Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1124/2024 (33-14814/2023;) от 12.12.2023

Судья: Меркулова Т.С. № 33-1124/2024 (№ 33 – 14814/2023)

(гр. дело № 2 –4304/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2024 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Навроцкой Н.А.,

судей: Куршевой Н.Г., Соболевой Ж.В.,

при помощнике судьи Галустовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Самары от 05 октября 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1, ФИО2 к АО «Самарагорэнергосбыт» об обязании произвести перерасчет за электроэнергию оставить без удовлетворения»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Навроцкой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к АО «Самарагорэнергосбыт» об обязании произвести перерасчет за электроэнергию, указав, что с 28.06.2022 они являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Студёный Овраг, массив «Лесной», участок , кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный жилой дом оборудован стационарной электроплитой и элетрическим духовым шкафом. Истцы дважды обращались в АО «Самарагорэнергосбыт» с заявлением от 22.11.2022 и №42622 02.12.2022 о применении в расчетах за потребленную электроэнергию тарифа на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками при расчетах за потребленную электроэнергию в принадлежащем им вышеуказанном жилом доме, т.к. для приготовления пищи используется стационарная электрическая плита и электрический духовой шкаф, о чем имеются сведения в техническом паспорте жилого дома. На данные заявления АО «Самарагорэнергосбыт» ответило отказом в письмах №10122 от 28.11.2022 и №11323 от 10.01.2023, ссылаясь на данные технического паспорта, в котором указано, что жилой дом газифицирован, и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 №614 применение тарифа для потребителей электроэнергии с установленной стационарной электрической плитой невозможно. Истцы считают отказ необоснованным, в обоснование своей позиции ссылаются на технический паспорт жилого дома, акт о выполнении работ по технологическому присоединению к электрическим сетям АО «ССК» стационарной электрической плиты и электрического духового шкафа, справку из газоснабжающей организации об отсутствии в жилом доме газовой плиты. На основании изложенного истцы просят суд обязать АО «Самарагорэнергосбыт» принять при расчетах за потребленную электрическую энергию в принадлежащем нам жилом доме тариф на электроэнергию для городского населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными устройствами, а также обязать АО «Самараэнергосбыт» произвести перерасчет за потребленную электрическую энергию в принадлежащем жилом доме с 28.06.2023 по дату вынесения решения судом с применением тарифа на электроэнергию для городского населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В заседании судебной коллегии ФИО1, ФИО2 доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержали, просили удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Представитель АО «Самарагорэнергосбыт» ФИО7 в заседании судебной коллегии считала решение законным и обоснованным

Представитель третьего лица ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» ФИО8 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили.

Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

2. Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.

В силу ч.1 ст.541 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно ч.1 ст.544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч. 3 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике» на розничных рынках государственному регулированию подлежат: цены (тарифы) на электрическую энергию при введении государственного регулирования в чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьей 23.3 настоящего Федерального закона; цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей; цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Согласно п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Дом считается оборудованным стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с утвержденным проектом (при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных технических условий энергоснабжающей организацией, выполненных специализированной организацией, а также приемки электроустановки органами Ростехнадзора) или если произведена реконструкция электрических сетей дома, с внесением соответствующих изменений в техническую документацию жилого дома.

К данной категории относится технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических лиц с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Документом, отражающим все технические характеристики жилого многоквартирного дома, сданного в эксплуатацию, и устанавливающим, в том числе тип плит для пищеприготовления, предусмотренный в доме, является технический паспорт на жилой дом, в который необходимо внести изменения в случае оборудования дома стационарными электрическими плитами.

Самостоятельная установка бытовых электроплит без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента 0,7 при оплате электроэнергии.

Судом установлено, что ФИО1, ФИО2 с 28.06.2022 являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Студёный Овраг, массив «Лесной», участок , что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.06.2022 кадастровый .

Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 04.10.2022 установлено выполнение технических условий, указана точка присоединения- 04 кВ ТП-опора №37, мощностью 15 кВт.

Как следует из материалов дела, истцы ранее дважды обращались в АО «Самарагорэнергосбыт» с заявлением №40808 от 22.11.2022 и №42622 02.12.2022 о применении в расчетах за потребленную электроэнергию тарифа на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками при расчетах за потребленную электроэнергию в принадлежащем им вышеуказанном жилом доме т.к. для приготовления пищи используется стационарная электрическая плита и электрический духовой шкаф, о чем имеются сведения в техническом паспорте жилого дома.

Письмами №10122 от 28.11.2022 и №11323 от 10.01.2023 АО «Самарагорэнергосбыт» ответило отказом, ссылаясь на данные технического паспорта из которого усматривается, что жилой дом газифицирован, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 №614 применение тарифа для потребителей электроэнергии с установленной стационарной электрической плитой невозможно.

В материалах дела имеются технические условия на газоснабжение 65 жилых домов и административного здания на территории базы отдыха «Лесное» в «Студенном овраге» от 23.06.2008, из которых следует что филиал «Самарагаз» ООО «СВГК» разрешает проектирование газоснабжения 65 домов и административного здания на территории базы отдыха «Лесное» в «Студенном овраге», для бытовых услуг, отопления и ГВС, в том числе проектами внутреннего газоснабжения домов решить вопросы вентиляции, дымоудаления, естественного освещения, учета расхода газа, также представлена заявка на заключение договора о техническом обслуживании от ФИО2, договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО «СВГК» и ФИО2, согласие ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на переоформление лицевого счета, заключения договора на техническое обслуживание на ФИО2, строительный паспорт внутридомового газоиспользующего оборудования акт обследования газопроводов и газоиспользующего оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, договор поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ООО «Газпром межрегионгаз Самара» и предыдущим собственником ФИО9 с приложением к Договору, из которого следует, что площадь отапливаемого жилого помещения составляет 293,10 кв.м., договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ с предыдущим собственником ФИО9, копия акта-наряда на первичный пуск газа от ДД.ММ.ГГГГ по спорному адресу, проект газификации жилого дома по адресу: <адрес>, пер.Студеный овраг, массив «Лесной», участок , паспорт объекта, акты обследований от ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь действующими нормами права, изучив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что дом истцов оборудован системой газоснабжения, что также следует из технического паспорта, где в техническом описании здания, расположенного по адресу: <адрес>, тер.Студеный Овраг, <адрес> указано, что здание оборудовано центральным газоснабжением, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований истцов, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность применения пониженных тарифов электроэнергии на оплату в отношении жилого дома, если степень благоустройства многоквартирного или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с нарушением норм права, регулирующих возникшие правоотношения, а доводы апелляционной жалобы истца заслуживают внимания.

Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

Согласно требованиям Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), обязаны применять цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, определяемые в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Указанные положения Основ ценообразования в электроэнергетике не содержат условия, что применение понижающего коэффициента возможно только в жилых домах, в которых отсутствует газоснабжение.

Ссылку ответчика в возражениях на исковое заявление и апелляционную жалобу, а также ссылку суда в оспариваемом решении на пункт 34 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электроэнергии населением», согласно которому основанием для применения социальной нормы потребления электрической энергии является наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения, судебная коллегия находит необоснованной, поскольку в данном случае правоотношения сторон возникли не в связи с применением социальной нормы потребления электрической энергии, а в связи с применением понижающего коэффициента, предусмотренного Основами ценообразования в электроэнергетике.

Кроме того, социальная норма в Самарской области не установлена.

Суд первой инстанции в оспариваемом решении верно указал, что документом, отражающим все технические характеристики объекта недвижимости, является технический паспорт.

При этом, судом не учтено содержание представленного технического паспорта на принадлежащий истцам жилой дом, согласно которому в доме установлена стационарная электрическая плита, сведения о газовой плите отсутствуют.

Порядок технологического присоединения, а также перечень документов, составляемых и подаваемых в сетевую организацию при осуществлении подключения, определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27 декабря 2004.

Из обстоятельств дела следует, что в целях электроснабжения принадлежащего истцам индивидуального жилого дома они обратились в компетентную организацию – АО «ССК» с заявкой на присоединение к одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств.

На основании акта выполнены работы по технологическому присоединению к электрическим сетям АО «ССК» произведено подключение электроэнергии, в том числе стационарной электрической плиты и электрического духового шкафа.

При этом, в доме отсутствует газовая плита, что подтверждается справкой.

Из материалов дела следует, что общая разрешенная мощность энергопринимающих устройств истцов составляет не более 15 кВт.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).

Факт соблюдения прядка технологического подключения электроэнергии истцами ответчиком не оспаривался, как и не оспаривался факт наличия электроплиты и духового шкафа.

Утверждение о том, что истцы в любой момент могут установить газовую плиту и использовать газовое оборудование, у общества отсутствуют механизмы установления данного обстоятельства не может служить основанием к отказу в иске поскольку основано на предположении, доказательств использования газовой плиты не предоставлено, возможность невозможность проведения осмотра допустимыми доказательствами не подтверждены

Довод об аффилированности истца так же не может быть принят во внимание, поскольку не имеет правового значения при указанных обстоятельствах.

Ссылка ответчика на письмо Федеральной антимонопольной службы судебная коллегия полагает несостоятельной, поскольку названное письмо не является нормативным правовым актом и по сути представляет собой необязательное для суда толкование положений законодательства конкретным лицом.

Принимая во внимание, что сведения о наличии электроплиты содержатся в техническом паспорте на жилой дом, в материалы дела представлены документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в предусмотренном законом порядке, выполнение технических условий, с учетом представленной схемы электроснабжения, предусматривающей наличие электроплиты, обстоятельства выдачи которой ответчиком не опровергнуты, каких-либо правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.

В соответствии с представленными документами, изменения в техническую документацию внесены 08.11.2022, доказательств тому, что ранее технический паспорт так же содержал соответствующие денные, техусловия были согласованы и данные внесены в технический паспорт не предоставлено, следовательно, перерасчет за электроэнергию подлежит исчислению со дня заключения указанного договора электроэнергии.

Согласно ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.

При таких обстоятельствах, решение Кировского районного суда г. Самары от 05.10.2023 подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Самары от 05 октября 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать АО «Самараэнергосбыт» принять при расчетах за потребленную электрическую энергию в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, тер.Студеный Овраг, <адрес> тариф на электроэнергию для городского населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками, в соответствии с соответствующими приказами Департамента.

Обязать АО «Самараэнергосбыт» произвести перерасчет потребленной электроэнергии по указанному адресу: <адрес>, тер.Студеный Овраг, <адрес>, исходя из тарифа за электроэнергию для городского населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками, начиная с 08 ноября 2022 года по день вынесения решения суда.

В остальной части исковых требований отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-1124/2024 (33-14814/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Сычев Д.Ю.
Сычева Т.А.
Ответчики
АО Самарагорэнергосбыт
Другие
ООО Газпром межрегионгаз Самара
ООО Средневолжская газовая компания
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
13.12.2023[Гр.] Передача дела судье
25.01.2024[Гр.] Судебное заседание
12.02.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2024[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее