Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-29/2024 от 31.01.2024

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Юткина С.М.                                      УИД 39RS0001-01-2023-006493-74

Дело № 5-2/2024

№ 12-29/2024

РЕШЕНИЕ

28 февраля 2024 года                                                                       г. Калининград

Судья Калининградского областного суда Иванова О.В. при секретаре Росинской А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Шуманова Ильи Вячеславовича - Уварова Михаила Владимировича на постановление судьи Московского районного суда г. Калининграда от 18 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шуманова Ильи Вячеславовича

установил:

постановлением судьи Московского районного суда г. Калининграда от 18 января 2024 года Шуманов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

В жалобе на указанное постановление защитника Шуманова И.В. -Уваров М.В. просит отменить его как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением материального и процессуального права, а также прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы приводит довод о том, что в настоящее дело рассмотрено без участия прокурора, что повлекло нарушение презумпции невиновности Шуманова И.В., состязательности сторон, поставило под сомнение беспристрастность и независимость судьи. Также указывает на то обстоятельство, что Шуманов И.В. не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, считает ошибочным вывод судьи о совершении правонарушения на территории Российской Федерации, поскольку с 2022 года Шуманов И.В. находится за ее пределами. Полагает положения статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дискриминационными и нарушающими принцип равенства, закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации и статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах. Считает, что включение Шуманова И.В. в реестр иностранных агентов является вмешательством в его право на свободу выражения мнения.

В письменных возражениях Управление Роскомнадзора по Калининградской области просит постановление судьи оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Шуманов И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения защитника Уварова М.В., поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу положений части 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационнотелекоммуникационной сети Интернет, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.

Данное требование закона направлено на информирование получателя сведений о статусе субъекта, распространяющего информацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 года № 2108 утверждены Правила размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ, в том числе требований к их размещению (далее – Правила), а также формы указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 Правил материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму, должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ, по формам, утвержденным Правилами.

Согласно пунктам 4-7 Правил размещения указаний текстовое указание должно размещаться на русском языке; размер шрифта текстового указания должен вдвое превышать размер шрифта текстового материала; цвет шрифта текстового указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором оно размещается; текстовое указание подлежит размещению в начале каждого текстового материала под заголовком либо в случае отсутствия заголовка непосредственно перед началом такого материала.

Таким образом, действующим законодательством установлены обязательные требования к распространению информации на территории Российской Федерации иностранным агентом, и за их несоблюдение предусмотрена административная ответственность, в том числе частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 августа 2023 года Шуманов И.В., включенный в реестр иностранных агентов, в нарушение требований части 3 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», используя информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», распространил свой информационный материал в мессенджере «Telegram» по адресу <данные изъяты> (дата публикации – 22 августа 2023 года, время публикации – 16:31) без указания на то, что этот материал произведен и распространен иностранным агентом либо касается его деятельности.

Обстоятельства совершения Шумановым И.В. административного правонарушения и его виновность подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № АП-39/03/220 от 27 октября 2023 года, в котором отражено существо вмененного правонарушения; сведениями, содержащимися в реестре иностранных агентов, расположенном на официальном сайте Министерства юстиции России, согласно которым 21 октября 2022 года под № 465 включен Шуманов И.В.; скриншотом страницы мессенджера «Telegram» (адрес – <данные изъяты>, из содержания которого следует, что данный информационный материал опубликован 22 августа 2023 в 16:31 без указания на то, что этот материал произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом либо касается его деятельности агента; справкой УМВД России по Калининградской области о регистрации Шуманова И.В. с 24 июля 1981 года по адресу: <адрес>.

Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда правильно установил обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины Шуманова И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает.

Деяние Шуманова И.В. правильно квалифицировано по части 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол по делу об административном правонарушении в отношении Шуманова И.В. составлен должностным лицом в пределах его полномочий, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что Шуманов И.В. не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом, ризнается несостоятельным, поскольку опровергается материалами дела.

Как следует из материалов дела, в целях уведомления Шуманова И.В. о составлении протокола об административном правонарушении 20 октября 2023 года ему направлено срочное уведомление телеграфом по адресу: <адрес>. Согласно сообщению от 25 октября 2023 года указанная телеграмма адресату не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является (л.д. 33,34), тем самым с учетом положений статьи 165.1 ГК РФ Шуманов И.В. считается извещенным надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Копия протокола направлена в адрес Шуманова И.В. 27 октября 2023 года заказным письмом с уведомлением, что подтверждается соответствующим почтовым реестром. Согласно сведениям с официального сайта Почты России судебная корреспонденция возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения.

Таким образом, вопреки доводам жалобы судья обоснованно исходил из того, что установленный законом порядок уведомления Шуманов И.В о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении соблюден, и доводы жалобы не свидетельствуют об обратном.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Шуманова И.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях Шуманова И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с его нахождением за пределами территории Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в производстве материалов и (или) их распространении иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного ст. 4 Федерального закона № 255-ФЗ, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 255-ФЗ под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 255-ФЗ под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей (часть 1).

Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия (часть 2).

Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:

1) участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

2) участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

3) публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

4) распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;

5) формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

6) вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1 – 5 настоящей части;

7) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 – 6 настоящей части (часть 5).

К видам деятельности, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, относятся:

1) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации). Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

2) распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов;

3) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей части (часть 6).

Из материалов дела следует, что Шуманов И.В., являющийся иностранным агентом, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в мессенджере «Телеграмм» распространил сообщение, предназначенное для неограниченного круга лиц, связанное с политической деятельностью с целью формирования общественно-политических взглядов и убеждений, без указания на то, что данное сообщение размещено иностранным агентом.

В этой связи при рассмотрении жалобы не выявлено ограничений права Шуманова И.В. заниматься общественной деятельностью, поскольку он привлечен к административной ответственности не за содержание публикации, а за нарушение порядка оформления материала, установленного Федеральным законом и регламентированного постановлением Правительства Российской Федерации.

Принимая во внимание распространение информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сам по себе факт нахождения Шуманова И.В. за пределами Российской Федерации не исключает в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о нарушении презумпции невиновности и состязательности сторон в связи с тем, что при рассмотрении дела об административном правонарушении права не участвовал прокурор, также признаются несостоятельными.

В соответствии с частью 2 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор участвует при рассмотрении дел об административном правонарушении, совершенных несовершеннолетними, а также дел об административном правонарушении, возбужденных по инициативе прокурора. Правонарушение, совершенное Шумановым И.В., к указанным категориям дел не относится.

Порядок и срок давности привлечения Шуманова И.В. к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено Шуманову И.В. в пределах санкции части 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений статей 3.1, 4.1, 4.3 названного Кодекса. В жалобе и обжалуемом постановлении не содержится данных, свидетельствующих о несправедливости данного наказания в силу его чрезмерной суровости. Более того, административное наказание назначено в минимальном размере.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого по делу постановления судьи, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

постановление судьи Московского районного суда г. Калининграда от 18 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шуманова Ильи Вячеславовича оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья:

12-29/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Шуманов Илья Вячеславовна
Другие
Уваров Михаил Владимирович
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Иванова Ольга Вячеславовна
Статьи

ст.19.34 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--kln.sudrf.ru
31.01.2024Материалы переданы в производство судье
28.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее