Дело № 2-2026/2021 УИД 13RS0025-01-2021-003776-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск 18 ноября 2021 г.
Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Мамаевой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Рыженковой Л.И.,
с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия Лапшиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Саранск к Семеновой Ирине Витальевне о временном выселении собственника жилого помещения многоквартирного дома в помещение маневренного фонда,
установил:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к Семеновой И.В. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением помещения маневренного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, вместо аварийного, обратив решение к немедленному исполнению.
В обоснование требований указано, что ответчик является собственником жилого помещения площадью 54,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 г. №753 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Учитывая, что в настоящее время существует риск обрушения несущих конструкций вышеуказанного многоквартирного жилого дома, необходимо заблаговременное проведение комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей, проживающих в жилых помещениях указанного дома. Временное переселение ответчика в помещение маневренного фонда не свидетельствует о произвольном лишении его жилища, а вызвано необходимостью обеспечения безопасности ответчика в настоящее время, при этом права собственности на квартиру ответчики не лишаются. Поскольку согласие от ответчика на переселение в помещение маневренного фонда не получено, Администрация городского округа Саранск вынуждена обратиться с иском в суд.
В судебное заседание представитель истца – Администрации городского округа Саранск Мельник А.П. не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, поддерживая исковые требования в полном объеме, которые просила удовлетворить.
В судебное заседание ответчик Семенова И.В. в судебное заседание не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования Администрации го Саранск она не признает.
В судебное заседание представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации Октябрьского района городского округа Саранск не явился, извещен надлежаще и своевременно.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Лапшиной О.Г., полагавшей исковые требования Администрации городского округа Саранск неподлежащими удовлетворению, оценив в совокупности представленные доказательства и рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
Пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Гарантии реализации прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, закреплены в части 10 статьи 32 ЖК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Семенова И.В. на основании договора дарения квартиры в общежитии от 08.10.2014 является собственником жилого помещения, общей площадью 54,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.14).
В спорном жилом помещении с 05.02.2016 зарегистрированы Семенова И.В. и С1., с 07.10.2015 С2. (л.д.10).
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 г. N753 на основании заключения межведомственной комиссии от 21 февраля 2018 г. N2 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.6-8,9).
В соответствии с Методическими рекомендациями по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утвержденными Приказом Госстроя Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 8, под аварийным состоянием здания следует понимать состояние здания, при котором его дальнейшая эксплуатация должна быть незамедлительно прекращена из-за невозможности обеспечения безопасного пребывания в нем людей.
В связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, а также в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью Администрация городского округа Саранск предложила для временного проживания жилое помещение общей площадью 12,1 кв.м.- маневренного жилищного фонда, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.12).
При этом предложение о выкупе жилого помещения в адрес ответчика не направлялось, в представленных материалах указанная информация отсутствует.
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г. (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г.) на вопрос №2 указано, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
Исходя из приведенных правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, действующим законодательством предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим реконструкции.
Выселение собственника из принадлежащего ему жилого помещения без соблюдения данного порядка влечет за собой нарушение его конституционного права, закрепленного в статье 35 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Однако отношения между органом местного самоуправления и собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и непригодными для проживания в установленном порядке, прямо урегулированы законом.
Так, в силу части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Невыполнение обязанностей, которые предусмотрены законом, не предоставляет органу местного самоуправления право предъявлять требования, которые законом не предусмотрены.
Следовательно, при разрешении данного спора не могут быть применены по аналогии положения статьи 88 ЖК РФ, поскольку имеется норма, прямо регулирующая спорные правоотношения (часть 10 статьи 32 ЖК РФ). Применительно к данным отношениям спорное жилое помещение либо подлежит изъятию путем выкупа, либо путем предоставления собственнику другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
По тем же основаниям является несостоятельным указание в исковом заявление о применении к спорным отношениям по аналогии положений статьи 95 ЖК РФ.
Ссылка в исковом заявлении на наличие угрозы жизни и здоровья при реализации жилищных прав не может быть принята во внимание, т.к. доказательств проживания ответчиков в спорном помещении не представлено.
Исходя из положений приведенных норм права, с учетом установленных по делу обстоятельств и ввиду отсутствия согласия собственника Семеновой И.В. на выселение в предоставляемое помещение маневренного фонда, исковые требования администрации городского округа Саранск подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Администрации городского округа Саранск к Семеновой Ирине Витальевне о временном выселении собственника жилого помещения многоквартирного дома в помещение маневренного фонда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Судья Октябрьского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Мамаева Е.С.
Мотивированное решение составлено 19 ноября 2021 г.
Судья Мамаева Е.С.