адрес>, в связи с тем, что территория для создания новых мест захоронений полностью использована. Этим же постановлением разрешено производить захоронения на указанном кладбище только в родственные места захоронений (в родственные могилы, захоронения урн с прахом) и в свободные места захоронений в границах родственных оград (л.д. 37). Указанное постановление не было обжаловано и является действующим.
В соответствии со ст. 15-16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются
Из доводов административного искового заявления (л.д. 4), заявления ФИО12 прокурору Кесовогорского р-на (л.д. 7), сообщения Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Кашинском районе от 16.04.2018 № 1110 (л.д. 20) следует, что после закрытия кладбища для свободных захоронений, захоронения производились в родственных оградах.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, в том числе, быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими. Ст. 6 этого же закона определяет, что исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В силу ч. 2 ст. 7 Закона, исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в решении от 21.12.2017 № АКПИ 17-871, запрет на проведение захоронений в закрытых кладбищах не устанавливает также запрет на проведение захоронений в родственные могилы (без кремации) на кладбищах, которые не переносятся, не подлежат рекультивации и на которых новые захоронения не производятся.
Судом не установлено, что производятся «свободные захоронения» в нарушение действующего постановления Администрации городского поселения посёлок Кесова Гора. Доказательств того, что производство захоронений в границах родственных оград по разрешению Администрации городского поселения нарушает права неопределённого круга лиц, суду также не представлено.
В то же время судом установлено, что на территории кладбища имеются несанкционированные свалки мусора, что подтверждается фототаблицами (л.д. 14), актом обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» от 11.04.2018 (л.д. 17), сообщением Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Кашинском районе (л.д. 23) и протоколом осмотра вещественных доказательств по месту их нахождения судом с приложением схемы.
На основании п. 6.6 и 6.7 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 г. N 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Данное требование Санитарных правил и норм на территории кладбища в полном объёме не соблюдается, то есть, имеет место нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем, требования прокурора Кесовогорского района Тверской области подлежат удовлетворению.
Судом также установлено, что существующие места погребения, возникшие до вынесения постановления о закрытии кладбища, находятся от прилегающего к кладбищу жилого дома по адресу: <адрес>, на расстоянии, не соответствующем установленным границам санитарно-защитной зоны (100 метров, согласно разделу 7.1.12 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74), а именно, на расстоянии 8 метров 40 см.
Учитывая, что создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий, таких требований прокуратура не предъявляет, суд полагает, что имеющиеся нарушения норм СанПиН разрешены административным ответчиком единственно возможным способом – путём закрытия кладбища.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Кесовогорского района в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации городского поселения п. Кесова Гора о признании незаконным бездействия администрации городского поселения п. Кесова Гора, выразившегося в непринятии мер по обеспечению неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, обязании принять меры по ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения п. Кесова Гора, выразившееся в непринятии мер по обеспечению неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест захоронения и организации ритуальных услуг, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84.
Обязать администрацию городского поселения п. Кесова Гора в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест захоронения и организации ритуальных услуг в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84.
Обязать Администрацию городского поселения п. Кесова Гора сообщить об исполнении решения суда в Кесовогорский районный суд и прокуратуру Кесовогорского района Тверской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать решение суда в газете «Сельский труженик» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Тверской областной суд через Кесовогорский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 24.05.2018.
Судья З.И.Магомедова
Дело № 2а - 63/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24.05.2018 пгт Кесова Гора Тверской области
Кесовогорский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Магомедовой З.И.
при секретаре Макаровой С.Е.
с участием заместителя прокурора Кесовогорского района Тверской области Македонской А.А.,
представителя административного ответчика Администрации городского поселения п. Кесова Гора Козловой Л.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
заинтересованного лица – индивидуального предпринимателя Соколова А.А.,
представителя заинтересованного лица – Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Кашинском районе – Яшиной Е.А., действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ,
специалиста ФИО11, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Кесова Гора Тверской области административное дело по административному иску прокурора Кесовогорского района, поданного в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации городского поселения п. Кесова Гора о признании незаконным бездействия администрации городского поселения п. Кесова Гора, выразившегося в непринятии мер по обеспечению неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, обязании принять меры по ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека,
У с т а н о в и л:
Прокурор Кесовогорского района Тверской области обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации городского поселения п. Кесова Гора, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой Кесовогорского района в рамках исполнения распоряжения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.01.2018 № 19/7 р «Об организации исполнения межведомственного плана мероприятий, направленных на ликвидацию теневого рынка услуг в сфере похоронного дела», а также по обращению гражданина проведена проверка соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших. В ходе проверки установлено, что на территории городского поселения п. Кесова Гора имеется общественное кладбище по <адрес>. Кладбище располагается по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым №, площадью 15201 квадратный метр. В соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичные положения содержатся в Уставе городского поселения п. Кесова Гора. В соответствии со ст. 15-16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения. В связи с тем, что в соответствии со ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения п. Кесова Гора, выразившееся в непринятии мер по обеспечению неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, непринятию мер по прекращению деятельности на месте погребения и закрытию общественного кладбища, а также обязать администрацию городского поселения п. Кесова Гора прекратить деятельность общественного кладбища – Никольского кладбища п. Кесова Гора и принять меры по ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека (л.д. 2-6).
В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён ИП Соколов А.А. (л.д. 45).
В судебном заседании заместитель прокурора Кесовогорского района Тверской области Македонская А.А. уточнила требования административного искового заявления, пояснив, что ст. 17 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. На Никольском кладбище, в нарушение установленных санитарных и экологических норм, санитарные зоны фактически отсутствуют, однако, с учётом того, что кладбище было образовано в 1841 году, когда ещё не действовали актуальные правовые нормы, и захоронения, сделанные ранее, не подлежат сносу, прокуратура просит устранить другие нарушения санитарно-эпидемиологического характера, выявленные в ходе проверки, а именно, были выявлены кучи мусора на кладбище, переполненность мусорных контейнеров, отсутствие урн на территории кладбища. У кладбища отсутствуют свои мусорные контейнеры, контейнеры находятся за территорией кладбища и заполняются мусором жителями соседних домов, что нарушает права граждан на экологическое и санитарное благополучие, гарантированное им законом. Таким образом, прокуратура просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения п. Кесова Гора, выразившееся в непринятии мер по обеспечению неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, и обязать администрацию городского поселения п. Кесова Гора принять меры по ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека.
В судебном заседании 10.05.2018 заместитель прокурора Кесовогорского района Тверской области Македонская А.А. также поддержала заявленные прокурором требования, пояснив, что п. 4 ст. 17 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. Закрыв кладбище, администрация пос. Кесова Гора продолжает давать разрешения на захоронение, при этом не соблюдаются нормы СанПиН к содержанию кладбищ, что нарушает права как конкретных жителей примыкающих к кладбищу домов (имело место обращение гр. ФИО12), так и права неопределённого круга лиц. Нарушение норм установлено актом проверки, проведённой прокуратурой Кесовогорского района Тверской области.
Представитель административного ответчика Администрации городского поселения п. Кесова Гора Козлова Л.В. признала исковые требования, пояснив, что подзахоронения производятся только в границах родственных оград, расширения кладбища места не имеет. Администрация городского поселения делает всё, чтобы улучшить санитарное состояние кладбища, проводили тендер, спиливали ветхие деревья. Территория кладбища, которое существует с 1841 года, не позволяет установить мусорные контейнеры на территории кладбища. Контейнеры установлены фактически за территорией кладбища, перед церковью. Ими пользуются жители окружающих домов, вследствие чего контейнеры переполнены. Посетители кладбища бросают мусор на кладбище, уследить за ними невозможно. С учётом проведённой проверки администрация готова принять меры по установке мусорных контейнеров по периметру кладбища, установить урны на территории кладбища, возложить на специальную штатную единицу обязанности по опорожнению урн.
В судебном заседании 10.05.2018 представитель административного ответчика Морозова Н.Г. признала исковые требования в целом, однако пояснила, что группа инициативных граждан преклонного возраста – жителей пос. Кесова Гора – возражает против полного прекращения и закрытия кладбища в пос. Кесова Гора, поскольку на территории кладбища имеются родственные захоронения и ранее обговорённые места для захоронений указанных лиц в будущем. В 2013 году перед Администрацией пос. Кесова Гора встал вопрос о том, что Никольское кладбище полностью себя исчерпало, однако общественность просила разрешить захоронение только в ограде, где есть свободные места. Администрация приняла решение разрешить такие захоронения. С 2013 по 2016 годы в пос. Кесова Гора умерло 312 человек, всего на территории Никольского кладбища было захоронено 27 человек. Работники Администрации пос. Кесова Гора лично смотрели, есть ли место. Самовольных захоронений не допускалось. По поводу каких-то технических моментов, содержания и организации мест захоронения отвечает индивидуальный предприниматель Соколов А.А., оказывающий населению ритуальные услуги.
Заинтересованное лицо Соколов А.А. в судебном заседании поддержал требования прокурора, пояснив, что он занимается очисткой кладбища от мусора, а также оказывает ритуальные услуги по захоронению лиц в родственные ограды.
Заинтересованное лицо Соколов А.А. в судебном заседании 10.05.2018 оставил разрешение заявленных административных исковых требований на усмотрение суда, пояснив, что полное закрытие кладбища вызовет негативную реакцию у населения, которое, заказывая ритуальные услуги, специально оставляет места в оградках для подзахоронения своих родных (мужа, жены, детей и т.д.).
Представитель заинтересованного лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Кашинском районе Яшина А.С. поддержала заявленные прокурором требования, пояснив, что санитарная зона, установленная для кладбищ 4-го типа (как в пос. Кесова Гора, исходя из его территории), составляет 100 метров. Данные требования на кладбище не соблюдаются. Поскольку кладбище существует с 1841 года, с нарушением произведены старые захоронения, перенос останков невозможен, то эти нарушения неустранимы. В то же время осмотр кладбища показал, что вывоз мусора с территории кладбища не производится надлежащим образом, находящиеся за территорией кладбища мусорные контейнеры общего пользования переполнены. Количество мусорных контейнеров недостаточно для соблюдения санитарного благополучия, что чревато опасными последствиями и эпидемиями, особенно, в летнее время. Ранее, в заключении по иску, Роспотребнадзор указал на то, что мусорные контейнеры расположены не на площадке с твёрдым покрытием (бетоном, асфальтом), при осмотре в ходе судебного заседания было установлено, что 3 мусорных контейнера стоят на бетонном основании и ограждены, один контейнер не огорожен и стоит на грунте. С учётом всего изложенного, требования прокурора в уточнённой редакции подлежат удовлетворению. Деятельность Администрации по выдаче разрешений на захоронение до устранения указанных нарушений следует приостановить.
Заинтересованное лицо Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Кашинском районе, уведомленное о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении, в судебное заседание 10.05.2018 своего представителя не направило, в письменном виде ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица. Ранее специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в Кашинском районе были проведены санитарно-эпидемиологические обследования территории кладбища, в соответствии с актами обследования от 11.04.2018 и от 25.04.2018 расстояние от дома, расположенного по адресу: <адрес>, до ближайшего места захоронения составляет 8 метров 40 сантиметров, что не соответствует нормам СанПиН, в связи с чем, Администрацией городского поселения пос. Кесова Гора нарушены требования санитарного законодательства.
Допрошенная по ходатайству административного ответчика свидетель ФИО14 пояснила, что она является пенсионером. Четверть населения пос. Кесова Гора, узнав, что собираются закрывать кладбище, уполномочила её огласить суду мнение жителей пос. Кесова Гора по данному вопросу. Вопрос о закрытии кладбища возник 2 или 3 года назад, было решено, что новых захоронений не производить. Кладбище создано 200 лет назад. Когда были построены первые дома вокруг кладбища, условия позволяли производить захоронения в черте посёлка. Дом ФИО12, обратившейся в прокуратуру по вопросу закрытия кладбища, второй. Есть ещё примыкающий к кладбищу дом ФИО20. Границы кладбища не менялись, его территория не увеличивалась, территория санитарных зон, как она была рассчитана ранее, при постройке домов, так она и существует сейчас. Действительно, по территории кладбища текут зловонные воды, но зависит это не от нарушений администрации, а от того, что воды расположены близко к поверхности (по всей территории посёлка). У общественности к Морозовой претензий нет. Она навела на кладбище порядок. Не по вине Морозовой на кладбище наблюдается нечто, вроде свалки, а по вине некультурного населения.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что прокуратурой Кесовогорского района в рамках исполнения распоряжения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.01.2018 № 19/7 р «Об организации исполнения межведомственного плана мероприятий, направленных на ликвидацию теневого рынка услуг в сфере похоронного дела», а также по обращению гражданина проведена проверка соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших. Данное обстоятельство подтверждается доводами административного искового заявления (л.д. 2), не оспоренными участниками процесса, заявлением ФИО12 прокурору Кесовогорского района с отметкой о поступлении 02.04.2018 (л.д. 7-9) и заявлением ФИО12 о проведении прокурорской проверки от 02.04.2018 (л.д. 10-12).
С учётом изложенного, учитывая, что административное исковое заявление поступило в суд 28.04.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на заявлении (л.д. 2), прокурором соблюдён срок обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 22 КАС РФ, административное исковое заявление к органу местного самоуправления подаётся в суд по месту его нахождения, таким образом, настоящее административное исковое заявление подано в суд по правилам подсудности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Причем в силу ч.11 названной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного заседания нашло своё подтверждение то, что на территории городского поселения п. Кесова Гора имеется общественное кладбище, находящееся по адресу: <адрес>, площадью 15 201 кв.м. Кладбище находится на балансе администрации городского поселения посёлок Кесова Гора. Данное обстоятельство подтверждается доводами административного искового заявления (л.д. 2), не оспоренного участвующими в деле лицами, Выпиской из реестра муниципальной собственности Администрации городского поселения посёлок Кесова Гора (л.д. 33), заявлением ФИО12 прокурору Кесовогорского р-на (л.д. 10-12), актом обследования от 11.04.2018 (л.д. 17).
Предъявление настоящего административного иска мотивировано прокурором Кесовогорского района Тверской области тем, что бездействие администрации городского поселения п. Кесова Гора, выразившееся в непринятии мер по обеспечению неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределённого круга граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, что суд находит взаимосвязанным, логичным и подтверждающим право прокурора на обращение с соответствующим иском.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Постановлением Администрации городского поселения посёлок Кесова Гора Кесовогорского района Тверской области 06.09.2013 вынесено постановление № 55 «О закрытии Никольского кладбища в посёлке Кесова Гора», которым закрыто для свободных захоронений кладбище в <адрес>, в связи с тем, что территория для создания новых мест захоронений полностью использована. Этим же постановлением разрешено производить захоронения на указанном кладбище только в родственные места захоронений (в родственные могилы, захоронения урн с прахом) и в свободные места захоронений в границах родственных оград (л.д. 37). Указанное постановление не было обжаловано и является действующим.
В соответствии со ст. 15-16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются
Из доводов административного искового заявления (л.д. 4), заявления ФИО12 прокурору Кесовогорского р-на (л.д. 7), сообщения Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Кашинском районе от 16.04.2018 № 1110 (л.д. 20) следует, что после закрытия кладбища для свободных захоронений, захоронения производились в родственных оградах.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, в том числе, быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими. Ст. 6 этого же закона определяет, что исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В силу ч. 2 ст. 7 Закона, исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в решении от 21.12.2017 № АКПИ 17-871, запрет на проведение захоронений в закрытых кладбищах не устанавливает также запрет на проведение захоронений в родственные могилы (без кремации) на кладбищах, которые не переносятся, не подлежат рекультивации и на которых новые захоронения не производятся.
Судом не установлено, что производятся «свободные захоронения» в нарушение действующего постановления Администрации городского поселения посёлок Кесова Гора. Доказательств того, что производство захоронений в границах родственных оград по разрешению Администрации городского поселения нарушает права неопределённого круга лиц, суду также не представлено.
В то же время судом установлено, что на территории кладбища имеются несанкционированные свалки мусора, что подтверждается фототаблицами (л.д. 14), актом обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» от 11.04.2018 (л.д. 17), сообщением Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Кашинском районе (л.д. 23) и протоколом осмотра вещественных доказательств по месту их нахождения судом с приложением схемы.
На основании п. 6.6 и 6.7 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 г. N 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Данное требование Санитарных правил и норм на территории кладбища в полном объёме не соблюдается, то есть, имеет место нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем, требования прокурора Кесовогорского района Тверской области подлежат удовлетворению.
Судом также установлено, что существующие места погребения, возникшие до вынесения постановления о закрытии кладбища, находятся от прилегающего к кладбищу жилого дома по адресу: <адрес>, на расстоянии, не соответствующем установленным границам санитарно-защитной зоны (100 метров, согласно разделу 7.1.12 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74), а именно, на расстоянии 8 метров 40 см.
Учитывая, что создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий, таких требований прокуратура не предъявляет, суд полагает, что имеющиеся нарушения норм СанПиН разрешены административным ответчиком единственно возможным способом – путём закрытия кладбища.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Кесовогорского района в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации городского поселения п. Кесова Гора о признании незаконным бездействия администрации городского поселения п. Кесова Гора, выразившегося в непринятии мер по обеспечению неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, обязании принять меры по ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения п. Кесова Гора, выразившееся в непринятии мер по обеспечению неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест захоронения и организации ритуальных услуг, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84.
Обязать администрацию городского поселения п. Кесова Гора в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест захоронения и организации ритуальных услуг в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84.
Обязать Администрацию городского поселения п. Кесова Гора сообщить об исполнении решения суда в Кесовогорский районный суд и прокуратуру Кесовогорского района Тверской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать решение суда в газете «Сельский труженик» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Тверской областной суд через Кесовогорский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 24.05.2018.
Судья З.И.Магомедова