Дело № 5-21/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 ноября 2022 года с. Курья
Судья Курьинского районного суда Алтайского края Шапошникова Е.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Богдановой Натальи Анатольевны ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, работает парикмахером,
УСТАНОВИЛ:
18.08.2022 УУП ГУУП и ПДН ПП по Курьинскому району МО МВД России «Краснощековский» Лобановым П.М. составлен протокол об административном правонарушении № №, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 00 мин. в ходе деятельности, осуществляемой ИП Богдановой Н.А. в парикмахерской, расположенной по адресу: <адрес>, образуются твердые коммунальные отходы (код ФККО 7 31 000 00 00 0), при этом собственником твердых коммунальных отходов ИП Богдановой Н.А. не заключен договор с региональным оператором - ООО «ВторГеоРесурс» по обращению с твердыми коммунальными отходами, чем допустила нарушение требований ч.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 8 (17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», ч.1, ч.3 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Действия ИП Богдановой Н.А. квалифицированы по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Богданова Н.А. вину признала, обстоятельства указанные в протоколе об административном правонарушении не оспаривает, однако считает, что правонарушение может быть прекращено в силу малозначительности, поскольку она не засоряет окружающую среду, весь мусор, который скапливается в ходе её деятельности она утилизирует лично в мешок, а затем уносит в контейнер, который находится рядом с её домом. Договор с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключала, помещение арендует на основании договора аренды, рядом со зданием имеются контейнеры под мусор. Считает, что при составлении на неё материала об административном правонарушении должностным лицом допущены нарушения. Так осмотр помещения 19.07.2022 фактически не проводился, понятые отсутствовали, подписи в протоколе её не имеется, кроме того, в протоколе осмотра, составленного УУП ПП по Курьинскому району Н.П. Тедешвили указан в качестве понятого Кожухов А.В., который является ей родственником и не мог участвовать в осмотре, в протоколе имеются исправления во времени, которое не соответствует времени указанному в рапорте, в объяснении на её имя также имеются исправления в отчестве. Примерно 19.07.2022г. в 16 часов в парикмахерскую пришли двое сотрудников полиции, одна из них была девушка, фамилию не знает, вторым был Попов, сфотографировали на мобильный телефон и ушли. ИП не является.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Кожухов А.В. суду пояснил, что является племянником Богдановой Н.А., она его родная тетя. Ни в каком осмотре помещения в качестве понятого с участием Богдановой Н.А. он не участвовал, если бы сотрудники полиции ему предложили быть понятым, он бы отказался, сообщив, что является близким родственником. При обозрении протокола осмотра помещения, сообщил, что подписи понятого не его, он в документе не расписывался. При обозрении с подписью в паспорте Кожухова А.В. при визуальном осмотре имелись существенные расхождения.
Изучив представленные материалы, выслушав свидетеля Кожухова А.В., Богданову Н.А., судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкции части 1 ст.8.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 (далее - Правила обращения с отходами), потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
Из исследованных судом доказательств, следует, что в парикмахерской, расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на 19.07.2022 в результате деятельности осуществляемой Богдановой Н.А. образуются твердые коммунальные отходы.
Предложение регионального оператора ООО «ВторГеоРесурс» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано в газете «Алтайская правда» 25.12.2018.
В нарушение ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 8 (17) Правил обращения с отходами по состоянию на 19.07.2022 Богданова Н.А. не заключила с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Факт совершения Богдановой Н.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № № от 18.08.2022 (л.д. 1);
- рапортом УУП ГУУП и ПДН ПП по <адрес> МО МВД России «Краснощековский» Н.П. Тедешвили от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено, что в парикмахерской ИП «Богданова» расположенной по адресу: <адрес>, образуются твердые отходы (мусор), которые утилизируются лично Богдановой Н.А. Договор с компанией ВторГеоРесурс не заключен (л.д. 9);
- объяснениями Богдановой Н.А. (л.д. 5);
- ответом ООО «ВторГеоРесурс» от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, из которого следует, что по состоянию на 19.07.2022 между ООО «ВторГеоРесурс» и Богдановой Н.А., по адресу: <адрес>, договор на оказание услуг по обращению с ТКО в письменном виде не заключен, заявка на заключение договора от указанного лица в адрес ООО «ВторГеоРесурс» не поступала (л.д. 18);
- договором аренды нежилого помещения от 01 января 2021 года, согласно которого арендодатель Потребительский кооператив «Общепит» в лице председателя Ханиной Г.А. предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью № кв.м., находящееся по адресу <адрес>. Помещение используется арендатором в целях размещения парикмахерской.
Вместе с тем, судья считает недопустимым доказательством по делу протокол осмотра помещений, территорий от 19.07.2022г.
В силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч.3).
Согласно ч.2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Частью 4 ст.27.8 КоАП РФ закреплено, что об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (ч.5).
Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю (ч.6).
В ходе рассмотрения дела установлено, что 19.07.2022 УУП ПП по Курьинскому району Тедешвили Н.П. в порядке ст.27.8 КоАП РФ произведен осмотр используемых ИП для осуществления предпринимательской деятельности помещений и территорий.
При этом, в нарушение ч.2 ст.27.8 КоАП РФ при проведении осмотра понятые не участвовали, видеозапись не применялась, что следует из показаний свидетеля Кожухова А.В., в протоколе отсутствует подпись Богдановой Н.А., тем самым нарушены требования ч.2 ст.27.8 КоАП РФ.
Таким образом, осмотр помещения 19.07.2022 выполнен с нарушением ст.27.8 КоАП РФ, следовательно, протокол осмотра от 19.07.2022 и фототаблица является недопустимым доказательством.
Кроме того, судьей установлено, что Богданова Н.А. согласно Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с 05.11.2008г. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, оценив в совокупности представленные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств, судья приходит к выводу о наличии в действиях гражданки Богдановой Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
При назначении административного наказания Богдановой Н.А. судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность, имущественное положение Богдановой Н.А., обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Богдановой Н.А., судья признает признание вины, раскаяние в содеянном, совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.
Принимая во внимание данные обстоятельства, характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, наличие смягчающего обстоятельства, совершение правонарушения Богдановой Н.А. впервые, финансовое положение привлекаемого к ответственности лица, судья приходит к выводу о том, что для достижения целей административного наказания Богдановой Н.А. возможно назначить наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи. Данный вид наказания будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Доводы Богдановой Н.А. о замене штрафа на предупреждение, суд считает не состоятельными по следующим основаниям.
С учетом формулировки части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Богдановой Н.А, административное правонарушение совершено впервые.
Вместе с тем, исходя из характера совершенного правонарушения, умышленное несоблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в связи с чем замена административного штрафа предупреждением по настоящему делу исключена.
Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Богданову Н.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две) тысячи рублей.
Оплату административного штрафа произвести на счет получателя: ОП по <адрес> на р/сч. 03№, ИНН:№, КПП: №, банк получателя Отделение Барнаул банка России//УФК по <адрес>, КБК:№, БИК №, ОКТМО: №, УИН: 18№.
Квитанцию об уплате штрафа представить судье, вынесшей постановление.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
На постановление может быть подана жалоба в Алтайский краевой суд через Курьинский районный суд Алтайского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Е.А. Шапошникова