Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
15 февраля 2023г. Коломенский городской суд <адрес> в составе: судьи Коротковой М.Е., при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием прокурора ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного автономного учреждения «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО3, ФИО2 о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении, взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Коломенский городской суд <адрес> с иском к ФИО3, ФИО2 о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении, взыскании убытков.
В обоснование иска указывает на то, что военнослужащему ФИО3 на состав семьи три человека: ФИО6, жена ФИО2, сын ФИО7 на основании ордера № от 04.12.1998г., выданного <адрес> КЭЧ района Министерства обороны, в связи с осуществлением трудовых обязанностей (военной службы) предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>-1, <адрес>.
ФИО6, ФИО2, ФИО7 были зарегистрированы в спорном жилом помещении 15.01.1999г.
Приказом командира войсковой части № от 14.12.2007г. № майор ФИО3 уволен в из рядов Вооруженных сил Российской Федерации с зачислением в запас по состоянию здоровья (п.п. б п. 3 ст. 51 Федерального закона) и приказом командира войсковой части 17204 от 07.04.2008г. № исключен из списков личного состава войсковой части и снят со всех видов обеспечения, в том числе квартирного.
По договору социального найма ФИО3 и членам его семьи было предоставлено жилое помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>, кор. 2, <адрес>.
Жилое помещение по адресу: <адрес>-1, <адрес> подлежало сдаче в уполномоченный орган в порядке, установленном Приказом Министерства обороны Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о выдаче, учета и хранении справок о сдаче жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ №.
В адрес ФИО3 направлялись неоднократные уведомления об освобождении служебного жилого помещения.
ФИО3 и члены его семьи спорное жилое помещение не сдали, с регистрационного учета не снялись, документы, подтверждающие фактическое освобождение квартиры: по адресу: <адрес>-1, <адрес>, либо, подтверждающие право для проживания в спорном жилом помещении, не представили, проживают по указанному адресу без законных на то оснований.
Отказ ответчиков от исполнения обязательства об освобождении жилого помещения - <адрес> препятствует реализации иными действующими военнослужащими права в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на обеспечение служебным жилым помещением.
Истец просит признать ФИО3, ФИО2 прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> -1, <адрес>.
Выселить ФИО3, ФИО2 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> -1, <адрес>.
Указать, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия ФИО3, ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <адрес> -1, <адрес>.
Взыскать с ФИО3 в пользу Министерства обороны Российской Федерации денежные средства в размере 900 103 руб. 64 коп.за незаконное использование в период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г. чужого имущества – служебного жилого помещения по адресу: <адрес> -1, <адрес>.
Истец ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не направило представителя, направив в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 10).
Ответчики ФИО3, ФИО2 с иском не согласны.
Суд, проверив материалы дела, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч.ч. 1, 3, 4 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. №76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
По правилам абз. 13 п. 1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из п.23 Правил регистрация и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №, военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Судом установлено, что военнослужащему ФИО3 на состав семьи три человека: ФИО6, жена ФИО2, сын ФИО7 на основании ордера № от 04.12.1998г., выданного Тимоновской КЭЧ района Министерства обороны, в связи с осуществлением трудовых обязанностей (военной службы) предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>-1, <адрес> (л.д.24).
ФИО6, ФИО2, ФИО7 были зарегистрированы по месту прохождения военной службы ФИО3 в предоставленном служебном жилом помещении по адресу <адрес>-1, <адрес>, 15.01.1999г., что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 28).
14.08.2007г. ФИО3 подан рапорт об увольнении с военной службы, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства в <адрес>.
Решением жилищной комиссии войсковой части 17204 от 22.08.2007г. ФИО3 было отказано в признании нуждающимся в получении жилого помещения за пределами закрытого военного городка в связи с отсутствием оснований.
В 2007 году ФИО3 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части 17204, связанных с отказом в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства.
28.11.20007г. состоялось решение 94 гарнизонного военного суда, в соответствии с которым суд обязал командира и жилищную комиссию войсковой части 17204 отменить решение жилищной комиссии войсковой части 17204 (протокол №) от 22.08.20007г. в части отказа в признании ФИО3 нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства. Суд признал ФИО3 и его членов семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства в <адрес> и обязал предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по избранному месту жительства в <адрес>, до исключения из списков личного состава (люд.111-113).
Кассационным определением №-кн 3 окружного военного суда от 20.02.2008г. решение 94 гарнизонного военного суда от 28.11.2007г. изменено. В части требований о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства ФИО3 отказано (л.д.115-119).
Приказом командира войсковой части 03366 от 14.12.2007г. № майор ФИО3 уволен в из рядов Вооруженных сил Российской Федерации с зачислением в запас по состоянию здоровья (п.п. б п. 3 ст. 51 Федерального закона) и приказом командира войсковой части № от 07.04.2008г. № исключен из списков личного состава войсковой части, снят со всех видов обеспечения, в том числе квартирного (л.д. 25, 26).
11.09.2008г. ФИО3 ФИО2, ФИО7 в <адрес> КЭЧ подано заявление с обязательством освободить занимаемую ими жилую площадь в военном городке по адресу: <адрес>-1, <адрес> не позднее двух месяцев со дня приобретения жилого помещения посредством реализации программы «15+15», сдать квартиру в распоряжение Министерства обороны РФ. Заявление удостоверено нотариусом (л.д.120).
20.11.2008г. Командующим Космическими войсками утвержден Список распределения жилых помещений во вновь построенных жилых домах от 19.09.2008г., согласно которого ФИО3 на состав семьи предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ГП-2.
19.01.2009г. на основании Указания начальника службы расквартирования и обустройства МО РФ за № от 25.04.2007г., а также приказа МО РФ от 15.02.200г. № между Тимоновской КЭЧ и ФИО3 заключен Договор № с условиями краткосрочного найма жилого помещения, по условиям которого ФИО3 в срочное возмездное пользование предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>-1, <адрес>. Срок срочного возмездного пользования жилым помещением установлен с даты заключения настоящего договора до оформления на жилое помещение, являющееся предметом настоящего договора, договора служебного найма на условиях и в порядке, установленных законодательством РФ, после регистраци на него права собственности РФ и оперативного управления Минобороны России (л.д.123-124).
30.07.209г. на основания Указания начальника 159 управления (жилищного обеспечения) ГлавКЭУ МОРФ № от 23.06.2009г. между Болшевской ВЭЧ и ФИО3 заключен Договор с условиями краткосрочного найма жилого помещения №, по условиям которого ФИО3 в срочное возмездное пользование передано жилое помещение по адресу: <адрес>. Срок срочного возмездного пользования жилым помещением установлен с даты заключения настоящего договора до оформления на жилое помещение, являющееся предметом настоящего договора, договора служебного найма на условиях и в порядке, установленных законодательством РФ, после регистраци на него права собственности РФ и оперативного управления Минобороны России (л.д.125-127).
05.12.2014г. ФИО7 был снят с регистрационного учета с адреса: <адрес>-1, <адрес>, и зарегистрирован по адресу: <адрес>.
ФИО3 и ФИО2 не сняли регистрацию и остаются зарегистрированными в спорном жилом помещении по настоящее время.
В связи с предоставлением ФИО3 жилого помещения по адресу: <адрес>, ФИО3 решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации №Р-14073/2019 от 16.12.2019г. ФИО3 и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилом помещении.
ФИО3 обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, обязании заключить договор социального найма.
Решением Пушкинского городского суда <адрес> от 20.07.2021г. исковые требования ФИО3 удовлетворены частично. Решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации №Р-14073/2019 от 16.12.2019г. о снятии ФИО3 и членов его семьи с учета нуждающихся в жилом помещении признано незаконным. Суд обязал Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации восстановить ФИО3 и членов его семьи на учете нуждающихся в жилом помещении. В требованиях об обязании Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации заключить договор социального найма жилого помещения отказано (л.д.136-138).
В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации № от 19.12.2020г. «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» определено специализированной организацией Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, в части реализации жилищных прав, в том числе припредоставлении жилых помещений и проживания в жилищном фонде.
Вышеуказанное спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом.
В соответствии со ст.92 ЖК РФ к жилым помещениямспециализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
Согласно ст. 99 ЖК РФспециализированные жилые помещенияпредоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Договор найма служебного жилого помещенияв силу ст.104 ЖК РФзаключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФслужебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФв случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещенийграждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежатвыселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Поскольку ФИО3 был уволен из рядов Вооруженных сил Российской Федерации с зачислением в запас, исключен из списков личного состава войсковой части и снят со всех видов обеспечения, в том числе квартирного, следовательно, ФИО3 перестал быть военнослужащим войсковой части <адрес>.
Жилое помещение по адресу: <адрес>-1, <адрес> подлежало сдаче в уполномоченный орган в установленном Приказом Министерства обороны Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о выдаче, учета и хранении справок о сдаче жилых помещений» от ДД.ММ.ГГГГ № порядке.
В адрес ФИО3 направлялись уведомления о необходимости предоставления документов, подтверждающих право его проживания и членов его семьи в жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 22, 23). До настоящего времени требование осталось без ответа.
Отказ ответчиков от исполнения обязательства об освобождении жилого помещения <адрес> и снятии с регистрационного учета препятствует реализации иными действующими военнослужащими права в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на обеспечение служебным жилым помещением.
В силу ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Частью 1 ст. 35 ЖК РФ предусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Таким образом, имеются основания для прекращения ответчиков права пользования спорным жилым помещением, их выселения и снятия с регистрационного учета.
Суд признает ФИО3, ФИО2прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> -1, <адрес>.
ФИО3, ФИО2подлежат выселению из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> -1, <адрес>.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия ФИО3, ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <адрес> -1, <адрес>.
Доводы ответчиков о том, что до того момента, пока не будет заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес> за ними сохраняется право пользования спорным жилым помещением, не принимаются судом.
ФИО3 как лицу, уволенному из Вооруженных Сил РФ и имеющему право на обеспечение жилым помещения после увольнения, было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Таким образом, в настоящее время ФИО3 и члены его семьи обеспечены жилым помещением, и спора по данному вопросу не имеется.
Спорное жилое помещение по адресу: <адрес> является служебным и предназначено для проживания военнослужащих, состоящих в рядах Вооруженных Сил РФ, и их семей. ФИО3 уволен из Вооруженных Сил РФ.
У ФИО3 имеется спор по вопросу заключения договора социального найма в отношении предоставленного ему жилого помещения в <адрес>. Договор социального найма не заключен в связи с тем, что Министерство обороны не оформило право собственности в отношении данного жилого помещения, что нашло отражение в решении <адрес> городского суда <адрес> от 20.07.2021г. При этом, суд указал, что процедура заключения договора социального найма является отдельным этапом и предусматривает выполнением мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
Рассматривая требования истца о взыскании с ФИО3 в пользу Министерства обороны Российской Федерации денежных средств в размере 900 103 руб. 64 коп.за незаконное использование в период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г. чужого имущества – служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 12 ГК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Заявляя вышеуказанные требования, истец ссылается на ст.15 ГК РФ, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требоватьполноговозмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Указывает, что Министерство обороны Российской Федерации понесло убытки, связанные с невозможностью пользования этим служебным жилым помещением военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в городе Москве, и вынужденной необходимостью оплачивать им компенсации за наем (поднаем) жилых помещений эти военнослужащим за счет средств федерального бюджета, которые могли бы быть заселены в указанное жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом, в нарушении ст.56 ГПК РФ истцом не представлены суду доказательства в подтверждении своих доводов о несении этих убытков в связи с не освобождением ответчиком спорного жилого помещения, а именно: доказательства того, что спорное жилое помещение было предоставлено иному лицу и это лицо не смогло вселиться в это жилое помещение из-за действий ответчика; доказательства в подтверждении отсутствия в военном городке Коломна-1 иных свободных служебных жилых помещений; доказательства стоимости найма жилого помещения в военном городке Коломна-1; доказательства в подтверждении выплаты военнослужащему, которому могло быть представлено спорное жилое помещение, денежных средств за поднаем.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ФИО8, ФИО2 пользу Министерства обороны Российской Федерации денежных средств в размере 900 103 руб. 64 коп.за незаконное использование в период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г. чужого имущества – служебного жилого помещения по адресу: <адрес> -1, <адрес>, (недоказанности), в связи с чем отказывает истцу в удовлетворении в части данных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Федерального государственного автономного учреждения «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, ИНН №, удовлетворить.
Признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, паспорт №, прекратившим право пользования жилым помещением – <адрес>.
Выселить ФИО3, ФИО2 из <адрес>.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия ФИО3, ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В остальной части иска о взыскании 900 103 руб. 64 коп.за незаконное пользование жилым помещением Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: М.Е. Короткова