Дело 2-222/2021
УИД 61RS0013-01-2021-000095-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2021 года г. Гуково Ростовской области
Гуковский городской суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Козинцевой И.Е.
при секретаре Матвиевской Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Ростовской области к Курносову М.С., ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования; взыскании неправомерно полученной суммы выплат,
установил:
истец обратился с указанным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что Курносовым М.С. в УПФР г. Гуково была представлена справка серии №, выданная Бюро №30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которой Курносову М.С. повторно с 01.04.2017 установлена вторая группа инвалидности бессрочно, по категории общее заболевание. В связи с чем Курносову М.С. с 01.04.2017 была назначена страховая пенсия и с 04.04.2016 - ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Решениями УПФР в г. Гуково выплаты Курносову М.С. пенсии по инвалидности и ЕДВ прекращены с 01.01.2018. За период по 01.04.2017 по 01.01.2018 Курносовым М.С. получены пенсионные выплаты на общую сумму 225 927,24 руб. Истец полагает, что указанные выплаты получены Курносовым М.С. без законных оснований. На основании изложенного истец просит признать недействительными с момента выдачи: справку и выписку Бюро №30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии №, выданную Бюро №30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которой Курносову М.С. с 01.04.2017 установлена вторая группа инвалидности бессрочно, по категории общее заболевание; взыскать с Курносова М.С. неправомерно полученные денежные выплаты в размере 225 927,24 руб.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело в отношении истца рассмотрено в порядке части 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации.
Представитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Дело в отношении данного ответчика рассмотрено в порядке части 4 статьи 167 ГПК Российской Федерации.
Ответчик Курносов М.С. в судебном заседании исковые требования не признал, представил медицинские документы и отзыв, согласно которому при проведении медикаментозного лечения положительные результаты у него отсутствовали, поэтому 10 марта 2016 г. МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково ему было впервые выдано направление № на медико-социальную экспертизу. Он был освидетельствован в Бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» 31 марта 2016 г. Решением Бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России впервые признан инвалидом сроком на один год. По результатам освидетельствования выдана справка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида.22 марта 2017 г. МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково ему повторно было выдано направление № на медико-социальную экспертизу. 01 апреля 2017 г. он повторно освидетельствован в Бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». Решением Бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России признан инвалидом бессрочно. По результатам освидетельствования выдана справка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида.Считает, что не допускал никаких нарушений порядка прохождения МСЭ, злоупотребления в его действиях отсутствуют, в связи с чем предъявленные истцом требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Выслушав явившееся в судебное заседание лицо, изучив и оценив в порядке статьи 67 ГПК Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждается представленными по делу доказательствами, что согласно справке Бюро №30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии №, выданной Бюро №30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», Курносову М.С. повторно с 01.04.2017 была установлена вторая группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - общее заболевание.
Согласно сведениям, представленным истцом, Курносов М.С. получал пенсионные выплаты по инвалидности по 01.01.2018.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.
Согласно п. 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
В соответствии с подпунктом в) пункта 24 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 N 295н и действовавшего в период установления ответчику инвалидности, документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, являются: в частности, направление на медико-социальную экспертизу, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 77, с изменениями, внесенными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 853н, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения, форма которого утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 874 с изменениями, внесенными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 852н, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Направление на медико-социальную экспертизу может быть представлено заявителем в виде бумажного или электронного документа.
Бумажный документ представляется лично или направляется почтовой связью.
Пунктом 6 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выдача индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Решение бюро (главного бюро, Федерального бюро) об установлении инвалидности (определении степени утраты профессиональной трудоспособности, установлении причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего инвалида) (далее - решение) принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов медико-социальной экспертизы, в сроки, не превышающие 30 календарных дней с даты подачи получателем государственной услуги (его законным представителем) заявления о проведении медико-социальной экспертизы.
Решение объявляется получателю государственной услуги, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), непосредственно после его принятия в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункт 50 Административного регламента).
Выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, форма которой утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2010 г. N 1031н, специалисты бюро направляют в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение получателя государственной услуги (пункт 64 Административного регламента).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.
Согласно п. 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств:длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы;проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности;направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утверждённых Приказом Минтруда России от 17.12.2015 №1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.11 Классификаций и критериев).
Таким образом, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопреки указанной процессуальной норме стороной истца в материалы дела не представлено отвечающих критериям относимости и допустимости достоверных доказательств, свидетельствующих о недействительности выданной Курносову М.С. оспариваемой справки об инвалидности.
Не представлено истцом суду и доказательств нарушения установленной законом процедуры проведения медико-социальной экспертизы в отношении Курносова М.С.
Напротив, в материалы дела представлены доказательства надлежащего проведения МСЭ в отношении Курносова М.С.
Из представленных в материалы дела копий медицинских документов следует, что Курносову М.С., в связи с имеющимися у него заболеваниями, установлен клинический диагноз: «остеохондроз грудо-поясничного отделов позвоночника с гидромиелией грудного уровня, непрерывно рецидивирующее течение. Тазовые нарушения. Нарушение функции ходьбы». В амбулаторной карте Курносова М.С. последовательно сделаны записи о направлении его ежегодно на МСЭ, начиная с 2016 года. В связи с имеющимися у Курносова М.С. заболеваниями, он находился на стационарном лечении по профилю своего основного заболевания. 24.03.2016 Курносов М.С. впервые прошел медико-социальную экспертизу, по результатам которой ответчику установлена 2 группа инвалидности на один год, то есть до 01.04.2017, причина инвалидности - общее заболевание. Повторное направление ответчика на МСЭ оформлено надлежащим образом. 01.04.2017 Курносову М.С. установлена вторая группа инвалидности бессрочно.
Согласно ответу и.о. главного врача МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково И.Н.., Курносов М.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направлялся на МСЭ, первично 10.03.2016 (№), повторное направление на МСЭ выдано 22.03.2017 (№).
У ответчика имеется и представлен в судебное заседание Обратный талон ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы №30 за 2016 год, выдаваемый федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и выданные Курносову М.С. по результатам проведенной в отношении ответчика судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, ответчиком представлены все необходимые медицинские документы, подтверждающие факт соблюдения Курносовым М.С. установленные законом процедуры и порядка прохождения им судебно-медицинской экспертизы в 2016 г. и в 2017 году.
При этом суд приходит к выводу, что результаты медико-социальной экспертизы в порядке контроля, проведенной Курносову М.С. в декабре 2017 года, не свидетельствуют об отсутствии предусмотренных законом оснований для установления Курносову М.С. 2 группы инвалидности при проведении МСЭ 01 апреля 2017 г.
Из поступивших по запросам суда ответов от мировых судей Гуковского судебного района Ростовской области и из Отдела МВД России по г. Гуково следует, что в отношении Курносова М.С. уголовное преследование за незаконное получение социальных выплат не осуществлялось.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что по представленным в материалы дела доказательствам не имеется оснований для удовлетворения требований истца о признании недействительными с момента выдачи справки серии №, выданной Бюро №30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Курносову М.С. с 01 апреля 2017 г. об установлении второй группы инвалидности бессрочно, причина инвалидности - общее заболевание.
Поскольку выплаты по инвалидности Курносову М.С. в спорный период с 04 апреля 2016 г. по 01.01.2018 производились на законных основаниях, суд находит не подлежащими удовлетворению и требования истца о взыскании с Курносова М.С. полученных денежных средств в размере 225 927 руб.24 коп.
Самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований истца в части взыскания денежных средств являются следующие установленные по делу обстоятельства.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Вопреки положениям статьи 56 ГПК Российской Федерации стороной истца в материалы дела не представлено доказательств наличия в действиях Курносова М.С. признаков недобросовестности или противоправности.
Напротив, из материалов дела следует, что при получении оспариваемых справок об инвалидности Курносов М.С. действовал добросовестно, противоправности, злоупотреблений правом не допускал, в связи с чем оснований для взыскания с него полученных пенсионных выплат по инвалидности не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении исковых требований Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ростовской области к Курносову М.С., ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Е. Козинцева
Решение в окончательной форме изготовлено 04.03. 2021.