дело (УИД) № 57RS0014-01-2023-001200-70
производство № 2-1-1103/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2023 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Некрасовой Н.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой А.В.,
с участием представителя истца Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Пехтерева В.Н., являющегося также представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения»,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда Орловской области в порядке заочного производства гражданское дело по исковому заявлению Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области к Акберову Хасрату Шахмураду оглы о возмещении материального вреда, причиненного нецелевым использованием государственной социальной помощи в рамках социального контракта,
установил:
Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области обратился в суд с иском к Акберову Х.Ш. оглы о возмещении материального вреда, причиненного нецелевым использованием государственной социальной помощи в рамках социального контракта.
В обоснование заявленных требований указано, что 19.10.2021 года Акберов Х.Ш. оглы обратился в Мценский филиал казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее по тексту КУ ОО «Орловский областной центр социальной защиты населения») с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в целях осуществления предпринимательской деятельности и преодоления трудной жизненной ситуации, возникшей в семье заявителя. По заключению экспертного совета (протокол от 08.11.2021 года №) паспорт проекта, предоставленный в целях оказания заявителю государственной социальной помощи, согласно которому Акберов Х.Ш. оглы планировал заниматься предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли мясом и мясными продуктами, соответствовал критериям оценки эффективности использования государственной социальной помощи. На основании приказа КУ ОО «Орловский областной центр социальной защиты населения» от 26.11.2021 года № Акберову Х.Ш. оглы назначена государственная социальная помощь. В рамках социального контракта от 26.11.2021 года № ответчику перечислены денежные средства в сумме 250000 рублей. Программа адаптации к социальному контракту Акберовым Х.Ш. оглы выполнена. Однако 10.05.2022 года Акберов Х.Ш. оглы в период действия социального контракта официально прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не уведомив об этом работников Мценского филиала КУ ОО «Орловский областной центр социальной защиты населения», чем нарушил установленные условия. 03.04.2023 года в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости возврата денежных средств в размере 250000 рублей, которое ответчиком не исполнено и денежные средства не возвращены.
По указанным основаниям просит взыскать с ответчика в пользу Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области компенсацию материального вреда в размере 250000 рублей.
На основании определения Мценского районного суда Орловской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено КУ ОО «Орловский областной центр социальной защиты населения».
В судебном заседании представитель истца Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Пехтерев В.Н., являющийся также представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Акберов Х.Ш. оглы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и иным категориям граждан, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 5 данного Федерального закона на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагаются полномочия по принятию законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям и иным категориям граждан, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
На основании Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона Орловской области от 25.12.2013 года №-ОЗ «Об отдельных отношениях в сфере оказания государственной социальной помощи в Орловской области», Постановлением Правительства Орловской области от 14.02.2014 года № утверждено Положение об условиях, размере, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области.
В соответствии с п. 1.2. названного Положения право на государственную социальную помощь на основании социального контракта имеют малоимущие граждане, имеющие место жительства (место пребывания) на территории Орловской области, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Орловской области в расчете на душу населения в Орловской области, на дату подачи заявления.
Целью назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам является стимулирование их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (п. 1.5 Положения).
Социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом специальной компетенции по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган специальной компетенции обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации (п. 1.7. Положения).
Программа социальной адаптации - разработанные органом специальной компетенции совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий (п. 1.8. Положения).
Размер государственной социальной помощи на основании социального контракта, назначенной получателю государственной социальной помощи на основании социального контракта, определяется с учетом мероприятий программы социальной адаптации (п. 5.1. Положения).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на преодоление трудной жизненной ситуации предоставляется органом специальной компетенции в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства; в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни; для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования. Государственная социальная помощь на основании социального контракта на преодоление трудной жизненной ситуации выплачивается по выбору заявителя единовременно или ежемесячно, не более 6 месяцев с даты заключения социального контракта в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Орловской области на год осуществления такой выплаты (п. 5.5. Положения).
Денежные средства, полученные гражданами, заключившими социальный контракт, используются исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту, а именно: поиском работы; осуществлением индивидуальной предпринимательской деятельности; преодолением трудной жизненной ситуации; ведением личного подсобного хозяйства (п. 6.5. Положения).
Получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет информацию о выполнении программы социальной адаптации с приложением соответствующих документов, подтверждающих исполнение мероприятий (п. 8.4. Положения).
В течение 30 календарных дней со дня завершения выполнения мероприятий программы социальной адаптации получатель, заключивший социальный контракт, представляет в учреждение отчет о реализации социального контракта (п. 8.5. Положения).
Согласно п. 9.1., п. 9.3., п. 9.6. Положения об условиях, размере, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 14.02.2014 года №, досрочное расторжение социального контракта, прекращение выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта и (или) возмещения расходов осуществляются в случаях: выезда получателя государственной социальной помощи за пределы территории Орловской области; невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными; представления получателем государственной социальной помощи неполной или недостоверной информации в ходе выполнения социального контракта; нецелевого расходования получателем денежных средств; прекращения получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или утраты статуса самозанятого по собственной инициативе в период действия социального контракта; непредставления получателем в учреждение документов, предусмотренных п. 8.4. настоящего Положения.
Не позднее 3 рабочих дней со дня поступления сведений об обстоятельствах, указанных в п. 9.1. Положения, орган специальной компетенции принимает решение в форме приказа о досрочном расторжении социального контракта, прекращении выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта и возмещения расходов и о возврате средств государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Орган специальной компетенции направляет получателю требование о добровольном возврате средств государственной социальной помощи на основании социального контракта в течение 10 календарных дней со дня принятия приказа, указанного в п. 9.3. Положения.
В течение 30 календарных дней с даты получения требования получатель осуществляет возврат денежных средств государственной социальной помощи на основании социального контракта в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в требовании. В случае отказа получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта от ее возврата в указанный срок денежные средства государственной социальной помощи на основании социального контракта взыскиваются в судебном порядке.
Судом установлено, что 19.10.2021 года Акберов Х.Ш. оглы обратился в адрес Мценского филиала КУ ОО «Орловский областной центр социальной защиты населения» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно паспорту проекта, предоставленному заявителем в целях получения государственной социальной помощи, Акберов Х.Ш. оглы планировал заниматься предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли мясом и мясными продуктами, изготовление и реализация сырого мясного фарша. Общая сумма расходов на организацию деятельности планировалась в размере 250000 рублей.
Как следует из протокола заседания экспертного совета по проведению оценки эффективности использования государственной социальной помощи на основании социального контракта от 08.11.2021 года №, рассмотрев представленный паспорт проекта, экспертный совет решил, что план проекта Акберова Х.Ш. оглы соответствует критериям оценки эффективности использования государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлению «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности».
08.11.2021 года председателем экспертного совета на основании указанного протокола подготовлено соответствующее заключение, Акберову Х.Ш. оглы также рекомендовано пройти обучение основам предпринимательской деятельности.
Заведующим филиалом по г. Мценску КУ ОО «Орловский областной центр социальной защиты населения» 19.11.2021 года утверждена программа социальной адаптации Акберова Х.Ш. оглы с определением срока действия социального контракта с 26.11.2021 года по 26.11.2022 года. В план мероприятий по социальной адаптации получателя государственной социальной помощи входило приобретение инструментов и оборудования: холодильника специального – 90000 рублей, стола для рубки и разделки - 10000 рублей, пилы для мяса ленточной – 100000 рублей, витрины для выкладки – 15000 рублей, мясорубки – 18000 рублей, набора ножей – 6000 рублей, спецодежды – 4000 рублей, набора лотков для мясной продукции – 3000 рублей, рекламного щита – 4000 рублей.
26.11.2021 года между КУ ОО «Орловский областной центр социальной защиты населения» и Акберовым Х.Ш. оглы заключен социальный контракт №, согласно которому Акберову Х.Ш. оглы предоставляется единовременная государственная социальная помощь на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с программой социальной адаптации в сумме 250000 рублей.
В силу п. 3., п. 5.1., п. 6.1. социального контракта государственная социальная помощь выплачивается единовременно с зачислением денежных средств на счет №, открытый в ПАО «Сбербанк».
Гражданин обязан представить в учреждение документы, подтверждающие факт расходования средств с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональной основе.
Гражданин обязан приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в учреждение необходимые документы.
Гражданин обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта).
Гражданин обязан ежемесячно представлять в учреждение документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий социальной адаптации.
Основанием для досрочного расторжения социального контракта учреждением в одностороннем порядке, в частности, является невыполнение мероприятий программ социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с пунктом 7.4 Положения.
Пунктом 7.4 Положения установлено, что уважительными причинами в случае неисполнения получателем мероприятий программы социальной адаптации и основанием для продления социального контракта являются: временная нетрудоспособность получателя (более одного месяца); временное отсутствие получателя по месту жительства (подтвержденное документально осуществление ухода за тяжелобольным близким родственником, проживающим в другом муниципальном образовании, прохождение военных сборов), обстоятельство неопределимой силы и (или) чрезвычайное, непредотвратимое обстоятельство (подтвержденные документально пожар, наводнение, ураган, землетрясение, авария систем водоснабжения, отопления, электроснабжения), введение ограничительных мероприятий в рамках режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 9.3 Положения в связи с невыполнением получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с пунктом 7.4 Положения, социальный контракт расторгается.
Факт исполнения обязательств в виде предоставления государственной социальной помощи по социальному контракту от 26.11.2021 года №, заключенному между КУ ОО «Орловский областной центр социальной защиты населения» и Акберовым Х.Ш. оглы, в размере 250000 рублей подтверждается реестром перечисления денежных средств № от 09.12.2021 года.
Таким образом, Акберов Х.Ш. оглы на основании социального контракта получил единовременную государственную социальную помощь в сумме 250000 рублей.
Программа адаптации к социальному контракту ответчиком исполнена. Указанные инструменты и оборудование приобретены Акберовым Х.Ш. оглы, что подтверждается договором купли-продажи от 01.03.2022 года.
Вместе с тем, в период действия социального контракта 26.04.2022 года Акберов Х.Ш. оглы по собственной инициативе официально прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не уведомив об этом КУ ОО «Орловский областной центр социальной защиты населения», что является нарушением обязательства, предусмотренного социальным контрактом, а также свидетельствует о невыполнении со стороны Акберова Х.Ш. оглы мероприятий программы социальной адаптации.
Указанные обстоятельства в силу п. 9.1, 9.3 Положения об условиях, размере, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 14.02.2014 года №, являются основанием для возврата полученных денежных средств в сумме 250000 рублей.
03.04.2023 года КУ ОО «Орловский областной центр социальной защиты населения» направило в адрес Акберова Х.Ш. оглы соответствующее уведомление с необходимости в срок в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления возвратить денежные средства в сумме 250000 рублей.
Данные обязательства ответчиком не исполнены, денежные средства, выделенные в качестве государственной социальной помощи, не возвращены, доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, заявленные Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В связи с чем с Акберова Х.Ш. оглы в пользу Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области подлежат взысканию денежные средства в сумме 250000 рублей, полученные ответчиком в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В связи с удовлетворением иска в порядке ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования г. Мценск Орловской области государственная пошлина в сумме 5700 рублей, от уплаты которой истец освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области к Акберову Хасрату Шахмураду оглы о возмещении материального вреда, причиненного нецелевым использованием государственной социальной помощи в рамках социального контракта удовлетворить.
Взыскать с Акберова Хасрата Шахмурада оглы (паспорт №) в пользу Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в счет возмещения материального вреда, причиненного нецелевым использованием государственной социальной помощи в рамках социального контракта, денежные средства в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с Акберова Хасрата Шахмурада оглы (паспорт №) государственную пошлину в размере 5700 (пять тысяч семьсот) рублей в доход бюджета муниципального образования город Мценск Орловской области.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 16 ноября 2023 года.
Председательствующий Н.С. Некрасова