Дело № 2-649/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2022г. г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Нистратовой Т.М.,
при секретаре Мирзакаримове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Блинова Валерия Ивановича к Военному комиссариату Нижегородской области, Военному комиссариату г. Солнечногорска Московской области, Военному комиссариату Московской области о признании права на пенсию за выслугу лет, обязании произвести перерасчет пенсии и выплатить образовавшуюся задолженность,
У С Т А Н О В И Л:
Блинов В.И., уточнив заявленные требования, обратился с иском к Военному комиссариату Нижегородской области, Военному комиссариату г. Солнечногорска Московской области, Военному комиссариату Московской области о признании права на пению за выслугу лет за период с 6 октября 2003г. по 1 марта 2004г., обязании произвести перерасчет пенсии, исходя из даты назначения, обязании выплатить образовавшуюся задолженность с учетом индекса потребительских цен Нижегородской области и с учетом ранее выплаченных сумм, ссылаясь на то, что был уволен в запас и исключен из списков части 5 октября 2003г., однако пенсия назначена и выплачивается с 1 марта 2004г.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.
Представители Военного комиссариата Нижегородской области и Военного комиссариата г. Солнечногорска Московской области, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Военного комиссариата Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» действие данного закона распространяется на лиц, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, и семьи этих лиц.
Указанным лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы (ч. 6 ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1).
По общему правилу, установленному в п. «а» ч. 1 ст. 53 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1, лицам, указанным в ст. 1 данного закона пенсии назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.
В силу ч. 7 ст. 56 Законом РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории РФ выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Частью 2 ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016г. № 1-П, Конституция РФ обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абз 3. п. 2).
В соответствии с п. 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», одной из основных задач Министерства обороны РФ является обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В целях выполнения данных задач Министерство обороны РФ организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством РФ (подп. 44 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ).
В силу п. 5 Положения о Министерстве обороны РФ Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
В соответствии с п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 7 декабря 2012г. № 1609 военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации; реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (п. 39 и п. 40 Положения о военных комиссариатах).
Из материалов дела следует, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ с 1992г.
8 июня 2000г. Блинов В.И. призван из запаса для прохождения военной службы на территории Чеченской Республики.
Приказом военного коменданта Веденского района от 5 октября 2003г. №320 <данные изъяты> Блинов В.И., <данные изъяты>, досрочно уволенного с военной службы приказом Командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 8 сентября 2003г. № № с зачислением в запас, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, с 05 октября 2003г. исключен из списков личного состава военной комендатуры, всех видов обеспечения и направлен на учет в военный комиссариат Нижегородского района города Нижнего Новгорода.
Военным комиссариатом Нижегородской области назначена пенсия истцу за выслугу лет со 2 марта 2004 г. на основании заявления истца от 1 марта 2005г. о возобновлении ранее выплачиваемой пенсии за выслугу лет, выплата которой была прекращена в связи с поступлением 19 июня 2020г. на военную службу, и произведена по 31 мая 2011г.
С 1 июня 2011г. пенсия за выслугу лет истцу назначена и выплачивается Военным комиссариатом Московской области, после переезда из Нижегородской области.
При таких обстоятельствах, учитывая, что из списков личного состава военной комендатуры и всех видов обеспечения Блинов В.И. был исключен 5 октября 2003г., денежное довольствие выплачено истцу по 5 октября 2003г., суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и признания за истцом права на пенсию за выслугу лет с даты, следующей за днем исключения из списков личного состава и выплаты денежного довольствия, и возложении на военный комиссариат по месту жительства истца ФКУ «Военный комиссариат Московской области» обязанности произвести расчет и выплатить пенсию за период с 6 октября 2003г. по 1 марта 2004г. с учетом индекса потребительских цен Нижегородской области и ранее выплаченных сумм.
Поскольку Военный комиссариат города Солнечногорска Московской области на момент рассмотрения спора не является юридическим лицом и не может быть ответчиком в суде, заявленные требований в указанной части не могут быть удовлетворены.
С учетом положений ст. 56 Законом РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 и места жительства истца в г. Солнечногорске, оснований для возложения обязанности произвести перерасчет пенсии на Военный комиссариат Нижегородской области не имеется.
Требования, предъявленные к Министерству обороны РФ, осуществляющему свою деятельность, в том числе, через территориальные органы (военные комиссариаты) и привлеченному, в указанной связи, к участию в деле в качестве третьего лица, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Блинова Валерия Ивановича удовлетворить частично.
Признать за Блиновым Валерием Ивановичем право на пенсию за выслугу лет с 6 октября 2003г. по 1 марта 2004г.
Возложить на ФКУ «Военный комиссариат Московской области» обязанность произвести перерасчет пенсии за период с 6 октября 2003г. по 1 марта 2004г. и выплатить образовавшуюся задолженность с учетом индекса потребительских цен Нижегородской области и ранее выплаченных сумм.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 21 июня 2022г.
Судья Нистратова Т.М.