УИИ - 05RS0№-09
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 02 февраля 2021г.
Хасавюртовский городской суд РД в составе председательствующего судьи Омаровой И.Р., с участием ст. пом. прокурора <адрес> ФИО3, представителя ответчика - МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» ФИО4, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции,
УСТАНОВИЛ:
И.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с исковым заявлением к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции.
В обосновании своих требований ссылается на то, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения организациями города требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части принятия мер по предупреждению коррупционных проявлений.
В ходе проведения проверки, установлено, что в муниципальном казенном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» не назначено лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, Кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов не разработаны и не приняты, в практику не введены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Вышеуказанные нарушения законодательства о противодействии коррупции стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения требований действующего законодательства руководством и работниками школы. Непринятие предусмотренных вышеуказанным законодательством требований может повлечь коррупционные проявления со стороны должностных лиц школы, возникновение конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных полномочий.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Прокурор города в соответствии с требованиями ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Представитель прокуратуры <адрес> – старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержал полностью по изложенным выше основаниям и просил суд обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции путем: определения подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; организации сотрудничества с правоохранительными органами; разработки и внедрения в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятия кодекса этики и служебного поведения работников организации; разработки и принятия локального нормативного акта, предусматривающего ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Представитель ответчика МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» ФИО4 исковые требования и.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО2 признал полностью и не возражал против их удовлетворения судом.
Суд, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает требования и.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО2 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон №-Ф3).
Согласно ст. 3 Закона №273-ФЗ одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В силу ст. 1 Закона № 273-ФЗ под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в т.ч. по предупреждению коррупции, по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и т.д. (ст. 3 Закона №-Ф3).
Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в ст. 14 Закона № 273-ФЗ. В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13.3 Закона №-Ф3 всем организациям независимо от форм собственности вменена обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, включая определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (п. 1 ч. 2 ст. 13.3); сотрудничество с правоохранительными органами (п. 2 ч. 2 ст. 13.3); разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации (п.З ч. 2 ст. 13.3); принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации (п. 4 ч. 2 ст. 13.3); предотвращение и урегулирование конфликта интересов (п. 5 ч. 2 ст. 13.3); недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов (п. 6 ч. 2 ст. 13.3).
В соответствии с вышеуказанной статьей, для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационноправовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной политики РФ разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Задачами Методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.
При этом, Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
Одновременно необходимо учитывать, что антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием - «Антикоррупционная политика (наименование организации)».
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
В ходе судебного заседания установлено, и подтверждается пояснениями сторон по делу, что в муниципальном казенном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» не назначено лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, Кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов не разработаны и не приняты, в практику не введены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Вышеуказанные нарушения законодательства о противодействии коррупции стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения требований действующего законодательства руководством и работниками школы.
Указанные выше обстоятельства представитель ответчика – директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» ФИО4 признал в полном объеме, и не возражал против их удовлетворения судом.
В силу п. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно п. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не принимает признание иска ответчика, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Судом установлено, что признание иска представителем ответчика заявлено добровольно, оно не противоречит закону, права и законные интересы других лиц не нарушает, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости его принятия.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно п.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.
При таких обстоятельствах, суд считает исковое заявление и.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО2 к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №» обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №» о возложении обязанностей устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции - удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции путем:
- определения подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- организации сотрудничества с правоохранительными органами;
- разработки и внедрения в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятия кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- разработки и принятия локального нормативного акта, предусматривающего ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через Хасавюртовский городской суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Судья И.Р.Омарова