УИД 61RS0018-01-2023-002271-37
№ 2-146/24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2024 г. сл. Кашары
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Олейник В.Б., с участием помощника прокурора Кашарского района Шарапова Д.П., представителя ответчика Щербакова А.С., представителей третьих лиц Палюх В.И., Сахацкой И.В., при секретаре Савиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-146/24 по исковому заявлению прокурора Кашарского района к администрации Кашарского сельского поселения об обязании постановки на учёт земельных участков под автодорогами,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кашарского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику об обязании постановки на учёт земельных участков под автодорогами, обосновав требования с учётом уточнений тем, что прокуратурой Кашарского района Ростовской области во исполнение указания Генерального прокурора РФ от 19 марта 2020 г. № 175/7 об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (БДД), а также указания прокурора Ростовской области от 18.05.2011 № 66/7 «О дополнительных мерах по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью», в рамках рассмотрения жалобы Семёнова Д.В. о ненадлежащем состоянии муниципальных дорог выявлены нарушения в деятельности Кашарского сельского поселения.
Так, 06.04.2023 прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства по распоряжению государственным и муниципальным имуществом на территории Кашарского сельского поселения Кашарского района Ростовской области и безопасности дорожного движения.
Статьёй 130 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
К вопросам местного значения, как определено пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозного.
В силу требований чЛ ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на; автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Как установлено ч. 1 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Согласно ч. 10 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ под владельцем автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические, юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ. Статьями 17, 18 Федерального закона №257-ФЗ предусматривается обязанность владельца, по оценке технического состояния автомобильных дорог и проведения их ремонта.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.
Абз. 2 п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, установлено, что в случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В ходе проверки, установлено, что автомобильная дорога, проходящая по <адрес> (кадастровый №) <адрес>, расположенная на территории муниципального образования «Кашарское сельское поселение» Кашарского района не поставлена на кадастровый учёт и не поставлена на учёт в качестве бесхозяйной.
Исходя из утверждённого генерального плана МО «Кашарское сельское поселение» Кашарского района указанная улица, располагается на территории населённого пункта <адрес>.
Вместе с тем, в отношении указанной автомобильной дороги никакие регистрационные действия не проводились, и она является бесхозной, что подтверждается объяснениями главы администрации сельского поселения.
Данный участок дорога является автомобильной дорогой общего пользования местного значения и имеет общественную значимость. По указанной дороге осуществляется движение автомобильного транспорта лиц, в том числе проживающих в близлежащих индивидуальных жилых домах, расположенных по <адрес> (3 домовладения с кадастровыми номерами №, №, №).
Аналогичные нарушения выявлены в части постановки на кадастровый учет земельного участка под автомобильной дорогой по адресу: <адрес> (кадастровый №).
Указанные обстоятельства не позволяют в полной мере реализовать полномочия владельца дорог при осуществлении дорожной деятельности, не обеспечивают соблюдение установленного порядка использования полос отвода автомобильных дорог местного значения, не позволяют осуществлять учёт дорог, в том числе в части обязательного присвоения идентификационного номера дороги, что негативно сказывается на обеспечении безопасности дорожного движения и решения вопросов местного значения. Кроме этого, данное обстоятельство не обеспечивает надлежащую охрану жизни и здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий.
Отсутствие постановки автомобильных дорог на учёт в качестве бесхозяйных свидетельствует о ненадлежащем исполнении законодательства о транспортной безопасности в области дорожной деятельности и автомобильного транспорта и создает повышенную опасность для населения и окружающей среды. Просит иск удовлетворить.
В судебном заседании помощник прокурора уточненные требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Щербаков А.С. уточненные исковые требования прокурора признал в полном объеме, подал заявление о признани иска, в котором указал, что последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.
Представители третьих лиц Палюх В.И. и Сахацкая И.В. полагали уточненный иск подлежащим удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав предоставленные суду доказательства, суд считает возможным удовлетворить исковые требования истца в связи с признанием иска ответчиком.
Суд приходит к такому выводу исходя из следующего.
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно п.3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В данном случае у суда нет оснований для непринятия заявления представителя ответчика о признании иска, так как признание иска не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно п. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы суда по которым суд опровергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,-
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кашарского района к администрации Кашарского сельского поселения об обязании постановки на учёт земельных участков под автодорогами, - удовлетворить.
Обязать администрацию Кашарского сельского поселения Кашарского района Ростовской области (ИНН 6115902550), в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о проведении корректировки кадастровых границ земельных участков для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов проходящих по:
- <адрес> (кадастровый №) <адрес>;
- <адрес> (кадастровый №) <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.02.2024.
Председательствующий судья В.Б. Олейник