Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-404/2022 от 21.11.2022

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Дорошенко О.Л.                             Дело № 12-404/2022 (№ 5-938/2022)

УИД 39RS0001-01-2022-002376-90

РЕШЕНИЕ

20 декабря 2022 года                                        г. Калининград

    Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.

при секретаре Худоба О.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» по доверенности Рыбниковой Елены Николаевны на постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от              11 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи».

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 11 октября 2022 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» (далее - ФГУП ГЦСС) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.

    В жалобе и дополнении к ней защитник ФГУП ГЦСС Рыбникова Е.Н. просит отменить постановление, указывая на отсутствие события вмененного правонарушения. Не соглашается с заключением таможенной экспертизы от 06.05.2021, проведенной ЭКС ЦЭКТУ г. Москва, полагая, что в ней содержатся противоречивые выводы о степени обработки янтаря. Настаивает на том, что вывод таможенного органа о классификации товара по коду 253090 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС на основании заключения эксперта от 06.05.2021 является ошибочным.

Заслушав объяснения защитника ФГУП ГЦСС Рыбниковой Е.Н., поддержавшей доводы жалобы, объяснения старшего уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Калининградской областной таможни Немкова О.В., возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

Пунктом 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ определено, что для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС).

Подпунктами 4, 7 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС установлено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе, наименование, описание, необходимое для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, код товаров в соответствии с ТН ВЭД, происхождение товаров, производитель товаров, а также сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

При этом указанные документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации.

В соответствии с п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

По правилам п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии с п. 15 раздела II Порядка заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (вместе с «Порядком заполнения декларации на товары), в декларации на товары: в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах;

под номером 1 графа 31 указываются наименование товара и сведения о производителе, товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара;

в графе 33 «Код товара» указывается без пробелов десятизначный классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;

в графе 44 «Дополнительная информация/представленные документы» указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, в том числе - номер, дата и срок действия документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» утверждены, в том числе Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение № 2) (далее – Перечень) и Положение о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза минерального сырья (приложение № 4) (далее – Положение).

Согласно разделу 2.11 Перечня янтарь, классифицируемый кодом 2530 90 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, относится к минеральному сырью.

В соответствии с пп. 3, 5 Положения вывоз минерального сырья осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. № 199 (далее - лицензия), или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. N 45 (далее - заключение (разрешительный документ)), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения.

Помещение минерального сырья под таможенную процедуру экспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства - члена Союза лицензии.

Как следует из материалов дела, 17 декабря 2020 года таможенным представителем ФГУП ГЦСС на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 14.06.2020 № 94 ВЭД, заключенного с декларантом ООО <данные изъяты>, на Калининградский таможенный пост (центр электронного декларирования) Калининградской областной таможни подана декларация (далее - ДТ) № 10012020/171220/0149066, по которой для помещения под таможенную процедуру «экспорт» заявлен товар: «обработанные полуфабрикаты из янтаря, в виде шлифованных и не полированных камней, без содержания металлических элементов и деталей, для изготовления сувенирных изделий и бижутерии, не являются культурными ценностями, заготовки янтарные, 3-25мм - 245,327 кг, производитель ООО <данные изъяты>», код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 9602 00 0001.

18 декабря 2020 года товар по ДТ №10012020/171220/0149066 выпущен Калининградским таможенным постом Калининградской областной таможни в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Согласно авианакладной от 17 декабря 2020 № 555-16134926 товар прибыл на таможенный пост Аэропорт Шереметьево (грузовой) Шереметьевской таможни для вывоза с территории ЕАЭС.

29 декабря 2020 года в рамках реализации системы управления рисками должностными лицами таможенного поста Аэропорт Шереметьево (грузовой) проведен таможенный досмотр и принято решение о назначении таможенной экспертизы, проведение которой поручено экспертно-криминалистической службе г. Москва Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее - ЭКС г. Москва ЦЭКТУ), а также осуществлен отбор проб и образцов товара в полном объеме, о чем составлен акт № 10005020/291220/000025.

Согласно заключению таможенных экспертов ЦЭКТУ ЭКС, г. Москва № 12411007/0006560 от 06.05.2021, представленные на исследование образцы товара (в объеме, задекларированного в ДТ №10012020/171220/0149066) являются заготовками из натурального поделочного янтаря в формах близких к прямоугольной, цилиндрической, эллипсоидной и т.д., различных геометрических размеров. Образцы товара подвергнуты первичной механической обработке путем обдирки, скалывания излишнего материала, разрезки (распила). Наличие сквозных отверстий не выявлено. Поверхность минералов неравномерно шероховатая, на большинстве объектов присутствуют остатки окисленной корочки. Признаков шлифования всей поверхности, полирования всей поверхности, сверления со сквозным отверстием, точения не выявлено.

15 июля 2021 года на основании заключения экспертизы Калининградской областной таможней принято решение № РКТ-10012000-21/000156 о классификации товара, выпущенного в соответствии с таможенной процедурой «экспорт» по ДТ №10012020/171220/0149066 в подсубпозиции 2530 90 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС «Вещества минеральные, в другом месте не поименованные или не включенные: прочие: янтарь; янтарь агломерированный; гагат (черный янтарь)».

По сведениям базы данных разрешительных документов АПС «Электронные Госуслуги» ООО <данные изъяты> в период с 17.12.2020 по 14.12.2021 лицензии Минпромторга России на экспорт янтаря-сырца не имеет.

При декларировании товара по ДТ №10012020/171220/0149066 таможенным представителем ФГУП ГЦСС в таможенный орган лицензия на экспорт не представлялась, разрешительный документ, подтверждающим соблюдение мер нетарифного регулирования в отношении заявленного товара, отсутствовал.

    Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 28 декабря 2021 года в отношении ФГУП ГЦСС дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ и проведении административного расследования.

    По результатам административного расследования старшим уполномоченным отдела административных расследований Калининградской областной таможни Немковым О.В. в отношении ФГУП ГЦСС составлен протокол об административном правонарушении от 29 марта 2022 года № 10012000-1993/2022 по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина ФГУП ГЦСС подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом по делу об административном правонарушении от 29.03.2022, составленным уполномоченным лицом, в котором зафиксированы обстоятельства совершения ФГУП ГЦСС административного правонарушения; ДТ № 10012020/171220/0149066 на товар; контрактом от 24.09.2020 №СН2020-9; актом переработки янтаря ООО <данные изъяты> от 17.12.2020 №55; инвойсом; упаковочным листом к инвойсу от 17.12.2020 №12/2020; заключением экспертизы ЦЭКТУ ЭКС (г. Москва) от 06.05.2021 № 12411007/0006560; решением № РКТ-10012000-21/000156 об изменении классификационного кода товара от 15.07.2021; протоколами опросов ФИО, ФИО ФИО, ФИО объяснением ФИО; авианакладной № 555-16134926 от 17.12.2020 и другими материалами дела.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Таким образом, при декларировании товара «заготовки из натурального поделочного янтаря» по ДТ №10012020/171220/0149066 таможенным представителем ФГУП ГЦСС, действующем от имени декларанта ООО <данные изъяты>, заявлены недостоверные сведения о классификационном коде товара, послужившие основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о том, что ФГУП ГЦСС предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в деянии ФГУП ГЦСС состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы, сводящиеся к несогласию с выводами экспертного заключения от 06.05.2021, отклоняются как несостоятельные, поскольку несогласие с результатами исследования само по себе не свидетельствует о несоответствии или недостоверности выводов экспертов.

Указанное заключение выполнено на основании решения должностного лица таможенного органа, выводы экспертов, имеющих высшее образование, специальную подготовку, достаточный стаж работы в указанной области, предупрежденных об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в силу статьи 19.26 КоАП РФ, являющихся не заинтересованными в исходе дела лицами, содержит ответы на все поставленные перед ними вопросы, оснований сомневаться в достоверности которых не имеется, объективных сведений, опровергающих данные выводы, в материалы дела не представлено, также как не выявлено и обстоятельств, порочащих данный документ как доказательство.

В процессе исследования экспертами использовались методы прямых измерений, органолептический, сопоставления и инфракрасной спектометрии, а также использовалась нормативная и справочная литература, действующие на момент проведения исследований ГОСТы, подробный перечень которых приведен в исследовательской части экспертизы.

Доказательства, свидетельствующие о неверно избранной экспертом методике исследования или неправильном ее применении, об ошибочности выводов экспертов, в материалах дела отсутствуют.

В результате проведенного исследования экспертами было установлено, что объекты, представленные на экспертизу, представляют собой минералы, подвергнутые механической обработке путем обтирки, скалывания излишнего материала, разрезки (распила). Объекты представлены в формах, близких к прямоугольной, цилиндрической, эллипсоидной и т.д., различных геометрических размеров, различных оттенков желтого, коричневого и молочно-белого цветов. Для исследуемых объектов выявлено наличие голубоватого свечения (люминесценции) под лампой ультрафиолетового детектора. Физико-химические и органолептические свойства экспортируемых минералов соответствуют признакам, присущим натуральному янтарю.

В ходе исследования наличие сквозных отверстий не выявлено. Поверхность минералов неравномерно шероховатая, на большинстве объектов присутствуют остатки окисленной корочки. Признаков шлифования всей поверхности, полирования всей поверхности, сверления со сквозным отверстием, точения не выявлено. По внешним признакам, с учетом обработки поверхности, исследуемые объекты представляют собой заготовки из янтаря, подвергнутые первичной механической обработке.

Выводы, изложенные в таможенном заключении, не противоречивы, научно обоснованы, не содержат неясностей, в связи с чем оснований сомневаться в объективности и достоверности экспертного заключения не имеется.

Довод жалобы об оспаривании решения таможенного органа о классификации товаров, действие которого было приостановлено, не может повлечь отмену постановления судьи, поскольку судом установлено наличие состава административного правонарушения. Доказательств незаконности принятого решения таможенного органа о классификации товаров не представлено.

По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Порядок и срок давности привлечения ФГУП ГЦСС к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ФГУП ГЦСС в пределах санкции ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, с учетом положений ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░

12-404/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ФГУП "Главный центр специальной связи"
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Тимощенко Роман Иванович
Дело на сайте суда
oblsud--kln.sudrf.ru
21.11.2022Материалы переданы в производство судье
20.12.2022Судебное заседание
26.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2022Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее