УИД №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Мусс Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
ФИО1 гражданское дело по заявлению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах ФИО2 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми об обязании включить в индивидуальный лицевой счет периоды работы,
установил:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Пономарева ФИО3., с заявлением к ГУ ОПФР по РК о признании незаконными и отмене решений обязании включить в индивидуальный лицевой счет периоды работы; указывая, что истец к ответчику с соответствующими заявлениями, предоставив в их обоснование архивные справки, подтверждающие периоды работы и начисления заработной платы. Однако, поскольку в документах архивного фонда отсутствует дата рождения работника, принять указанную справку в качестве документа, подтверждающего стаж, сотрудники Учреждения отказались, что и послужило основанием для обращения истца в органы прокуратуры и последующего предъявления настоящего иска.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований помощник прокурора и истец настаивают.
Представитель ответчика иск не признает по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ст. 55 Конституции).
Установлено, что ** ** ** истец обратился к ответчику с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предоставив архивные справки <данные изъяты> от ** ** ** № №..., от ** ** ** № №... о работе в <данные изъяты> за ** ** ** и о начисленной заработной плате.
По результатам проверки представленных документов, ** ** ** пенсионным органом принято решение № №... об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет по тому основанию, что представленные заявителем архивные справки не содержат число, месяц и год рождения работника, имя отчество в лицевых счетах указано не полностью «ФИО4.»
** ** ** истец повторно обратился к ответчику с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предоставив архивные справки <данные изъяты> от ** ** ** № №... и № №... от ** ** ** № №... о работе в <данные изъяты> за ** ** ** годы и о начисленной заработной плате.
По результатам проверки представленных документов, ** ** ** пенсионным органом принято решение № №... об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет по тому основанию, что в представленных лицевых счетах имя, отчество не соответствует документу, удостоверяющему личность, дата рождения в документах отсутствует.
С решениями Отделения истец не согласен, указывая, что ненадлежащее ведение работодателем кадровой документации не должно лишать его права на гарантированное государством пенсионное обеспечение.
Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Как следует из смысла ст. 37 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
В силу абзаца 4 статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет определяется как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понятие трудового стажа заменено понятием "страховой стаж".
При оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года.
В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 11 вышеуказанного ФЗ)
Согласно ст. 14 Закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015) в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы застрахованными лицами при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (п. 2). При подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 4). Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются указанными в Правилах документами (п. 10). Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п. 11).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из представленных суду документов следует, что Пономарев ФИО5 родился ...
...
Доказано также, что Пономарев ФИО6., отец заявителя, с ** ** ** работал в <данные изъяты> в должности ....
Согласно материалов дела и объяснений истца, оспариваемые периоды работы имели место во время летних каникул, в период обучения школе, и в этой связи с трудовую книжку не внесены. По предложению отца, Пономарева ФИО7 осуществлял трудовую деятельность по месту работы последнего и под его руководством. Данные доводы истца стороной ответчика не опровергнуты.
Согласно приказу <данные изъяты> <данные изъяты> № №... от ** ** **, зачислить на работу с ** ** ** временно, на период школьных каникул, с ** ** **, ... Пономарева ФИО8. Режим работы – <данные изъяты>. Наставником закрепить ....
Приказом от ** ** ** № №... Пономарев ФИО9, ..., уволен ** ** ** в связи с окончанием срока трудового договора, ст. 29 п. 2 КЗоТ РСФСР.
В списке работников по табельным номерам <данные изъяты> за ** ** ** год в списке временных работников значится Пономарев ФИО10., табельный номер №... (дата поступления ** ** **).
В лицевых счетах работников <данные изъяты> за ** ** ** значится Пономарев ФИО11., табельный номер №... которым отработано в ** ** ** (101, 67 и 34 по зашифрованным видам начислений); при этом заработная плата составила 40 рублей 80 копеек и 207 рублей 22 копейки соответственно.
Согласно приказу <данные изъяты> № №... от ** ** ** зачислить на работу с ** ** **, на время летних каникул, с ** ** ** ... Пономарева ФИО12. Режим работы ** ** **. Наставником закрепить ....
В списке работников по табельным номерам <данные изъяты> за ** ** ** (конечная дата не указана), в списке временных работников значится Пономарев ФИО13., табельный номер №... (дата поступления ** ** **
В лицевых счетах работников <данные изъяты> за ** ** ** указан табельный номер №..., которым отработано в <данные изъяты>; при этом заработная плата составила 157 рублей 02 копейки и 73 рубля 85 копеек соответственно. При этом, лицевой счет за ** ** ** с табельным номером №... отсутствует.
Иных документов о работе Пономарева ФИО14. в оспариваемый период времени не обнаружено.
В этой связи, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на отсутствие в представленных документах сведений о дате рождения Пономарева ФИО15 в рассматриваемые периоды времени в <данные изъяты> работал именно Пономарев ФИО17 истец по настоящему делу.
Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является поддержка лиц, которые в силу возраста не имеют реальной возможности к самообеспечению. Это в полной мере соответствует вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, на основе которых должно осуществляться социальное обеспечение, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав, в том числе права на социальное обеспечение.
При установленном, по мнению суда, отсутствие в приказах о приеме на работу и лицевых счетах даты рождения заявителя, равно как и неполное указание его имени отчества «ФИО18.», не должно лишать работника, в данном случае Пономарева ФИО19, на гарантированное ему Конституцией социальное обеспечение.
Эффективная и скоординированная схема государственных пенсий исключает правовую неопределенность, не дает основание ответчику трактовать те или иные правовые нормы по данным правоотношениям в свою пользу, и в конечном итоге, не должна ухудшать положение истца.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций определяет Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
Статьей 3 вышеуказанного ФЗ предусмотрено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в т.ч.: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
При этом, в силу ст. 16 Закона, органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу.
Постановлением Правления ПФ РФ от 15.10.2019 № 519п утвержден "Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет", пунктом 14 которого определено, что в соответствии с решением о корректировке уполномоченным территориальным органом ПФР осуществляется: оформление форм документов персонифицированного учета, с уточненными сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете за периоды работы у страхователя, который на момент подачи заявления ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в целях включения в страховой стаж иных периодов деятельности, засчитываемых в страховой стаж; выполнение процедур по включению уточненных сведений персонифицированного учета в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
Согласно п. 17 Порядка, при выявлении неполноты (недостоверности) сведений, представленных страхователем, который на момент проведения проверки ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет осуществляется территориальным органом ПФР по месту регистрации страхователя в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка.
В этой связи, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что решения пенсионного органа об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет Пономарева ФИО20 подлежат отмене; с возложением на ответчика обязанности включить в индивидуальный лицевой счет истца №... периоды работы в <данные изъяты> с ** ** **
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах Пономарева ФИО21 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми об обязании включить в индивидуальный лицевой счет периоды работы - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решения Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми от ** ** ** № №... и от ** ** ** № №... об отказе Пономареву ФИО22 в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.
Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (...) включить в индивидуальный лицевой счет Пономарева ФИО23 (...) №... периоды работы в <данные изъяты>» с ** ** **
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено ** ** **