Дело № 2-2177/2023
УИД 33RS0014-01-2023-002331-90
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 ноября 2023 года
Муромский городской суд Владимирской области в составепредседательствующего судьи Муравьевой Т.А.
при секретаре Королевой А.Р.,
с участием представителя ответчика ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» Шишкиной А.П., третьего лица Кирилловой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириллова И. Н. к ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» о признании права на получение мер социальной поддержки,
установил:
Кириллов И.Н. обратился в суд с иском к ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» и просит:
1. Признать право его семьи как многодетной на получение субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Владимирской области от 28.02.2023 № 109 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий отдельным категориям граждан при догазификации».
2. Обязать ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» назначить семье истца как многодетной субсидию при догазификации согласно договору с АО «Газпром газораспределение Владимир» от 25.07.2023 № 2023-МУ-ДГ-114.
В обоснование исковых требований указано, что семья Кириллова И.Н. имеет статус многодетной с 03.03.2022 (удостоверение от 18.03.2023 № 028965, выдано на имя Кирилловой М.Н. - супруге истца). В 2023 г. семья истца построила дом и обратилась в филиал АО «Газпром газораспределение Владимир» для проведения догазификации, где узнала о субсидии. 27.07.2023 Кариллов И.Н. как лицо, заключившее договор с АО «Газпром газораспределение Владимир» на проведение догазификации жилого дома, обратился в ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» с заявлением о назначении субсидии при догазификации по категории многодетная семья в соответствии с постановлением Правительства Владимирской области от 28.02.2023 № 109 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий отдельным категориям граждан при догазификации». Однако в удовлетворении заявления истцу отказано ввиду того, что он не относится к категории многодетных семей, поскольку не является отцом всех детей, воспитывающихся в семье. По мнению истца, указанное решение является незаконным и противоречит законодательству.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Владимирской области, АО «Газпром газораспределение Владимир», ООО «Газпром газификация», ПАО «Сбербанк России».
Истец Кириллов И.Н., будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился. Представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» Шишкина А.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддерживая отзыв, в соответствии с которым 26.07.2023 Кириллов И.Н. обратился в ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» с заявлением о предоставлении субсидии на покупку и установку газоиспользующего оборудования и проведение работ внутри границ земельного участка, расположенного по адресу: ..... При заполнении заявления истец указал, что относится к категории граждан, имеющих право на предоставление субсидии - многодетная семья. Вместе с заявлением Кириллов И.Н. предоставил следующие документы: копию договора № 2023-МУ-ДГ-114 от 25.07.2023 «О подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации», копии паспортов Кириллова И.Н. и Кирилловой М.Н., копию удостоверения матери многодетной семьи на имя Кирилловой М.Н., СНИЛС. Поскольку от брака с Кирилловой М.Н. у истца один общий ребенок, двое других детей от предыдущего брака Кирилловой М.Н., Кириллов И.Н. не является многодетным отцом и, соответственно, не имеет права на получение удостоверения многодетной семьи. Кроме того, среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, то есть семья Кирилловых не относится к категории малоимущих. В связи с этим, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Третье лицо Кириллова М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Владимирской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал на законность принятого решения об отказе Кириллову И.Н. в предоставлении субсидии. Удостоверение многодетной семьи имеет супруга истца, Кириллова М.Н. Истец Кириллов И.Н. многодетным отцом не является. Таким образом, Кириллов И.Н., являющийся собственником домовладения, не может быть отнесен к категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки, установленных постановлением Правительства Владимирской области от 28.02.2023 № 109.
Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Владимир», будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном в материалы дела отзыве указал, что 25.07.2023 по результатам рассмотрения заявки Кириллова И.Н. между ним, АО «Газпром газораспределение Владимир» и ООО «Газпром газификация» заключен договор № 2023-МУ-ДГ-114 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования в сети газораспределения в рамках догазификации. К заявке Кирилловым И.Н. приложена выписка из ЕГРН, в соответствии с которой собственником здания по адресу: .... является Кириллов И.Н. Сведений об иных собственниках на указанный объект недвижимости не представлено. В случае внесения изменений в ЕГРН в части указания сведений относительно общей совместной собственности на жилой дом Кирилова И.Н. и его супруги Кирилловой М.Н., истец не лишен права заключить дополнительное соглашение к договору о технологическом присоединении для того, чтобы указать Кириллову М.Н. в качестве заявителя. Вопрос законности и правомерности заявленных исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представители третьих лиц ООО «Газпром газификация» и ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
На основании п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельным категориям граждан во Владимирской области регулируются Законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» (далее - Закон № 120-ОЗ).
Закон № 120-ОЗ распространяет свое действие на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Владимирской области и признанных данным Законом нуждающимися в предоставлении мер социальной поддержки и социального обслуживания, предусмотренных указанным Законом (ст. 5).
В соответствии со ст. 20 Закона № 120-ОЗ право на социальную поддержку имеют многодетные семьи - семьи, постоянно или преимущественно проживающие на территории Владимирской области и имеющие в своем составе трех и более детей до 18 лет.
Многодетная семья регистрируется государственным учреждением социальной защиты населения по месту жительства семьи.
Постановлением Правительства Владимирской области от 28.02.2023 № 109 утвержден Порядок предоставления субсидий отдельным категориям граждан на покупку и установку газоиспользующего оборудования и проведения работ внутри границ их земельных участков в рамках реализации мероприятий по осуществлению подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям при догазификации во Владимирской области (далее - Порядок).
В п. 1.1 данного Порядка содержится понятие «многодетная семья» - семья, имеющая троих и более несовершеннолетних детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с Законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области».
Право на предоставление субсидии имеют граждане Российской Федерации, являющиеся собственниками домовладений, расположенных на территории Владимирской области, и заключившие договор с газораспределительной организацией (п. 2.1 Порядка).
Согласно п. 3.1 Порядка субсидии, выделяемые отдельным категориям граждан, являются целевыми и предоставляются в целях внесения физическим лицом платы по Договору в порядке, установленном в пункте 13 типовой формы Договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации.
Граждане, претендующие на получение субсидии, подают заявление о предоставлении субсидии в 1 экземпляре и следующие документы:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;
2) документ, подтверждающий статус гражданина (право гражданина на получение субсидии) и отнесение гражданина к одной из категорий граждан, указанных в настоящем Порядке;
3) заверенная в установленном порядке копия договора, заключенного гражданином;
4) согласие гражданина на осуществление исполнительными органами Владимирской области в отношении него проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии (содержится в заявлении);
5) ознакомление с основаниями прекращения предоставления физическому лицу субсидии и основаниями для возврата физическим лицом субсидии (содержится в заявлении) (п.п. 3.2 и 6.1 Порядка).
В силу подп. 2 п. 5.1 Порядка для подтверждения статуса многодетной семьи гражданин предоставляет удостоверение «Многодетная семья Владимирской области».
В соответствии с п. 4.2 Порядка ГКУ СЗН в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку полученных от гражданина заявления и документов (сведений), по результатам которой принимает одно из следующих решений:
- о признании права на предоставление субсидии - в случае, если представленные заявление гражданина и документы, указанные в пункте 6.1 настоящего Порядка, подтверждают право гражданина на получение субсидии в соответствии с настоящим Порядком;
- об отказе в предоставлении субсидии - в случае, если по результатам проверки установлено одно из следующих оснований:
а) гражданин не имеет права на получение субсидии в соответствии с настоящим Порядком (не относится к числу отдельных категорий граждан и у гражданина отсутствуют основания для получения субсидии);
б) гражданин ранее воспользовался правом на получение субсидии;
в) гражданин не представил один или несколько документов, указанных в пункте 6.1 настоящего Порядка;
г) гражданин указал в заявлении и (или) в документах недостоверные и (или) неполные сведения.
Судом установлено, что Кириллов И.Н. и Кириллова М.Н. с 04.12.2021 состоят в зарегистрированном браке.
17.02.2022 у них родился сын К.Н.
Кроме того, в семье Кирилловых имеются двое несовершеннолетних детей от предыдущего брака Кирилловой М.Н. - С.К., .... года рождения, и С.А., .... года рождения.
Согласно свидетельству № 028965 от 18.03.2022 Кириллова М.Н. является матерью многодетной семьи.
01.08.2022 между ПАО «Сбербанк России» (кредитор) и Кирилловым И.Н. и Кирилловой М.Н. (созаемщики) заключен кредитный договор (номер) на покупку земельного участка под индивидуальное строительство объекта недвижимости - жилого дома по адресу: .....
Указанный договор обеспечен ипотекой на основании соответствующего договора (номер) от 01.08.2022, согласно которому предметом залога является земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: .....
Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером .... и расположенный на нем жилом дом с кадастровым номером .... находятся в собственности Кириллова И.Н.
25.07.2023 между АО «Газпром газораспределение Владимир» (исполнитель), Кирилловым И.Н. (заявитель) и ООО «Газпром газификация» (единый оператор газификации) заключен договор № 2023-МУ-ДГ-114 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования в сети газораспределения в рамках догазификации в отношении жилого дома, расположенного по адресу: .....
26.07.2023 Кириллов И.Н. обратился в ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» с заявлением о предоставлении субсидии на покупку и установку газоиспользующего оборудования и проведение работ внутри границ земельного участка, расположенного по адресу: ...., путем перечисления денежных средств непосредственно газораспределительной организации АО «Газпром газораспределение Владимир».
К заявлению о предоставлении субсидии Кириллов И.Н. предоставил следующие документы:
- копии договора № 2023-МУ-ДГ-114 от 25.07.2023 и дополнительного соглашения;
- копию технических условий;
- копии паспортов на имя Кириллова И.Н. и Кирилловой М.Н.;
- копию удостоверения матери многодетной семьи на имя Кирилловой М.Н.;
- СНИЛС.
Решением ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» от 31.07.2023 № 11 Кириллову И.Н. отказано в назначении мер социальной поддержки «Предоставление субсидий отдельным категориям граждан при догазификации», поскольку заявитель является собственником домовладения, но не относится к категории граждан, имеющих право на предоставление субсидии, определенных п. 1.1 Порядка (Кириллов И.Н. не является многодетным отцом).
Из материалов дела усматривается, что Кириллова М.Н., а также несовершеннолетние дети С.К., С.А. и Кириллов Н.И. зарегистрированы по месту жительства по адресу: .....
Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности несовершеннолетним С.К. и С.А. (по 1/2 доли) на основании договора дарения от 11.06.2019.
Как следует из пояснений третьего лица Кирилловой М.Н., в данное жилое помещение Кириллов И.Н. вселен в качестве члена семьи. В квартире по адресу: .... в настоящее время проживает она, супруг и трое несовершеннолетних детей, которые находятся на иждивении у Кириллова И.Н.
Кроме того, как было указано выше, Кириллова М.Н. является матерью многодетной семьи, что подтверждается свидетельством № 028965 от 18.03.2022, выданным ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району». Таким образом, семья Кирилловой М.Н., а, следовательно, и Кириллова И.Н. является многодетной, то есть этот статус подтвержден в соответствии с законом.
Поскольку в федеральном законодательстве отсутствует четкое определение понятия и статуса многодетной семьи и такие полномочия делегированы субъектам РФ с учетом их национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии, то применительно к настоящему спору суд, ввиду проживания семьи истца на территории Владимирской области, считает, что ответчик обязан руководствоваться при уяснении статуса семьи истца Законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области», который относит к многодетной семье, имеющей право на социальную поддержку, семью, постоянно или преимущественно проживающую на территории Владимирской области и имеющую в своем составе трех и более детей до 18 лет.
При этом каких-либо изъятий относительно того, что социальные гарантии не распространяются на члена семьи, не являющегося родным родителем детей, Закон не содержит.
Проанализировав обстоятельства дела и собранные по делу доказательства и дав им правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в соответствии с Законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» на семью истца как многодетную распространяются меры социальной поддержки, в том числе на получение субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Владимирской области от 28.02.2023 № 109 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий отдельным категориям граждан при догазификации».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кириллова И. Н. удовлетворить.
Признать право семьи Кириллова И. Н. как многодетной на получение субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Владимирской области от 28.02.2023 № 109 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий отдельным категориям граждан при догазификации».
Обязать ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» назначить семье Кириллова И. Н. как многодетной субсидию при догазификации согласно договору с АО «Газпром газораспределение Владимир» и ООО «Газпром газификация» от 25.07.2023 № 2023-МУ-ДГ-114.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.А. Муравьева
Мотивированное решение составлено 1 декабря 2023 года.