Дело № 2-1530/2024
УИД 91RS0003-01-2023-006848-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 30 января 2024 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васюк А.А., с участием истца Анайко И.Б., представителя ответчика Татаринцева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анайко Игоря Брониславовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о понуждении совершить определенные действия,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Клиентская служба на правах отдела в г. Ялте Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым,
установил:
Анайко И.Б. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее - ОСФР по <адрес>), в котором просит обязать включить в общий страховой стаж период обучения на курсах с отрывом от производства с <дата> по <дата>, период работы с <дата> по <дата>, и назначить страховую пенсию по старости с <дата>
В обоснование заявленных требований указано, что решением территориального органа пенсионного фонда истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия минимальной необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. При этом при разрешении вопроса о назначении страховой пенсии по старости не были учтены период обучения на курсах с отрывом от производства с <дата> по <дата>, а также период работы с <дата> по <дата> Истец считает доводы территориального органа пенсионного фонда об отсутствии документов, подтверждающих обучение на курсах с отрывом от производства, не состоятельными, поскольку в трудовой книжке отражены все необходимые сведения. Что касается того, что за период работы с <дата> по <дата> не прослеживается реорганизация, и печать при увольнении не соответствует названию предприятия при приеме, то согласно записям трудовой книжки <дата> истец был принят поваром 4 разряда ресторана «Селена» ОРС производственного объединения «Селидовуголь», <дата> переведен поваром 5 разряда ресторана «Селена», о чем вынесен приказ от <дата> №<номер>/ю, ОРС производственного объединения «Селидовуголь» преобразовано в Селидовское арендное торгово-производственное предприятие рабочего снабжения, о чем вынесен приказ от <дата> №<номер> и <дата> истец уволен по собственному желанию согласно ст. 38 КЗОТ Украины, о чем имеется подпись начальника отдела кадров и печать уже преобразованного Селидовского арендного торгово-производственного предприятия рабочего снабжения. Кроме того, по мнению истца, ненадлежащее исполнение работодателем требований действующего законодательства по заполнению трудовых книжек, ведению делопроизводства не может создавать для него неблагоприятные последствия.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Татаринцев Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований ссылаясь на их необоснованность и недоказанность.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии страхового (трудового) стажа 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) 30.
Согласно положениям статьи 35 переходных положений Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с <дата> ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С <дата> страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6.6 с последующим ежегодным увеличением на 2.4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от <дата> № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с <дата> по <дата> достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до <дата>, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Так как Анайко И.Б. достиг возраста 60 лет в 2018 г., право на страховую пенсию по старости наступило при достижении им возраста 60 лет, соответственно, <дата>
Для лиц, достигших возраста назначения страховой пенсии по старости в 2018 году, продолжительность страхового стажа должна составлять не менее 9 лет, а величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 13,8.
Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства РФ от <дата> №<номер>, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <дата> Анайко И.Б. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением отдела установления пенсий №<номер> Управления установления пенсий ОСФР по <адрес> от <дата> №<номер> в назначении истцу страховой пенсии отказано в связи с отсутствием минимальной необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Так, судом установлено, что ответчиком в подсчет страхового стажа истца не включены следующие периоды:
с <дата> по <дата> - отсутствует документ, подтверждающий период обучения на курсах с отрывом от производства;
с <дата> по <дата> - печать при увольнении не соответствует названию предприятия при приеме на работу, не прослеживается реорганизация, что не соответствует п. 2.14 п. 2.26 Инструкции №<номер>.
В общий страховой стаж истца было засчитано 14 лет 2 месяца 11 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 12,953.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения с иском в суд.
Из трудовой книжки серии БТ-І №<номер>, дата заполнения <дата>, следует, что Анайко И.Б. <дата> был принят в Селидовское ШСУ траста «Красноармейскуглестрой» подземным учеником проходчика участка №<номер>, в период с <дата> по <дата> находился на обучении на курсах с отрывом от производства, <дата> ему был присвоен 4 разряд подземного проходчика, <дата> уволен по собственному желанию.
<дата> Анайко И.Б. был принят поваром 4 разряда ресторана «Селена» ОРС производственного объединения «Селидовуголь», <дата> переведен поваром 5 разряда ресторана «Селена» (приказ от <дата> №<номер>/ю), ОРС производственного объединения «Селидовуголь» преобразовано в Селидовское арендное торгово-производственное предприятие рабочего снабжения (приказ от <дата> №<номер>), <дата> уволен по собственному желанию согласно статье 38 КЗОТ Украины, о чем имеется подпись начальника отдела кадров и печать Селидовского арендного торгово-производственного предприятия рабочего снабжения.
В соответствии со статьей 39 КЗоТ РСФСР, действовавшей на день внесения ряда записей в трудовую книжку истца, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочего или служащего. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, о выполняемой им работе, а также о поощрениях и награждениях за успехи в работе на предприятии, в учреждении, организации.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
До <дата> вопросы, связанные с порядком ведения трудовых книжек, их хранения, изготовления, снабжения и учета, регулировались постановлением Совета М. С. и ВЦСПС от <дата> №<номер> «О трудовых книжках рабочих и служащих» и «Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденной постановлением Госкомтруда С. по согласованию с ВЦСПС от <дата> №<номер>.
Согласно указанному Постановлению, трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию.
В трудовую книжку вносятся, в частности, сведения о работе: прием на работу, перевод на другую работу, увольнение. С каждой записью, вносимой в трудовую книжку (вкладыш), о назначениях, перемещениях и увольнении администрация обязана ознакомить владельца этой книжки.
Трудовые книжки хранятся у администрации предприятия, учреждения, организации как бланки строгой отчетности, а при увольнении рабочего или служащего выдаются ему на руки.
Инструкция предусматривала, в частности, что в трудовую книжку вносятся сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение.
Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Судом установлено, что записи в трудовой книжке истца внесены последовательно, аккуратно, читаемы, не имеют исправлений, удостоверены подписью уполномоченного должностного лица, а печати, удостоверяющие каждую из записей, содержат название организации - работодателя.
В соответствии со статьей 173 Трудового Кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Статьей 187 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы повышения квалификации и ему предоставлялся дополнительный отпуск, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Давая оценку собранным по делу доказательствам, установив, что в спорный период с <дата> по <дата> истец проходил курсы обучения с отрывом от производства, суд приходит к выводу о включении его в стаж истца для назначения страховой пенсии по старости, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления, в том числе страховых взносов в пенсионный фонд.
Разрешая требования истца о включении в страховой стаж периода работы с <дата> по <дата> в ресторане «Селена» ОРС производственного объединения «Селидовуголь», суд исходит из следующего.
Согласно статье 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
С <дата> Федеральным законом от <дата> № 175-ФЗ денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве <дата>
Поскольку международный договор между Российской Федерацией и Украиной с <дата> отсутствует, доказательств уплаты страховых взносов в спорный период истцом суду не представлено, а законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретённых по нормам ранее действовавшего законодательства, в пункте 2 статьи 29 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках пенсионной системы С., а также до <дата> в Российской Федерации, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд приходит к выводу, что в страховой стаж работы истца подлежит включению только период с <дата> по <дата>
Суд также исходит из того, что записи об указанном периоде работы истца и реорганизации предприятия содержатся в трудовой книжке, не оспорены.
С учетом изложенного, учитывая предварительный расчет ответчика, согласно которому при включении спорных периодов трудовой (страховой) стаж истца составит 18 лет 10 месяцев 22 дня, индивидуальный пенсионный коэффициент 17,795, что дает право на установление страховой пенсии по старости с момента обращения с заявлением в пенсионный орган (<дата>), суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Анайко И. Б. удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ОГРН №<номер>) включить в стаж Анайко И. Б., <дата> года рождения, СНИЛС №<номер>, дающий право на установление страховой пенсии по старости периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, и назначить страховую пенсию по старости с <дата>
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья О.И. Кулешова
Решение суда принято
в окончательной форме 6 февраля 2024 г.