ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 июля 2019 года
Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Игошиной Л.В.,
с участием помощника прокурора Неверкинского района Пензенской области Саразова П.А.,
при секретаре Никитине М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Неверкино Неверкинского района Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Неверкинского района Пензенской области в интересах муниципального образования «Неверкинский район Пензенской области» в лице Собрания представителей Неверкинского района Пензенской области к администрации Неверкинского района Пензенской области, Илюткину Николаю Николаевичу о признании договора аренды земельного участка частично недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Неверкинского района Пензенской области, действуя в защиту интересов муниципального образования «Неверкинский район Пензенской области» в лице Собрания представителей Неверкинского района Пензенской области, обратился в суд с иском к администрации Неверкинского района Пензенской области, Илюткину Н.Н. о признании договора аренды земельного участка частично недействительным.
В обоснование заявленных требований прокурор Неверкинского района Пензенской области указывает, что 14.09.2018 между администрацией Неверкинского района Пензенской области в лице главы администрации Неверкинского района Пензенской области Моисеева Ю.В. и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка №, площадью 1500 кв.м., разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> «А».
В соответствии с пунктом 2.1 договора срок аренды участка составляет 20 лет с 14.09.2018 по 14.09.2038.
Указанный договор аренды частично не соответствует требованиям действующего законодательства.
Так, на основании пп. 4.3.2 п. 4.3 данного договора арендатор имеет право с согласия арендодателя сдавать участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам при заключении договора на срок более 5 лет.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании части 2 статьи 607 ГК РФ законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Пунктом 2 статьи 615 ГК РФ установлено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Особенности сдачи в аренду земельных участков установлены Земельным Кодексом Российской Федерации.
Так, согласно пункту 5 статьи 22 ЗК РФ арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
На основании пункта 6 статьи 22 ЗК РФ арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом.
Пунктом 9 статьи 22 ЗК РФ установлено, что при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления.
Пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что поскольку пункт 2 статьи 607 и пункт 615 ГК РФ допускают возможность установления законом или иными правовыми актами особенностей сдачи в аренду земельных участком и такие особенности предусмотрены ЗК РФ, то в случае, указанном в пункте 9 статьи 22 ЗК РФ, для передачи арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка достаточно уведомления об этом арендодателя, а в иных случаях (при применении пунктов 5 и 6 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации) достаточно уведомления собственника земельного участка, если иное не предусмотрено договором.
Как следует из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 указанного постановления, рассматривая споры, вытекающие из договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет, заключенного после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, следует исходить из того, что соответствующие права и обязанности по этому договору могут быть переданы арендатором третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Однако арендодатель и арендатор не вправе предусматривать в договоре аренды условия, по которым арендатор может передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу только после получения на это согласия от арендодателя.
Таким образом, пп. 4.3.2 п. 4.3 договора аренды земельного участка противоречит приведенным выше нормам законодательства.
Названные выше условия договора противоречат императивным нормам гражданского и земельного законодательства, нарушают публичные интересы и интересы муниципального образования «Неверкинский район Пензенской области».
Ссылаясь на п. 1 ст. 166, п. 2 ст. 168, ст. 180 ГК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.205 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п.75), которым разъяснено, что сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, прокурор указал, что заключение в нарушение земельного и гражданского законодательства договора аренды не могут соответствовать принципам добросовестного ведения деятельности участниками гражданского оборота и баланса публичных и частных интересов, и, как следствие, могут повлечь нарушение прав публичного собственника.
Несоблюдение органом местного самоуправления требований действующего законодательства при заключении договоров аренды может повлечь наступление негативных последствий для публичного образования в виде взыскания с муниципального образования убытков, возникших у арендатора в результате отказа в согласовании передачи земельного участка в субаренду.
Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, просил признать недействительным подпункт 4.3.2 пункта 4.3 договора аренды земельного участка от 14.09.2018 № 17, заключенного между администрацией Неверкинского района Пензенской области и Илюткиным Николаем Николаевичем.
До рассмотрения заявления по существу от помощника прокурора Неверкинского района Пензенской области Саразова П.А. поступило заявление об отказе от заявленных требований к администрации Неверкинского района Пензенской области, Илюткину Н.Н. о признании договора аренды земельного участка частично недействительным, поскольку 05 июня 2019 года ответчики заключили соглашение № 1 к договору аренды земельного участка № 17 от 14.09.2018, которым пункт 4.3.2. договора аренды земельного участка признан утратившим силу. В управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области 24.07.2019 произведена государственная регистрация данного соглашения. Таким образом, ответчиками в добровольном порядке исполнены требования прокурора, изложенные в исковом заявлении. Просил производство по делу прекратить.
Представитель ответчика - администрации Неверкинского района Пензенской области Сумаруков А.В., действующий по доверенности, выразил согласие с прекращением производства по гражданскому делу в связи с добровольным исполнением требований прокурора.
Ответчик Илюткин Н.Н. в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав мнение представителя ответчика по ходатайству прокурора, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Как следует из договора аренды земельного участка № 17 от 14.09.2018, заключенного между Муниципальным образованием «Неверкинский район Пензенской области» в лице главы администрации Неверкинского района Пензенской области Моисеева Ю.В., с одной стороны, и Илюткиным Н.Н., с другой стороны, (л.д. 8-11), Муниципальное образование «<адрес>» в лице главы администрации <адрес> ФИО4 предоставило ФИО1 в аренду земельный участок, площадью 1500 кв.м., разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> А, на срок 20 лет - с 14.09.2018 по 14.09.2038.
На основании пп. 4.3.2 п. 4.3 данного договора аренды земельного участка арендатор имеет право с согласия арендодателя сдавать участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам при заключении договора на срок более 5 лет.
Прокурором заявлено требование о признании недействительным вышеуказанного подпункта договора аренды земельного участка.
Полномочия прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства предусмотрены ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Как следует из Соглашения № 1 от 05.06.2019 к договору аренды земельного участка № 17 от 14.09.2018, заключенного между муниципальным образованием «Неверкинский район Пензенской области» в лице главы администрации Неверкинского района Пензенской области Моисеева Ю.В. и Илюткиным Н.Н. пункт 4.3.2. договора аренды земельного участка признан утратившим силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска.
Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом. В случае, если отказ от иска выражен в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
В силу ч. 3 ст. 173, абз. 4 ст. 220 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятии его судом суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.
Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Принимая во внимание, что требования прокурора администрацией Неверкинского района Пензенской области и Илюткиным Н.Н. исполнены в добровольном порядке путем заключения соглашения № 1 к договору аренды земельного участка № 17 от 14.09.2018, которым пункт 4.3.2. договора аренды земельного участка признан утратившим силу, суд приходит к выводу, что принятие отказа прокурора от заявленных им требований не нарушает прав и законных интересов сторон и других лиц, не противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным принять отказ прокурора от заявленных требований, в связи с чем производство по гражданскому делу подлежит прекращению.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Статья 103 ГПК РФ не предусматривает возможности возложения на ответчика обязанности возмещения государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден, в случае прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, абз. 4 ст. 220, 224-225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░