Дело № 2а-1-63/2024
УИД: 73RS0015-01-2024-000095-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 апреля 2024 года р.п. Новоспасское
Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Берхеевой Г.И.,
при секретаре Соловьевой А.Б.,
с участием помощника прокурора Новоспасского районного суда Ульяновской области Шундиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новоспасского района Ульяновской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, администрации МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок с расположенным на нем кладбищем в д. <адрес> о обязании выполнить мероприятия по обеспечению надлежащего содержания места захоронения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новоспасского района Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеприведенным административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела.
В обоснование заявленных требований, административный истец указывает, что прокуратурой района в связи с обращением Ж. С.В. проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего содержание мест захоронения, в ходе, которой выявлены нарушения.
Установлено, что на территории д. <адрес> находится кладбище. Однако администрацией МО «Новоспасский район» не зарегистрировано право собственности и не поставлен на кадастровый учет земельный участок под местом захоронения, расположенный в границах МО «Красносельское сельское поселение», не проведены мероприятия по обеспечению надлежащего содержания места захоронения.
По данному факту прокуратурой района ранее в адрес Главы администрации МО «Красносельское сельское поселение» 15.09.2023 было внесено представление об устранении нарушений закона. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Неустановление границ данных земельных участков на местности, непроведение межевания занятых под местами захоронения земельных участков, непринятие мер к постановке их на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на данные земельные участки приводит к нарушению прав жителей на организацию и благоустройство территории кладбищ, может привести к обезличиванию территорий данных кладбищ и нарушению прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Административный истец с учетом уточнений просит признать бездействие администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области по непринятию мер к постановке на кадастровый учет и к регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д. <адрес> незаконным. Обязать администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области поставить на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д. <адрес> – в срок 1 год 6 месяцев с момента вынесения решения суда по данному делу. Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> выполнить мероприятия по обеспечению надлежащего содержания подъездного пути к кладбищу в д. <адрес> – в трехмесячный срок с момента регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д. <адрес>.
Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ППК Роскадастр по Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области ».
В судебном заседании помощник прокурора Новоспасского районного суда Ульяновской области Шундикова Е.В. уточненные заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Также просила суд вынести в адрес администрации Мо «Новоспасский район» Ульяновской области частное определение, поскольку до настоящего времени административным ответчиком не предприняты меры к устранению выявленных недостатков.
Представитель административного ответчика муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области в судебное заседание не явилась, представила заявлении о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области в судебном заседании административный иск не признал, в связи с отсутствием сведений о местах захоронения в д. <адрес>, об обращениях жителей о необходимости произвести захоронения и фактическим расположением на территории лесного фонда, указанный земельный участок обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи в силу п. 1 ст. 225 ГК РФ. Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйный земельный участок определен п. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которому бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Полагает, что признание права муниципальной собственности на земельный участок под кладбищем, предположительно расположенного в д. <адрес> возможно через принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи.
Представитель административного ответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области в судебном заседание поддержала пояснения представителя административного ответчика администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области. Дополнительно пояснила, что Комитет является исполнительным органом, земельный участок будет поставлен на регистрационный учет, в случае поступления в их адрес распоряжения администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области.
Представитель заинтересованного лица ППК «Роскадастр» в судебном заседании участие не принимал, представил отзыв на административный иск, в котором указал, что сведения о земельном участке по адресу: <адрес>, д. Жихаревка, кладбище в ЕГРН отсутствуют, также просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Правительства заинтересованного лица ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области в судебном заседании участие не принимал, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, вынесения решения на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебном заседании не участвовали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступило.
Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Новоспасского районного суда Ульяновской области - novospasskiy.uln@sudrf.ru.
В соответствие со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников по делу, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ч.1 ст.18, ч.2 ст. 15 и ч.2 ст.25 указанного закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Места погребения по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
Согласно статье 16 Федерального закона № 8-ФЗ, выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с п. 53 СанПиН 2.1.3684-21 при устройстве кладбища должны предусматриваться подъездные пути.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 8-ФЗ, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу п. 22 ч. 1, 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения является вопросом местного значения муниципального района.
В силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 334-ФЗ, с 1 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Судом установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что в рамках проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства, регламентирующего содержание мест захоронения, в связи с обращением Ж. С.В. (л.д.12), выявлено, что на территории д. <адрес> находится кладбище. Доказательством фактического существования объектов служат акты осмотра кладбищ и их фотографии. Кроме того, к кладбищу отсутствует подъездной путь (л.д. 17-18, 85-86).
Данное кладбище находится на земельном участке государственная собственность на которое не разграничена. Согласно сведениям ППК «Роскадастр» Ульяновской области земельный участок по адресу: <адрес>, кладбище в ЕГРН отсутствуют.
Так из сообщения администрации МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области от 14.03.2024 следует, что сведения о постановке земельного участка с расположенным на нем кладбище в д. <адрес> на государственный учет отсутствуют. В реестре участков муниципальной собственности МО «Красносельское поселение» спорный земельный участок не значится.
Также судом установлено, что на территории муниципального образования Красносельское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области располагаются три места захоронения: в <адрес>; в <адрес>; в <адрес> (л.д.84). Генеральным планом развития муниципального образования Красносельское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области размещение места захоронения в д. Жихаревка не предусмотрено. Обращение граждан в администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области, в администрацию МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области о захоронении не поступали. Данные обстоятельства не опровергаются сторонами по делу.
Как усматривается из материалов дела пп. 8 п. 1 решения Совета депутатов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области от 26.11.2021 № 37/127 полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории соответствующего сельского поселения сроком на 3 года переданы от органов местного самоуправления муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области органам местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области.
При этом администрацией МО «Новоспасский район» Ульяновской области земельный участок с кладбищем в д. Жихаревка администрации МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области не передавалось, что подтверждается соответствующим перечнем объектов недвижимости.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной в сети «Интернет», земельный участок, на котором расположено кладбище, находится в неразграниченной государственной собственности, вещными правами третьих лиц не обременен, в связи с чем, обязанность по содержанию территории в границах данного участка должна быть возложена на административного ответчик администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области.
При этом не проведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятого под кладбище земельного участка, кадастрового учета в установленном законом порядке, отсутствие установленных границ земельного участка, не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего законодательства, приводит к нарушению санитарных правил и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровью населения, осуществлению муниципального земельного контроля.
Однако администрацией МО «Новоспасский район» не зарегистрировано право собственности и не поставлен на кадастровый учет земельный участок под местом захоронения, расположенный в границах МО «Красносельское сельское поселение». Данное бездействие приводит к нарушению санитарных правил и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровью населения, осуществлению муниципального земельного контроля.
При этом суд обращает внимание на то, что в полномочия администрации МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области данные обязанности не входят, поскольку данное кладбище находится на земельном участке государственная собственность на который не разграничена, кладбище не передано сельской администрации.
С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п.п. 6,7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1). В межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч. 2).
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений могут быть только земельные участки, которые имеют характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учёта, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него. Появление земельного участка в гражданском обороте как потенциального объекта прав связано с моментом постановки его на кадастровый учет. До момента осуществления государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан объектом гражданских прав.
Непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав для устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Неустранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона влечет отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
При этом суд соглашается с доводами административного ответчика администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области о том, что указанный земельный участок обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи в силу п. 1 ст. 225 ГК РФ.
Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйный земельный участок определен п. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которому бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Однако, признание права муниципальной собственности на земельный участок под кладбищем, расположенного в д. Жихаревка Новоспасского района возможно через принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи.
Таким образом в силу закона администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области обладает полномочиями для обращения в суд с иском о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей для последующей регистрации и постановки на учет спорного земельного участка.
С учетом вышеприведенных положений действующего законодательства и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора района о регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет земельного участка под местом захоронения, расположенный в границах МО «Красносельское сельское поселение» в частности в д. Жихаревка является законными и обоснованными. Также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца об обязании администрацию МО «Новоспасского района» Ульяновской области выполнить мероприятия по обеспечению надлежащего содержания подъездного пути к кладбищу в д. <адрес> – в трехмесячный срок с момента регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д. <адрес> по выше установленным обстоятельствам. При этом суд приходит к выводу о том, что администрация МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области, Комитет по Управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Новоспасский район» являются ненадлежащими административными ответчиками.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом положений ст. 187 КАС РФ, с учетом характера заявленных требований, суд полагает необходимым установить администрации МО «Новоспасский район» Ульяновский области для регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет земельного участка под местом захоронения, расположенный в границах МО «Красносельское сельское поселение» в частности в д. Жихаревка в срок 1 год 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, для выполнения мероприятия по обеспечению надлежащего содержания подъездного пути к кладбищу в д. <адрес> – в трехмесячный срок с момента регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д. <адрес>
При этом установленный судом срок для устранения нарушений определен судом с учетом возможных последствий таких нарушений, является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
При этом, в случае наличия объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в указанные сроки, административные ответчики не лишены возможности в порядке статьи 358 КАС РФ обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.
Административные исковые требования с учетом уточненных исковых требований подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора Новоспасского района Ульяновской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области по непринятию мер к постановке на кадастровый учет и к регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д. <адрес> незаконным.
Обязать администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области поставить на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д. <адрес> – в срок 1 год 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать администрацию МО «Новоспасского района» Ульяновской области выполнить мероприятия по обеспечению надлежащего содержания подъездного пути к кладбищу в д. <адрес> – в трехмесячный срок с момента регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д. <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме – 12.04.2024.
Судья: Г.И. Берхеева