Судья Ооржак А.М. Дело № 12-795/2023 (№ 12-85/2023)
РЕШЕНИЕ
г. Кызыл 24 октября 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Кунгаа Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу П. на определение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 сентября 2023 года об отказе в восстановлении срока на подачу жалобы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица П. ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Хаджиева Ф.А. от 27 января 2023 года № должностное лицо – работник контрактной службы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Перинатальный центр Республики Тыва» П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
10 июля 2023 года П. на постановление должностного лица подана жалоба в Кызылский городской суд Республики Тыва вместе с ходатайством о восстановлении срока его обжалования.
Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 сентября 2023 года ходатайство П. о восстановлении срока обжалования постановления должностного лица отклонено.
Не согласившись с определением судьи, П. подала жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит отменить определение судьи, указывая, что суд отказал ей в восстановлении сроков в связи с тем, что она якобы уклонилась от получения постановления на почте. Вместе с тем, судом не было принято во внимание, что она фактически обращалась в УФАС по РТ с просьбой о предоставлении копии материалов дважды – 2 мая 2023 года и 15 июня 2023 года, затем получила копию постановления 15 июня 2023 года, что подтверждается письмом Тывинского УФАС России. Материалами дела доказано, что изначально она не знала об инкриминируемых ей административных правонарушениях, поскольку они велись в отношении третьего лица. Она не знала о составлении протокола об административном правонарушении, не подписывала его, не ознакомлена с его содержанием и до сих пор не получала его копию, не была извещена о дате и времени вынесения оспариваемого постановления. В ходе судебного разбирательства УФАС сообщило, что направило копию постановления на работу, но на работе она его также не получала, до 20 января находилась на больничном листе, а затем в отпуске. Первоначально поданная ею жалоба сразу на два постановления была возвращена судом, потому считает пропуск срока на обжалование уважительным.
16 октября 2023 года в Верховный Суд Республики Тыва от П. поступило ходатайство об истребовании копии журнала входящей корреспонденции ГБУЗ РТ «Перинатальный центр Республики Тыва» за период с 20 марта 2023 года по 15 июня 2023 года для подтверждения акта неполучения П. копии постановления УФАС по Республике Тыва.
Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 17 октября 2023 года в удовлетворении указанного ходатайства отказано.
В судебном заседании П. жалобу поддержала, просила отменить определение судьи и восстановить срок на обжалование постановления.
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - УФАС по Республике Тыва) Хаджиев Ф.А. просил определение судьи оставить без изменения.
Выслушав участников производства по делу, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Подача жалоб, принесение протестов и пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется по правилам, установленным главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (части 2, 4 статьи 30.3 КоАП РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Согласно материалам дела, 16 ноября 2022 года в отношении должностного лица – работника контрактной службы ГБУЗ РТ «Перинатальный центр Республики Тыва» П. составлен протокол об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, по результатам которого назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 30 ноября 2022 года в 11 часов 30 минут.
Определением руководителя УФАС по Республике Тыва от 30 ноября 2022 года рассмотрение дела отложено на 12 декабря 2022 года в 11 часов 00 минут в связи с отсутствием надлежащего извещения П.
12 декабря 2022 года от П. поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, возбужденного по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, по причине состояния её здоровья и нахождении на больничном листе (л.д. 134), в связи с чем на основании определения руководителя УФАС по Республике Тыва рассмотрение дела отложено на 24 января 2023 года в 11 часов 00 минут.
Частью 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
27 января 2023 года должностным лицом рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении П. и вынесено постановление № (резолютивная часть постановления оглашена 24 января 2023 года), копия постановления должностного лица направлена 30 января 2023 года в адрес привлекаемого лица П. по месту жительства **), а также по месту её работы (ГБУЗ РТ «Перинатальный центр Республики Тыва» **).
Так, согласно почтовому уведомлению почтового отправления № секретарём ГБУЗ РТ «Перинатальный центр Республики Тыва» получена – 2 февраля 2023 года (л.д. 156), а почтовое оправление с почтовым идентификатором № адресатом не получено, конверт вернулся отправителю УФАС по РТ из-за истечения срока хранения (л.д. 157). В названном постановлении порядок и срок его обжалования разъяснены.
Таким образом, из материалов дела следует, что административным органом приняты необходимые меры по направлению П. копии вынесенного в отношении неё постановления, созданы надлежащие условия для реализации указанным лицом права на обжалование.
Постановление руководителя УФАС по Республике Тыва Хаджиева Ф.А. от 27 января 2023 года № вступило в законную силу со дня истечения 10 суток, когда конверт, адресованный П. , 7 марта 2023 года обратно вернулся отправителю – в УФАС по РТ, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно штампу входящей корреспонденции Кызылского городского суда Республики Тыва жалоба на постановление должностного лица подана П. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1), то есть с пропуском предусмотренного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока.
При этом в ходатайстве о восстановлении срока обжалования причины пропуска П. мотивированы тем, что срок обжалования пропущен по уважительной причине ввиду несвоевременного получения копии постановления и с возвращением первоначально поданной её жалобы на два постановления.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 17 июля 2012 года N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьёй, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (Определения от 25 декабря 2008 года N 990-О-О, от 21 апреля 2011 года N 465-О-О, от 21 июня 2011 года N 749ОО, от 29 сентября 2011 года N 1066-О-О и др.).
Уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли лица, имеющего право обжалования, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
Отклоняя ходатайство П. о восстановлении срока обжалования постановления должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, судья городского суда пришёл к выводу об отсутствии доказательств уважительности причин пропуска срока обжалования, поскольку УФАС по РТ направлены копии постановления после вынесения по адресам, имеющимся в материалах дела, а также по её заявлениям.
Судья Кызылского городского суда Республики Тыва правомерно не нашёл оснований для восстановления срока обжалования, поводов не согласиться с его выводами не имеется, они сделаны с учётом совокупности установленных в ходе судебного разбирательства конкретных обстоятельств дела и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не содержится сведений об уважительных причинах пропуска указанного срока и в жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Тыва.
Вопреки доводам жалобы, П. было известно о возбужденном административным органом в отношении неё дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, о чём свидетельствуют получение ею уведомления о составлении протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99-100), ходатайство П. об отложении рассмотрении дела (л.д. 134).
П. , будучи осведомлённой о том, что в отношении неё ведётся производство по делу об административном правонарушении, поступление судебной корреспонденции по адресу места жительства: **, **, не контролировала, с заявлением о перенаправлении корреспонденции по иному адресу на соответствующее почтовое отделение связи не обращалась, письмо с копией постановления было возвращено отправителю по истечении срока хранения.
При этом, как установлено, административным органом уведомления о составлении протокола и о рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, так и копия постановления после вынесения должностным лицом П. направлялись также по месту работы, а адресатом они получены.
Доводы жалобы заявителя о том, что она обращалась в УФАС по РТ дважды за получением копии постановления и получила только 15 июня 2023 года, обоснованно отклонены судьей городского суда, поскольку из ходатайства П. от 26 апреля 2023 года следует, что она просила направить копии постановлений по адресу фактического проживания: ** что также доказывает факт осведомленности о вынесенном в отношении неё оспариваемого постановления УФАС по Республике Тыва (л.д. 158), однако не получила испрашиваемое постановление, высланное по ходатайству П. по почте (л.д. 159-162).
Более того, согласно телефонограмме от 30 мая 2023 года, составленной ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России Оюн С.С., П. была уведомлена о направлении ей копии постановления по делу об административном правонарушении почтовой связью и о том, что их надо забрать в почтовом отделении.
При этом доводы П. о том, что она после этого разговора ходила в почтовое отделение, но там ей сообщили, что для нее нет почтовых отправлений, материалами дела не подтверждаются, доказательств в обоснование указанных доводов не представлено.
Таким образом, уважительные причины пропуска срока обжалования отсутствуют, обстоятельств, объективно препятствующих или исключающих возможность подачи жалобы в установленный законом срок, не имелось. Пропуск срока обжалования связан с действиями самой П. , не обеспечившей получение почтовой корреспонденции, последствия чего в полном объеме возлагаются на неё и не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска этого срока.
Доводы жалобы заявителя об уважительной причине пропуска сроков в связи с подачей жалобы первоначально сразу на два постановления также не свидетельствуют о соблюдении ею срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, поскольку административным органом представлены доказательства направления в её адрес копии постановления после его вынесения.
При таких обстоятельствах определение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 сентября 2023 года об отказе в восстановлении срока на подачу жалобы является законным, правовые основания для его отмены отсутствуют.
Вместе с тем имеются основания для изменения определения судьи.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, обжалуется в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный (городской) суд (подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 30.1 КоАП РФ), а решение судьи районного (городского) суда, принятое по жалобе, - в вышестоящий суд, т.е. в областной или другой соответствующий ему суд (пункты 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ).
Постановления государственных органов (их должностных лиц), не прошедшие судебную проверку, не подлежат обжалованию в кассационном порядке, в связи с чем указание на право заявителя на подачу кассационной жалобы на постановление по делу об административном правонарушении следует исключить из мотивировочной части определения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Тыва
РЕШИЛА:
определение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 сентября 2023 года изменить, исключив из мотивировочной части указание на право заявителя на подачу кассационной жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части определение судьи оставить без изменения, жалобу П. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Т.В. Кунгаа