Дело № 2-68/2021
УИД 43RS0041-01-2021-000099-29
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ24 мая 2021 года пгт. Ленинское
Шабалинский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Олина П.В.
при секретаре Глушковой Ю.С.
с участием прокурора Червоткиной Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шабалинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Новотроицкое сельское поселение» Шабалинского района Кировской области о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Прокурор Шабалинского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Новотроицкое сельское поселение» Шабалинского района Кировской области о возложении обязанности совершить действия, направленные на постановку на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, на постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества, по тем основаниям, что на территории муниципального образования «Новотроицкое сельское поселение» Шабалинского района Кировской области имеются пожарные водоемы, которые находятся в неисправном состоянии, а именно пожарный водоем № 38, расположенный возле ШМОКУ СОШ с. Новотроицкое, закрытый пожарный водоем № 43, расположенный возле здания Дома культуры с. Соловецкое. Указанные пожарные водоемы не имеют собственника, являются неисправными.
Просит обязать администрацию Новотроицкого сельского поселения Шабалинского района Кировской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества: пожарного водоема №38, расположенного в с.Новотроицкое Шабалинского района и закрытого пожарного водоема №43, расположенного в с.Соловецкое Шабалинского района Кировской области, а также обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества: пожарного водоема №38, расположенного в с.Новотроицкое Шабалинского района и закрытого пожарного водоема №43, расположенного в с. Соловецкое Шабалинского района Кировской области.
В судебном заседании помощник прокурора Шабалинского района Кировской области Червоткина Л.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель муниципального образования «Новотроицкое сельское поселение» Шабалинского района Кировской области в судебном заседании не присутствует, просила рассмотреть дело без ее участия, возражений относительно исковых требований не предоставила.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Управление Россерестра по Кировской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора Шабалинского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст.4 ч.1 п.п.1-2 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.63 п.2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п.55 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Пункт 9.11 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178) (ред. от 09.12.2010) предусматривает, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
В соответствии с информацией начальника 58 ПСЧ 6 ПСО ФПС Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Кировской области Чертищева Е.А. на территории муниципального образования «Новотроицкое сельское поселение» Шабалинского района имеются пожарные водоемы, которые находятся в неисправном состоянии.
В частности пожарный водоем №38, расположенный возле ШМОКУ СОШ с. Новотроицкое не держит воду (нарушена гидроизоляция). Аналогичные нарушения имеют место при содержании закрытого пожарного водоема №43, расположенного возле здания Дома культуры с.Соловецкое (Шабалинское муниципальное казенное учреждение культуры «РДК»).
В соответствии с материалами дела указанные пожарные водоемы не имеют собственника, какие-либо мер к устранению повреждений данных пожарных водоемов не принимаются.
Статьей 130 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе и сооружения. Таким образом, пожарные водоемы №38 и №43 как обособленные водные объекты являются недвижимым имуществом, поскольку прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно.
Собственниками могут быть Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, физическое и юридическое лицо не зависимо от организационно правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения сооружением. (ст.ст. 213-215 ГК РФ).
В силу ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Частью 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии со ст. 7 указанного закона реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) входит в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно информации Управления Росреестра по Кировской области сведения о пожарном водоеме № 38 (с. Новотроицкое), закрытом пожарном водоеме № 43 (с. Соловецкое) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В силу пункта 3 Порядка в случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учет такого объекта недвижимости имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законом.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете Новотроицкого сельского поселения денежных средств на обеспечение первичных мер пожарной безопасности не освобождает органы местного самоуправления поселения от решения вопросов местного значения, отнесенных ких компетенции.
Вследствие отсутствия собственника объектов (пожарных водоемов), который следит за их техническим состоянием, не финансирования указанных работ, не обеспечено содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности, расположенных в с. Новотроицкое и с. Соловецкое Шабалинского района, что влечет их дальнейшее разрушение.
Кроме этого, неисправность пожарных водоемов, расположенных в непосредственной близости от общественных зданий (общеобразовательной школы в с.Новотроицкое и здания Дома культуры в с. Соловецкое), создает реальную угрозу безопасности неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара, не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, что обуславливает право прокурора в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратиться с данным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского Кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского Кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В связи с изложенным исковые требования прокурора Шабалинского района Кировской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Шабалинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Новотроицкое сельское поселение Шабалинского района Кировской области» удовлетворить.
Обязать администрацию Новотроицкого сельского поселения Шабалинского района Кировской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества: пожарного водоема № 38, расположенного в с. Новотроицкое Шабалинского района и закрытого пожарного водоема № 43, расположенного в с. Соловецкое Шабалинского района Кировской области.
Обязать администрацию Новотроицкого сельского поселения Шабалинского района Кировской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества: пожарного водоема №38, расположенного в с. Новотроицкое Шабалинского района и закрытого пожарного водоема №43, расположенного в с. Соловецкое Шабалинского района Кировской области,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Шабалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31 мая 2021 года.
С у д ь я : П.В. Олин