Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-274/2023 ~ М-240/2023 от 19.04.2023

УИД 45RS0006-01-2023-000302-93

Дело № 2-274/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Каргапольский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Гомзяковой И.Ю.,

при секретаре судебного заседания Корчагиной И.Н.,

с участием представителя истца ГКУ «Управление социальной защиты населения № 4» - Приваловой Н.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Каргаполье 31.05.2023 гражданское дело по иску ГКУ «Управление социальной защиты населения № 4» к Мартьяновой П.Д. о взыскании денежной суммы, выплаченной государственной социальной помощи на основании социального контракта,

у с т а н о в и л:

Государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения № 4» (далее по тексту – ГКУ «УСЗН № 4») обратилось в суд с иском к Мартьяновой П.Д. о взыскании денежных сумм выплаченной государственной социальной помощи на основании социального контракта. В обоснование иска указало, что 25.03.2022 ответчик обратилась к истцу с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде материальной поддержки (денежной выплаты) на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, одновременно предоставила бизнес-план предпринимательской деятельности на организацию швейного производства. Бизнес-план предполагал регистрацию заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, закуп оборудования и организацию дополнительно двух рабочих мест, срок окупаемости по бизнес-плану планировался два года, ежегодную выручку предполагалось получать в сумме 490000 рублей. 01.04.2022 ответчиком был заключен социальный контракт на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности сроком на 1 год, сумма поддержки составила 250000 рублей. Денежные средства перечислены истцом ответчику. Программа социальной адаптации для ответчика утверждена 01.04.2022 и включала в себя следующие мероприятия: регистрация в ИФНС, перечисление денежных средств, закупка оборудования, представление отчетности, диспансеризация всех членов семьи. 07.04.2022 ответчик зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя. Указывает, что с момента заключения социального контракта, ответчик отчеты о расходовании денежных средств материальной поддержки на закупку оборудования в соответствии с бизнес-планом, а также документов, подтверждающих ведение предпринимательской деятельности не представляла. Ответчику неоднократно напоминалось о предоставлении документов на приобретение оборудования и отчетов о ведении предпринимательской деятельности. 15.02.2023 ответчику было направлено уведомление о невыполнении условий социального контракта и предложено представить отчет о целевом расходовании денежных средств материальной поддержки и подтверждение осуществления предпринимательской деятельности. 21.02.2023 ответчик была приглашена на заседание межведомственной комиссии, на которое она не явилась, представив объяснения от 18.02.2023 на электронную почту истца, ссылаясь на неудачный запуск бизнеса, непредвиденные расходы и закрытие предпринимательской деятельности. Документов на приобретение оборудования, отчетов и иных сведений к объяснениям приложено не было. Решением межведомственной комиссии от 21.02.2023 было принято решение о расторжении социального контракта с ответчиком. Мартьяновой П.Д. было предложено представить все недостающие документы, в случае не предоставления возвратить сумму государственной социальной помощи добровольно в срок до 28.02.2023. Уведомление о расторжении социального контракта направлено ответчику почтовым отправлением. 03.02.2023 ответчиком было принято решение о прекращении своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку ответчик не исполнила обязательства по социальному контракту от 01.04.2022 и добровольно не возвратила полученную государственную социальную помощь, просит взыскать с Мартьяновой П.Д. денежные средства выплаченной материальной поддержки на основании социального контракта в размере 250000 рублей.

В судебном заседании представитель истца ГКУ «УСЗН № 4» - Привалова Н.Н. исковые требования поддержала, дала объяснения согласно доводам, изложенным в иске.

Ответчик Мартьянова П.Д. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомила.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Согласно ч. 1-3 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социально помощи», Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась. Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Курганской области назначается в соответствии с Законом Курганской области от 02.07.2015 № 71 «О государственной социальной помощи в Курганской области» и постановлением Правительства Курганской области от 12.02.2020 № 11 «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта».

Пунктом 4 постановления Правительства Курганской области от 12.02.2020 № 11 «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта» материальная поддержка (денежная выплата) гражданам, заключившим социальный контракт на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (далее - материальная поддержка на предпринимательство), предоставляется органом социальной защиты населения гражданам, в том числе являющимся самозанятыми, достигшим возраста 18 лет. Материальная поддержка на предпринимательство предоставляется гражданину единовременно в размере не более 350 000 рублей (для потребностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест) при условии соблюдения требований Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Социальный контракт расторгается органом социальной защиты населения в одностороннем порядке досрочно в следующих случаях: 1) отказ гражданина от двух вариантов подходящей работы, снятие гражданина с регистрационного учета в связи с длительной (более месяца) неявкой в центр занятости без уважительных причин в период последней регистрации гражданина в центре занятости в установленном порядке в качестве ищущего работу или безработного, повторное трудоустройство гражданина к работодателю по последнему месту работу на должность, ранее замещаемую им у данного работодателя, нетрудоустройство гражданина в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 3 Порядка; 2) расторжение с гражданином трудового договора в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 3 Порядка; 3) гражданин не зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 4 Порядка; 4) прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности (снятие с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 4 Порядка; 5) использование полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 4 Порядка; 6) гражданин не зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 5 Порядка; 7) прекращение ведения личного подсобного хозяйства (снятие с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 5 Порядка; 8) гражданин не приступил к прохождению профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятий, указанных в пунктах 3 - 5 Порядка; 9) невыполнение гражданином (членами его семьи) мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин, указанных в пункте 28 Порядка, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 6 Порядка; 10) непредставление гражданином документов, подтверждающих факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 Порядка без уважительных причин, указанных в пункте 28 настоящего Порядка; 11) по заявлению гражданина; 12) смерти гражданина; 13) в случае невозможности исполнения мобилизованным военнослужащим мероприятий программы социальной адаптации (п. 30 постановления Правительства Курганской области от 12.02.2020 № 11 «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта»).

Судом установлено, что 25.03.2022 ответчик обратилась к истцу с заявлением о предоставлении государственной помощи на основании социального контракта в виде материальной поддержки на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, представив бизнес-план предпринимательской деятельности на организацию швейного производства.

01.04.2022 между истцом и ответчиком был заключен социальный контракт на основание помощи по осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности сроком на один год, сумма поддержки составила 250000 рублей.

Денежные средства в размере 250000 рублей перечислены на расчетный счет ответчика в ПАО Сбербанк 07.04.2022.

Факт получения адресной социальной помощи в размере 250000 рублей ответчиком Мартьяновой П.Д. не оспаривался.

В соответствии с п. 3.2 социального контракта, заявитель обязан: встать на учет в налоговом органе на территории Курганской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; представить в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целю постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% денежной выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в орган социальной защиты населения подтверждающие документы; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия настоящего социального контракта по собственной инициативе); уведомить орган социальной защиты населения о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности; ежемесячно представлять в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт выполнения заявителем мероприятий программы; уведомить орган социальной защиты населения в течение трех рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятия Программы, индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия настоящего социального контракта; представлять по запросу органа социальной защиты населения информацию об условиях жизни заявителя (семьи заявителя) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия настоящего социального контракта.

Пунктом 5.1 социального контракта предусмотрено, что он вступает в силу с момента подписания и действует по 31.03.2023.

Настоящий социальный контракт может быть расторгнут органом социальной защиты населения в одностороннем порядке в следующих условиях: невыполнение заявителем мероприятий, предусмотренных программой; выезда заявителя на постоянное место жительства за пределы Курганской области; предоставления заявителем недостоверной информации (сведений) о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных программой; потери трудоспособности заявителя; потери дееспособности заявителя; стихийного бедствия; смерти заявителя (п. 5 социального контракта).

В целях исполнения программы социальной адаптации Мартьянова П.Д. 07.04.2022 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ей был присвоен номер ОГРНИП №*.

15.02.2023 в адрес ответчика истцом направлено уведомление о невыполнении социального контракта от 01.04.2022 и последняя приглашена на межведомственную комиссию по решении вопроса о расторжении социального контракта 21.02.2023 в 15:00.

18.02.2023 ответчиком в адрес истца представлено объяснение, из которого следует, что после получения выплаты ею были приобретены 2 швейные машинки, стоимостью 36525 рублей и оверлок, стоимостью 34323 рубля. После первого отшива бракованной партии понесла убытки перед клиентом. После неудачного запуска бизнеса и непредвиденных расходов, была вынуждена закрыть предпринимательскую деятельность. До настоящего момента не имела возможности полностью вернуть выплату из-за сложной финансовой ситуации. От возврата выплаты по социальному контракту не отказывается. Просила предоставить срок для полного возврата денежных средств до 30.04.2023 и разделе суммы на 2 платежа. В срок до 31.03.2023 обязалась вернуть 50% от суммы, остальные 50% до 30.04.2023.

21.02.2023 межведомственной комиссией по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта социальный контракт с Мартьяновой П.Д. расторгнут и предложением добровольного возврата в бюджет суммы государственной социальной поддержки в срок до 28.02.2023.

21.02.2023 в адрес Мартьяновой П.Д. направлено уведомление о расторжении социального контракта от 01.04.2022 и возврате в срок до 28.02.2023 суммы государственной социальной поддержки.

03.03.2023 ответчик прекратила регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, то есть до завершения социального контракта – 31.03.2023.

Доказательств, подтверждающих, что Мартьянова П.Д. в соответствии бизнес-планом по организации собственного дела осуществляла предпринимательскую деятельность не представила. Также Мартьяновой П.Д. не представлено доказательств, подтверждающих факт закупки швейного оборудования (кассовые или товарные чеки).

При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком были нарушены обязательства, предусмотренные заключенным социальным контрактом, предпринимательская деятельность не осуществлялась, требования истца о взыскании с ответчика адресной социальной помощи в размере 250000 рублей подлежат удовлетворению.

Поскольку определением судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 21.04.2023 ГКУ «УСЗН № 4» была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, с Мартьяновой П.Д. в пользу Муниципального образования Каргапольский муниципальный округ Курганской области подлежит взысканию госпошлина в размере 5700 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 4» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ №*) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 4» (░░░ 4508001139) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 250000 (░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ №*) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5700 (░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.06.2023 ░ 16:50.

2-274/2023 ~ М-240/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГКУ "Управление социальной защиты населения № 4"
Ответчики
Мартьянова Полина Дмитриевна
Суд
Каргапольский районный суд Курганской области
Судья
Гомзякова Ирина Юрьевна
Дело на сайте суда
kargapolsky--krg.sudrf.ru
19.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2023Подготовка дела (собеседование)
16.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2024Дело оформлено
05.02.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее