Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-502/2024 ~ М-415/2024 от 04.07.2024

УИД №                                                       Дело № 2-502/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2024 года                                                                                         г. Бирюч

Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Максимовой С.А.

при секретареСмовжовой И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногвардейского района Белгородской области в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Осколавтопасс» о возложении обязанности провести оценку уязвимости автовокзала,

установил:

Прокурор Красногвардейского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Осколавтопасс» о возложении обязанности провести оценку уязвимости автовокзала, сославшись на следующие обстоятельства дела.

Прокуратурой Красногвардейского района Белгородской области проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии терроризму, в результате которой в автостанции по адресу: <адрес>, выявлены нарушения ответчиком законодательства транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. В нарушение Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ООО «Осколавтопасс» не обеспечил проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение, плана обеспечения объекта, в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке. Здание и прилегающая территория вокзала г. Бирюч эксплуатируется с нарушениями законодательства о противодействии терроризму, которые заключаются в невозможности исполнить антитеррористические мероприятия.

С учетом уточнения исковых требований, просил о возложении на ООО «Осколавтопасс» обязанности провести оценку уязвимости автовокзала г. Бирюч, расположенного по адресу: <адрес> предоставить результаты оценки и план обеспечения безопасности объекта в Федеральное дорожное агентство в срок до 1 апреля 2025 г.

В судебном заседании помощник прокурора Красногвардейского района Белгородской области Кириллов А.В. иск поддержал.

Представитель ответчика ООО «Осколавтопасс» не возражал против удовлетворения иска, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В заявлении указал, что 30 сентября 2022 г. с ООО «Липецкий научно-методический центр» был заключен договор № на услугу по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры автостанции г. Бирюч, расположенной по адресу: г. Бирюч, ул. Красная, д. 24 Красногвардейского района Белгородской области, однако указанная организация не успела в срок подготовить оценку.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу положений Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; системности и комплексного использования политических, информационно- пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритета мер предупреждения терроризма.

Согласно ч. 4 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органом местного самоуправления, а также физически и юридических лиц, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Под антитеррористической защищенностью понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).

Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Согласно п. 4 и п. 10 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Подпунктом «а» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологические комплексы, включающие в себя помимо прочего железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции.

Пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что к субъектам транспортной инфраструктуры относятся - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В пункте 6 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» содержится понятие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, под которой понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу ст. 2 ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.

Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

План обеспечения транспортной безопасности, соответственно объекта транспортной инфраструктуры определяет меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1642 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, которые применяются в отношении автовокзалов и автостанций.

Исходя из положений п. 7 Требований субъект транспортной безопасности обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев; на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры; реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно, не позднее 2 лет со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п. 14 Требований субъект транспортной безопасности обязан информировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете.

В силу п. 17 указанных Требований транспортной безопасности, при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня вступления в силу таких изменений; при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории или изменению утвержденного плана обеспечения безопасности объекта, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня вступления в силу таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры.

Из материалов дела видно, что по адресу: <адрес> расположен автовокзал г. Бирюч. Собственником здания автовокзала и земельного участка является ООО «Осколавтопасс».

ООО «Осколавтопасс» зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности которого является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли, реализация задач по обеспечению транспортной безопасности и урегулирования ЧС, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры. Ответчик является субъектом транспортной инфраструктуры.

Результатом проверки проведённой прокуратурой Красногвардейского района Белгородской области 21 ноября 2023 г. установлено, что в нарушение требований законодательства Российской Федерации дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - автовокзала г. Бирюч, расположенного по адресу: <адрес>, не проведена, ее результаты и план обеспечения безопасности объекта не представлены в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке.

Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения прокуратурой Красногвардейского района Белгородской области 29 ноября 2023 г. в отношении генерального директора ООО «Осколавтопасс» представления об устранении нарушений законодательства в сфере транспортной безопасности, в том числе к антитеррористической защищенности, учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, которое выполнено не было. Кроме того, прокуратурой Красногвардейского района Белгородской области в отношении заместителя генерального директора ООО «Осколавтопасс» было возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения в МТУ Ространснадзор по ЦФО. Должностное лицо было признано виновным и привлечено к административной ответственности.

Из представления следует, что решением председателя антитеррористической комиссии Белгородской области от 11 апреля 2022 г. № 412-02/1 на территории области с 11 апреля 2022 г. установлен высокий (желтый) уровень террористической опасности. Указом Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756 на территории Белгородской области введён средний уровень реагирования. В настоящее время в Белгородской области отмечается высокий уровень террористических угроз, резкий рост совершения преступлений террористической направленности, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств.

ООО «Осколавтопасс» представлен ответ от 26 декабря 2023 г. из которого следует, что оценка уязвимости ОТИ была проведена и утверждена ФДА 22 июля 2016 г., дополнительная оценка уязвимости проведена и утверждена ФДА 8 декабря 2017 г.. 30 сентября 2022 г. с ООО «Липецкий научно-методический центр» был заключен договор № 489-ТБ-Д на проведение дополнительной оценки уязвимости, необходимой для разработки Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. В настоящее время дополнительная оценка уязвимости разработана и находится на очередном рассмотрении в ФДА г.Москва.

Вместе с тем, установлено судом и следует из представленных ответчиком писем от 10 января 2024 г., 22 июля 2024 г. и ответов от 18 октября 2023 г.,19 июня 2024 г., 29 июля 2024 г., что работы по проведению дополнительной оценки уязвимости ОТИ автостанции г. Бирюч ООО «Осколавтопасс» выполнены специализированной организацией ООО «Липецкий научно-методический центр» в полном объеме, согласованы с субъектом транспортной инфраструктуры ООО «Осколавтопасс» и направлены на рассмотрение в Федеральное дорожное агентство Минтранса РФ. Однако были выявлены некоторые замечания и несоответствия, которые устранены и результаты проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ автостанция г. Бирюч ООО «Осколавтопасс» 5 июня 2024 г. направлены на повторное рассмотрение в Федеральное дорожное агентство Минтранса РФ.

Между тем, требования, изложенные в представлении, до настоящего времени не исполнены.

Ответчик, владеющий объектом транспортной инфраструктуры, обязан в силу прямого указания закона, обеспечить соблюдение на объекте транспортной инфраструктуры – автовокзале г. Бирюч требований транспортной безопасности.

Таким образом, ответчиком в нарушение действующего законодательства о транспортной безопасности обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры не была исполнена, что привело к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасное использование объектов пассажирского транспорта.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что на момент разрешения спора дополнительная оценка уязвимости ООО «Осколавтопасс» и корректировка плана обеспечения транспортной безопасности указанного ОТИ не произведены, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и физических лиц, находящихся на ОТИ, не осуществлены, что ответчиком не оспаривалось, имеются основания для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Выявленные нарушения прокурор просит устранить до 1 апреля 2025 г..;

По мнению суда, данный срок исполнения решения, с учетом обстоятельств дела, является разумным и достаточным для безусловного исполнения.

Наличие заключенного договора между ответчиком и исполнителем договора не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку доказательств, что данный договор исполнен в отношении спорного ОТИ суду не представлено.

В силу ст.103 ГПК РФ в связи с удовлетворением иска государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в сумме 300 руб..

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Красногвардейского района Белгородской области (ИНН 3124014851) в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Осколавтопасс» (ИНН 3128045071) о возложении обязанности провести оценку уязвимости автовокзала - удовлетворить

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Осколавтопасс» провести оценку уязвимости автовокзала г. Бирюч, расположенного по адресу: <адрес> предоставить результаты оценки и план обеспечения безопасности объекта в Федеральное дорожное агентство в срок до 1 апреля 2025 г.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Осколавтопасс» госпошлину в бюджет муниципального района «Красногвардейский район» в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд Белгородской области.

Мотивированное решение суда изготовлено 20 августа 2024 г.

                  Председательствующий судья                      Максимова С.А.

2-502/2024 ~ М-415/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Красногвардейского района
Ответчики
ООО "Осколавтопасс"
Другие
Баранов Сергей Александрович
Суд
Красногвардейский районный суд Белгородской области
Судья
Максимова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
krasnogvardeisky--blg.sudrf.ru
04.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2024Передача материалов судье
11.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2024Подготовка дела (собеседование)
31.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее