11RS0016-01-2022-000236-13
дело №2-230/2022
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 14 марта 2022 года гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми к администрации сельского поселения «Яснэг» о признании права муниципальной собственности,
установил:
Администрация МР «Сыктывдинский» Республики Коми обратилась в суд с иском к администрации СП «Яснэг» о признании права муниципальной собственности на сооружение «Теплосеть от котельной «Центральная» с кадастровым номером №. В обоснование заявленных требований указано, что в результате инвентаризации муниципального имущества МО МР «Сыктывдинский» установлено, что на территории сельского поселения «Яснэг» расположен объект коммунального назначения «Теплосеть от котельной «Центральная» в п.с.т. Ясног» с кадастровым номером №, на который право муниципальной собственности не зарегистрировано. Согласно техническому паспорту указанный объект берет начало от котельной «Центральная» с кадастровым номером №, которая находится в муниципальной собственности МО МР «Сыктывдинский». Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми Морокова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Ответчик администрация СП «Яснэг», будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила, заявив о признании иска и рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 Гражданского кодекса РФ.
В силу ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Как следует из ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на вновь созданное имущество, подлежащее регистрации, возникает с момента государственной регистрации такого права.
С учетом указанных норм, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно положениям п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 и 4 указанной статьи, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, поскольку организация теплоснабжения на территории сельского поселения не включена в перечень вопросов местного значения сельского поселения, перечисленных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, указанный вопрос, в соответствии с ч. 4 данной статьи решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Из материалов дела следует, что спорное сооружение в виде теплосети от котельной «Центральная» с кадастровым номером № расположено на территории муниципального района «Сыктывдинский». Постановка указанного объекта на кадастровый учет произведена 14.11.2011.
Согласно представленной в материалы дела инвентаризационной описи по объектам муниципального имущества МО «Сыктывдинский» по состоянию на 25.06.2020 к акту №1 инвентаризации имущества строительство теплосети завершено в 1995 году, и в качестве правообладателя значится МО МР «Сыктывдинский».
Как следует из информации, предоставленной администрацией СП «Яснэг» в реестре муниципального имущества сельского поселения спорное сооружение не значится.
Информацией о собственнике теплосети Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республики Коми не обладает.
Из материалов дела также следует, что 15.09.2015 между администрацией МО МР «Сыктывдинский» и ООО «Сыктывдинская тепловая компания» заключен договор о передаче в аренду имущества
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что спорная теплосеть берет свое начало от котельной «Центральная», расположенной в п. Яснэг Сыктывдинского района Республики Коми, и которая находится в муниципальной собственности МО МР «Сыктывдинский».
Отсутствие собственника спорного объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического состояния данного объекта, несвоевременное проведение ремонтных работ, устранение аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного объекта не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Поскольку рассматриваемый объект расположен в границах муниципального района «Сыктывдинский», собственник названного имущества неизвестен, учитывая, что начало теплосеть берет от котельной «Центральная», находящейся в муниципальной собственности МО МР «Сыктывдинский» и спорный объект включен в перечень муниципального имущества муниципального района «Сыктывдинский», а также принимая во внимания полномочия администрации, на которую возложена обязанность по организации на территории муниципального района теплоснабжения, суд приходит к выводу о возникновении у истца права собственности на спорный объект.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае имеются правовые основания для признания права муниципальной собственности муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми на объект - «Теплосеть от котельной «Центральная» в п.с.т. Ясног» с кадастровым номером №, протяженностью 1505 кв.м. по адресу: Школьный переулок д.6, п. Ясног, Сыктывдинский район, Республика Коми.
На основании изложенного и руководствуясь ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
требования администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на сооружение «Теплосеть от котельной «Центральная» с кадастровым номером № по адресу: Школьный переулок д.6, п. Ясног, Сыктывдинский район, Республика Коми.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 марта 2022 года.
Судья Ю.В. Рачковская