61RS0018-01-2022-002690-25
№ 2-31/23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2023 года сл. Кашары
Судья Миллеровского районного суда Ростовской области Олейник В.Б.,
при секретаре Савиной С.Н.,
с участием помощника прокурора Кашарского района Сбродова А.И.,
представителей ответчиков Палюх В.И., Камуз Л.И., Слабченко С.А.,
представителя третьего лица Ломакова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-31/23 по исковому заявлению прокурора Кашарского района Ростовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Кашарский Жилкомсервис» Кашарского района, администрации Кашарского района Ростовской области, администрации Кашарского сельского поселения Кашарского района Ростовской области, третьему лицу ОНД и ПР по Кашарскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кашарского района обратился с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Кашарский Жилкомсервис» Кашарского района, администрации Кашарского района Ростовской области, администрации Кашарского сельского поселения Кашарского района Ростовской области, третьему лицу ОНД и ПР по Кашарскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование исковых требований прокурор Кашарского района указал, что прокуратурой Кашарского района проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности собственниками и балансодержателями внешних водоисточников на территории Кашарского района, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования «Кашарский район» услуги водоснабжения предоставляет МП «Кашарский Жилкомсервис». На основании ряда распоряжений (№42 от 19.02.2019; №429 от 21.11.2018; №307 от 14.09.2017; №439 от 30.12.2016 и др.) о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МП «Кашарский Жилкомсервис» закреплены водопроводные сети, которые переданы собственником (МО «Кашарский район») в хозяйственное ведение предприятия. Проведенной проверкой установлено, что пожарные гидранты, расположенные в <адрес> по следующим адресам находятся в ненадлежащем состоянии: на <адрес> гидрант не обнаружен (люк колодца пожарного гидранта находится под грунтом); на <адрес> гидрант не обнаружен (люк колодца пожарного гидранта находится под грунтом и затоплен водой); на <адрес> гидрант неисправен (отсутствует штанга гидранта); на <адрес> гидрант неисправен (размещение гидранта в колодце не обеспечивает навёртывание пожарной колонки, гидрант занижен); на <адрес> гидрант неисправен (пожарная колонка не накручивается на гидрант из-за смещения люка относительно горловины его колодца). В связи с выявленными нарушениями прокурором района в адрес директора МП «Кашарский Жилкомсервис» 17.01.2022 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако на момент повторной проверки нарушения не устранены.
На основании статей 209, 210, 215 ГК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Решения Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (вместе с «ТР ЕАЭС 043/2017. Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения»), Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Сводом правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №) прокурор с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 45 ГПК РФ просит обязать администрацию <адрес>, МП «Кашарский Жилкомсервис» совместно с администрацией Кашарского сельского поселения провести инвентаризацию источников наружного пожарного водоснабжения на территории сл. Кашары; обязать администрацию <адрес> включить в реестр муниципального имущества гидранты и иные источники пожарного водоснабжения в сл. Кашары, после чего обеспечить надлежащую передачу указанного имущества администрации Кашарского сельского поселения; обязать администрацию <адрес> и администрацию Кашарского сельского поселения обеспечить устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности: привести гидранты в пригодное для использование состояние.
В судебном заседании помощник прокурора Кашарского района Сбродов А.И. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, пояснения дал в рамках искового заявления.
Представители ответчиков администрации Кашарского района Палюх В.И., администрации Кашарского сельского поселения Камуз Л.И., МП «Кашарский Жилкомсервис» Слабченко С.А. иск признали в части обязанности администрации Кашарского района, МП «Кашарский Жилкомсервис» совместно с администрацией Кашарского сельского поселения провести инвентаризацию источников наружного пожарного водоснабжения на территории <адрес>. В остальной части требования не признали.
Представитель третьего лица ОНД и ПР по Кашарскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ростовской области Ломаков Н.А. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Кашарского района Ростовской области Палюх В.И. в судебном заседании пояснил, что требования прокурора Кашарского района в части проведения инвентаризации источников наружного пожарного водоснабжения на территории сл. Кашары обоснованны, поскольку нет точных сведений о количестве и месте расположения источников наружного водоснабжения. Администрация Кашарского района является собственником водопроводных сетей и уполномочена Федеральным законом «Об основных принципах организации местного самоуправления» на водоснабжение населения холодной водой. Администрацией района создано МП «Кашарский Жилкомсервис», в хозяйственное ведение которого переданы водопроводные сети, на которых установлены пожарные гидранты. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон «Об основных принципах организации местного самоуправления» определяют, что первичные меры пожаротушения относятся к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений. В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях безопасности» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся, в том числе централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод). В соответствие со ст. 19 Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в том числе относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Согласно Приказу МЧС России от 30.03.2020 № 225 «Об утверждении свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» дается понятие пожарный гидрант. Пожарный гидрант это составная часть водопровода, на балансе у администрации района пожарные гидранты не стоят, в собственности их не имеется, поэтому их ремонт за счет средств бюджета района будет нецелевым использованием бюджетных средств Кашарского района.
Представитель ответчика Палюх В.И. просил в удовлетворении исковых требований в части обязанности администрации Кашарского района включить в реестр муниципального имущества гидранты и иные источники пожарного водоснабжения в сл. Кашары, после чего обеспечить надлежащую передачу указанного имущества администрации Кашарского сельского поселения и обеспечить устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности: привести гидранты в пригодное для использования состояние, отказать.
Представитель ответчика администрации Кашарского сельского поселения Камуз Л.И. суду пояснила, что гидрант предполагает его закрепленность в установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты, как составную часть сети водоснабжения, неотделимую от неё. Это приспособление для забора воды для пожаротушения, которое крепится на водопроводе и без водопровода действовать не может. Поэтому гидранты могут находиться и в собственности поселения, и в собственности района. Администрация поселения не отказывается от полномочий по пожарной безопасности, но если суд решит, чтобы гидранты подлежат передаче поселению, то они должны быть переданы в исправном состоянии. Представитель ответчика Камуз Л.И. просила в удовлетворении требования об обязании администрации Кашарского района включить в реестр муниципального имущества гидранты и иные источники пожарного водоснабжения в <адрес>, после чего обеспечить надлежащую передачу указанного имущества администрации Кашарского сельского поселения, отказать. Требования в части обязании администрации Кашарского района и администрации Кашарского сельского поселения обеспечить устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности: привести гидранты в пригодное для использование состояние, являются преждевременными. В связи с тем, что администрация района не передала администрации поселения гидранты, соответственно, никаких расходных обязательств у поселения быть не может. Это будет нецелевое использование бюджетных средств поселения для устранения неисправности ещё не переданного имущества.
Представитель ответчика - муниципального предприятия «Кашарский Жилкомсервис» Кашарского района Слабченко С.А. суду пояснил, что деятельность по ремонту гидрантов лицензирована, у предприятия такой лицензии нет. По заявленным требованиям поддерживают позицию администрации района.
Представитель третьего лица – ОНД и ПР по Кашарскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ростовской области Ломаков Н.А. в судебном заседании указал, что поддерживает требования искового заявления в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
На основании п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу положений ст. 3 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69 ФЗ "О пожарной безопасности" система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 10 ФЗ РФ № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу положений ст. 19 Федерального закона РФ № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, среди прочих, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Как следует из ст. 6 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
На основании ст. 63 Федерального закона РФ № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В силу положений ч.ч. 1-3 ст. 68 Федерального закона РФ № 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары. Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.
В соответствии с положениями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» (п. 75).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ данное полномочие на территориях сельских поселений решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В судебном заседании установлено, что водопроводные сети сл. Кашары являются муниципальной собственностью муниципального образования «Кашарский район». Распоряжениями администрации Кашарского района Ростовской области данные объекты недвижимости были переданы на баланс и в хозяйственное ведение муниципальному предприятию «Кашарский Жилкомсервис» Кашарского района.
Данное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии с инвентаризационной ведомостью наличия пожарных гидрантов, находящихся на балансе (в аренде, ведении) организации водопроводно-канализационного хозяйства в Кашарском районе, утвержденной в апреле 2022 года, на территории Кашарского района находится 141 гидрант.
В соответствии с инвентаризационной ведомостью наличия пожарных гидрантов, находящихся на балансе (в аренде, ведении) организации водопроводно-канализационного хозяйства в Кашарском районе, утвержденной 31.10.2022 года, на территории Кашарского района находится 124 гидранта.
Согласно акту по результатам ежегодного инвентаризационного осмотра источников наружного противопожарного водоснабжения, составленного 31.10.2022 года, определено, что на территории МО «Кашарский район» имеется 124 пожарных гидранта, в том числе 124 сельских, из них неисправно – 5.
В соответствии с актом проверки технического состояния пожарного гидранта от 28.09.2022 года, составленного помощником прокурора Кашарского района Сбродовым А.И. совместно с начальником ОНД и ПР по Кашарскому району Ломаковым Н.А., начальником караула 58 ПСЧ 9 ПСО ФПС ГУ МЧС России по РО Сумцовым В.А., было проверено 5 неисправных гидрантов, установлено, что пожарные гидранты, расположенные в <адрес> по следующим адресам находятся в ненадлежащем состоянии: на <адрес> гидрант не обнаружен (люк колодца пожарного гидранта находится под грунтом); на <адрес> гидрант не обнаружен (люк колодца пожарного гидранта находится под грунтом и затоплен водой); на <адрес> гидрант неисправен (отсутствует штанга гидранта); на <адрес> гидрант неисправен (размещение гидранта в колодце не обеспечивает навёртывание пожарной колонки, гидрант занижен); на <адрес> гидрант неисправен (пожарная колонка не накручивается на гидрант из-за смещения люка относительно горловины его колодца).
Пожарные гидранты собственностью муниципальных образований «Кашарский район», «Кашарское сельское поселение» не являются, в реестре муниципального имущества не значатся, на балансе Администрации Кашарского района, Администрации Кашарского сельского поселения не стоят.
Из совокупного содержания приведенных выше положений законодательства РФ следует, что лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности на территории сельского поселения является орган местного самоуправления.
Пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления, в том числе путем обеспечения на территории сельского поселения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
В связи с этим, независимо от факта нахождения или не нахождения пожарных гидрантов на балансе ответственной организации или органа местного самоуправления, в силу закона обязанным по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории <адрес> является ответчик администрация Кашарского сельского поселения как орган местного самоуправления.
Доводы ответчиков о том, что пожарные гидранты являются частью водопроводной системы, находящейся в собственности МО «Кашарский район», не приняты на баланс органами местного самоуправления, что пожарный гидрант является принадлежностью главной вещи - водопроводной сети, по существу не имеют правового значения для разрешения заявленного спора, поскольку эти обстоятельства не снимают с ответчика установленной законом обязанности по обеспечению надлежащего содержания в исправном состоянии источников противопожарного водоснабжения на территории села.
Таким образом, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав собранные и исследованные в судебном заседании доказательства и дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, в соответствии с требованиями материального и процессуального законов, суд пришел к выводу о том, что именно администрация Кашарского сельского поселения осуществляет полномочия по обеспечению пожарной безопасности на территории сельского поселения, в том числе путем обеспечения на территории сельского поселения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Кашарского района Ростовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Кашарский Жилкомсервис» Кашарского района (ИНН 6115000696), администрации Кашарского района Ростовской области (ИНН 6115005550), администрации Кашарского сельского поселения Кашарского района Ростовской области (ИНН 6115902550), третьему лицу ОНД и ПР по Кашарскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,- удовлетворить частично.
Обязать администрацию Кашарского района Ростовской области, муниципальное предприятие «Кашарский Жилкомсервис» Кашарского района совместно с администрацией Кашарского сельского поселения Кашарского района Ростовской области провести инвентаризацию источников наружного пожарного водоснабжения на территории <адрес>.
Обязать администрацию Кашарского района Ростовской области включить в реестр муниципального имущества гидранты и иные источники пожарного водоснабжения в <адрес>, после чего обеспечить надлежащую передачу указанного имущества администрации Кашарского сельского поселения Кашарского района Ростовской области.
Обязать администрацию Кашарского сельского поселения Кашарского района Ростовской области после принятия в собственность муниципального образования «Кашарское сельское поселение» гидрантов и иных источников пожарного водоснабжения в <адрес> восстановить работоспособность источников наружного противопожарного водоснабжения - пожарных гидрантов в <адрес> по адресам: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 24 января 2023 года.
Судья Олейник В.Б.