Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2412/2022 ~ М-2100/2022 от 19.07.2022

УИД 79RS0002-01-2022-004710-86

Дело № 2-2412/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2022 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе

судьи Бирюковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Гуриной Т.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Биробиджан Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Биробиджан ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «СОШ № 8» об обязании совершить определенные действия, мотивируя тем, что прокуратурой г. Биробиджана в результате проведенной проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних выявлены нарушения к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, требований безопасности зданий и сооружений в МБОУ «СОШ № 8» г. Биробиджана.

В ходе проверки установлено, что здание МБОУ «СОШ № 8» г. Биробиджана, расположенное по адресу: <адрес> введено в эксплуатацию в 1950 году.

В 2022 году проведено обследование технического состояния здания. Согласно техническому заключению (отчету) по результатам обследования технического состояния объекта, проведенному в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» текущее состояние здания ограниченно работоспособное, требует капитального ремонта.

Согласно акту проверки, до настоящего времени указанные ремонтные работы, необходимые для безопасной эксплуатации здания МБОУ «СОШ № 8» г. Биробиджана не проведены.

Нарушения состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания МБОУ «СОШ № 8» г. Биробиджана создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, что является недопустимым.

Учредителем МБОУ «СОШ № 8» г. Биробиджана, а также собственником имущества является мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО.

Поскольку от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, указанные обязанности возложены на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО.

Просит суд возложить обязанность на МБОУ «СОШ № 8» г. Биробиджана в срок до 31.12.2022 устранить нарушения законодательства о безопасности зданий, сооружений, в соответствии с отчетом о результатах мониторинга технического состояния здания - сплошного визуального и документального обследования элементов несущих и ограждающих конструкций, а именно: провести капитальный ремонт фундамента, цоколя и отмостки, кровли, потолков, межэтажных перекрытий полов, окон и дверей, входных групп, лестниц и крылец, фасада, системы отопления, вентиляции, системы горячего и холодного водоснабжения, системы канализации, произвести внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, здания МБОУ «СОШ № 8» г. Биробиджана, расположенного по адресу: <адрес>.

Определением суда от 17.08.2022 изменен процессуальный статус мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО с третьего лица на ответчика.

В судебное заседание прокурор г. Биробиджан ЕАО не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. В имеющемся в материалах дела ходатайстве, просил обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО в срок до 01.09.2023 при недостаточности у МБОУ «СОШ № 8» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, выделить денежные средства на указанные цели.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 8» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Представили заявление о рассмотрении дела без их участия, с исковыми требованиями прокурора согласны.

Представитель ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Представили заявление о рассмотрении дела без их участия, а также увеличить срок исполнения решения суда, в связи с трудным финансовым положением.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, и, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение в суд прокурора г. Биробиджан в защиту прав неопределенного круга лиц вызвано несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований в сфере образования.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - федеральные стандарты, часть 3 статьи 5 Закона об образовании).

Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 Закона об образовании).

Согласно пунктам 2, 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка МБОУ «СОШ № 8» по исполнению законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

В ходе проведенной проверки установлено, что здание МБОУ «СОШ № 8» не соответствует требованиям безопасности зданий и сооружений.

Согласно материалам дела, здание МБОУ «СОШ № 8», расположенное по адресу: <адрес> построено в 1950 году.

Согласно акту визуального и документального обследования здания фундамент и отмостка здания имеют отдельные глубокие трещины, следы увлажнения цоколя и стен выпучивание отдельных участков стен подвала, неравномерная осадка фундамента. Отмостка разрушена. Кровля имеет массовое разрушение, отсутствие настенных желобов и отделки свесов. Водосточная система отсутствует. Полный нормативный износ по сроку службы. Полы, потолки и перекрытия имеют глубокие трещины в местах сопряжений балок с несущими стенами, следы увлажнений. Прогибы и просадки дощатых полов, местами изломы, стирание досок в ходовых местах, повреждение досок. Оконные переплеты, коробка и подоконная доска поражены гнилью и жучком, створки не открываются и выпадают, все сопряжения нарушены. Полное расшатывание дверных полотен и коробок, массовое поражение гнилью. Полный нормативный износ по сроку службы. Входная группа в удовлетворительном состоянии. Ступени лестницы и площадки истерты, косоуры местами прогнулись, связь косоуров с площадками ослаблена. Внутренняя отделка имеет глубокие трещины и зазоры в местах сопряжений со смежными конструкциями, диагональные трещины в штукатурном слое, выпучивание в вертикальной плоскости. Фасад и наружная отделка имеют элементы лепного декора, которые частично разрушены. Искривление горизонтальных линий цоколя без признаков увеличения осадочных деформаций. Глубокие трещины, мелкие пробоины в штукатурке фасада. Местами отслоение накрывочного слоя. Электропроводка, освещение и приборы находятся в внутренней в штробе, закрыты штукатуркой, выполнена медным кабелем. Электроприборы стандартные. В удовлетворительном состоянии. Система отопления имеет массовое повреждение трубопроводов, сильное поражение ржавчиной, следы ремонта отдельными местами (хомуты, сварочные швы), неудовлетворительная работа отопительных приборов и запорной арматуры, значительное нарушение теплоизоляции трубопроводов. Нарушена герметизация вводов и выпусков из зданий. Полный нормативный износ по сроку службы. Система вентиляции воздухообмен не обеспечивает. Полное расстройство системы холодного водоснабжения, выход из строя запорной арматуры, большое количество хомутов, коррозия элементов системы. Капельные течи в местах врезки кранов и запорной арматуры, выход из строя части сантехнических приборов. Горячее водоснабжение отсутствует. Полный нормативный износ по сроку службы. Система канализации имеет массовые течи в местах присоединения приборов, повреждения эмалированного покрытия сантехнических приборов, повреждение и разрушение чугунных трубопроводов, массовые следы ремонта (хомуты и заделка), следы замены отдельных участков. Полный нормативный износ по сроку службы.

Согласно представленной информации МБОУ «СОШ № 8» до настоящего времени указанные ремонтные работы, необходимые для безопасной эксплуатации здания МБОУ «СОШ № 8», не проведены.

Таким образом, в судебном заседании установлено несоблюдение МБОУ «СОШ № 8» требований об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

Невыполнение указанных требований законодательства, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, обучающихся в учебном учреждении.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Нарушения состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания МБОУ «СОШ № 8» создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

В соответствии со ст. 53 указанного Федерального закона, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пункт 4 ст. 51 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указано, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Статья 15 указанного закона определяет, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относятся к вопросам местного значения муниципального образования.

Таким образом, проведение капитального ремонта зданий образовательных учреждений является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Обязательства по финансированию указанных мероприятий являются расходным обязательствами органа местного самоуправления. Соответственно, выделение средств на эти мероприятия возможно в рамках бюджетного процесса.

При этом действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.

МБОУ «СОШ № 8» является муниципальным бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным органом местного самоуправления, в данном случае мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО. Финансовое обеспечение учреждения осуществляется, в том числе в виде субсидий и субвенций из бюджета муниципального образования «Город Биробиджан».

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО при недостаточности у МБОУ «СОШ № 8» произвести финансирование за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организацией указанных мероприятий.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Срок, указанный прокурором (01.09.2023) суд считает обоснованным и разумным. Доказательств наличия обстоятельств для установления более позднего срока исполнения решения суда, ответчиками не представлено.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В связи с чем, мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО освобождается от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу, а с МБОУ «СОШ № 8» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Биробиджан Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8» (ОГРН 1027900510912, ИНН 790104624539), мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (ОГРН 1057900040912, ИНН 7901525782) о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» (ОГРН 1027900510912, ИНН 790104624539) в срок до 01 сентября 2023 года провести капитальный ремонт фундамента, цоколя и отмостки, кровли, потолков, межэтажных перекрытий и полов, окон и дверей, входных групп, лестниц и крылец, фасада, системы отопления, системы вентиляции, системы горячего и холодного водоснабжения, системы канализации, произвести внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8», расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (ОГРН 1057900040912, ИНН 7901525782) при недостаточности у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» (ОГРН 1027900510912, ИНН 790104624539) денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до 01 сентября 2023 года выделить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8» (ОГРН 1027900510912, ИНН 790104624539) денежные средства на указанные цели.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» (ОГРН 1027900510912, ИНН 790104624539)государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Бирюкова

Мотивированное решение изготовлено 28.09.2022.

2-2412/2022 ~ М-2100/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Биробиджана
Ответчики
Средняя общеобразовательная школа № 8, МБОУ
Другие
Мэрия города МО "Город Биробиджан" ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Бирюкова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
19.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2022Передача материалов судье
25.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2022Подготовка дела (собеседование)
05.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.08.2022Предварительное судебное заседание
13.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2023Дело оформлено
22.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее