Дело №2-865/21 Великий Новгород
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2021 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Марухина С.А.
при секретаре Мирошниченко М.А.
с участием истца Трофимовой Е.П. и её представителя Евлампиевой Е.Н., представителя ответчика Кондратюк Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трофимовой Е.П. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) о признании права на назначении пенсии по потере кормильца в повышенном размере, обязании назначить пенсию и произвести её индексацию,
установил:
Трофимова Е.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) (далее – Управление) о признании права на назначении пенсии по потере кормильца в повышенном размере, как вдове участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего вследствие полученного заболевания при исполнении обязанностей военной службы на основании подп.1 п.1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», обязании назначить пенсию и произвести её индексацию с 20 сентября 2020 года, ссылаясь в обоснование заявленных требований, что получает пенсию по потере кормильца после смерти супруга Трофимова С.Г. В 2020 году ею получено заключения, что смерть Трофимова С.Г. сопряжена с дозой облучения радиацией, которая получена была им вследствие участия ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 15 сентября 2020 года обратилась в Управление, где просила об изменении размера получаемой пенсии по потери кормильца. Получила отказ, который полагает незаконным, так как Трофимов С.Г. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, будучи призванным на военные сборы, то есть был равен по статусу военнослужащему, а его заболевание прямо связано с участием в такой ликвидации. На основании изложенного Трофимова Е.П. просит суд удовлетворить заявленные требования.
Истец и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Трофимова Е.П. получает страховую пенсию по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 05 августа 2017 года, а также получателем государственной пенсии по случаю потери кормильца на основании подп.1 п.4 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – ФЗ-166) и ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 05 августа 2012 года.
15 сентября 2020 года Трофимова Е.П. обратилась в Управление с заявлением, в котором просила рассмотреть её заявление по поводу увеличения пенсии по потере кормильца на основании заключения МСЭ от 24 августа 2020 года, которое и приложила к данному заявлению.
Письмом Управления от 12 октября 2020 года №12-05/Т-897 ответчик указал, что отношения, связанные с Чернобыльской катастрофой регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон). Также приведены ссылки на положения п.3 ст. 17 ФЗ-166. Указано, что действующим законодательством не предусмотрено дополнительное повышение пенсии по случаю потери кормильца, изменение пенсии может быть в случае признания причины смерти Трофимова С.Г. в связи с исполнением обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы.
Оценивая такие действия Управления, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.1 и п.2 ст. 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
В силу п.3 ч.1, ч.3 ст. 29 Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте): супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.
Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Таким образом, действующее законодательство гарантирует особенности пенсионного обеспечения для лиц, которые являлись членами семьи участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для которых такой участник являлся кормильцем.
Реализация такого права закреплена в ФЗ-166, где в п.3 ст. 17 указано, что пенсия по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается в следующем размере другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - 125 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
По данной норме Трофимова Е.П. получает свою пенсию в настоящее время.
Также в п.4 ст.15 определено, что пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, которая гласит, инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Основания для назначения или перерасчёта пенсий определены в ч.1 ст. 22 и ч.1, ч.2, ч.3 ст.23 ФЗ-166, по которым:
Установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону) и являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении социальной пенсии извещает гражданина о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.
Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
Пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Перерасчет размера пенсии, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.
Перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.
Также из положений ч.1 и ч.2 ст.24 ФЗ-166 усматривается, что назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом приказом Минтруда РФ от 17 ноября 2014 года №884н установлено в п.3 и п.4, что граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель). Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору.
Таким образом со стороны Трофимовой Е.П. должно было иметь место соответствующее заявление. Вместе с тем суд отмечает, что Управление, получив соответствующее обращение, из которого в целом усматривалось намерение Трофимовой Е.П. получать иную пенсию по потере кормильца в более повышенном размере, вместе с тем, не разъяснило, что выбранная ею форма не является корректной, не разъяснило, что Трофимовой Е.П. следует обратиться с заявлением о назначении соответствующей пенсии, либо переводе её на другой вид этой пенсии, либо об увеличении её размера и так далее.
Такая обязанность Управления следует из Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утверждённого Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)», где в п.3 следует, что ПФР обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Вместе с тем, такие действия ответчика не оспариваются.
Таким образом, фактически со стороны истца не соблюдены условия, которые требует от него положения действующего законодательства, регулирующего пенсионные вопросы, а потому обсуждать любые иные вопросы, вытекающие из потенциальной возможности истца на получение пенсии по потере кормильца по иному основанию, чем она получает его сейчас суд не может, так как это может быть предрешением разрешения данного вопроса, хотя уполномоченным органом каких-либо суждений в официальном порядке не совершено. Превентивность в таком случае законодательством не установлена.
Также суд обращает внимание истца на то, что им в судебное заседание представлен документ о связи заболевания Трофимова С.Г., от которого он в итоге и умер, с военной службой, которым ответчик на момент рассмотрения его обращения не обладал и не мог давать ему оценку в рамках правовых норм, что также не позволяет каким-либо образом учитывать его при оценки пенсионных возможностей Трофимовой Е.П. в рамках исследуемого обращения до фактического существования такого документа.
Следовательно, оснований для удовлетворения иска в таком случае не имеется.
Суд обращает внимание истца на то, что он не лишён возможности обратиться к ответчику в установленном законом порядке и, получив ответ на такое обращение, обжаловать его, если результат его не устроит, тогда все вопросы, касающиеся таких действий, будут доступны для обсуждения судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Трофимовой Е.П. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) о признании права на назначении пенсии по потере кормильца в повышенном размере, как вдове участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего вследствие полученного заболевания при исполнении обязанностей военной службы на основании подп.1 п.1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», обязании назначить пенсию и произвести её индексацию с 20 сентября 2020 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Председательствующий С.А. Марухин
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2021 года.