Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-306/2024 (2-2271/2023;) ~ М-1883/2023 от 07.12.2023

К делу № 2-306/2024 (№ 2-2271/2023)

23RS0012-01-2023-002680-78

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Горячий Ключ         19 января 2024 года

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего     Попова В.А.,

при секретаре     Шнайдер Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление ветеринарии г.Горячий Ключ» к Каракян В. И. об обязании произвести определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

ГБУ Краснодарского края «Управление ветеринарии г.Горячий Ключ» обратилось в суд с исковым заявлением к Каракян В.И. об обязании произвести определенные действия.

В обоснование заявленных требований указано, что государственным бюджетным учреждением Краснодарского края Управление ветеринарии г. Горячий Ключ» для обеспечения эпизоотического благополучия на территории г.Горячий Ключ Краснодарского края проводится ветеринарно-санитарный мониторинг посредством обходов один раз в квартал личных подсобных хозяйств граждан и иных хозяйств граждан, предназначенных для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных и (или) птицы, и опроса владельцев хозяйств, в том числе, сверки фактического наличия сельскохозяйственных животных с данными, указанными в похозяйственных книгах. Ответчицей Каракян В.И. ведется личное подсобное хозяйство по адресу: <адрес>, в котором содержится свинопоголовье. О содержании Каракян В.И свинопоголовья свидетельствуют многочисленные, в том числе коллективные, жалобы жителей ст-цы Мартанской на бесконтрольный выгул свиней по улице и уничтожение зеленых насаждений и культурных посадок, постоянный запах свиного навоза, визг, т.п. с территории личного подсобного хозяйства. В похозяйственных книгах Суздальского сельского округа отсутствуют данные о содержании свинопоголовья в ст-це <адрес>, так как соответствующая информация владельцем животных не предоставлялась. 03.11.2023 г. по адресу регистрации и ведения ею личного подсобного хозяйства Каракян В.И. предварительно, почтой России, с уведомлением о вручении, направлено уведомление о проведении 13.11.2023 г. ветеринарных обработок принадлежащего ей поголовья животных, ветеринарно-санитарного мониторинга принадлежащего ей личного подсобного хозяйства. Однако, специалисты ГБУ «Ветуправление города Горячий Ключ», явившись 13.05.2023г. по адресу личного подсосного хозяйства Каракян В.И., на территорию допущены не были по причине отсутствия владельца. В настоящее время свинопоголовье, содержащееся по вышеуказанному адресу, на учете в ГБУ «Ветуправление города Горячий Ключ» не состоит. Ветеринарные профилактические мероприятия, в том числе идентификация, отбор крови для проведения исследований на африканскую чуму свиней, а также для вакцинации против классической чумы свиней, специалистами государственной ветеринарной службы города Горячий Ключ, со второго квартала 2023 года и по текущую дату не проводились. Ветеринарные сопроводительные документы на животных, животноводческую продукцию специалистами ГБУ «Ветуправление города Горячий Ключ» из данного хозяйства не выдавались. Требования законодательства, ответчиком добровольно не выполняются. Непредоставление ответчиком животных специалистам госветслужбы для осмотра, игнорирование обязанностей по осуществлению хозяйственных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней и животных, может стать причиной возникновения и распространения заразных, в числе особо опасных, болезней животных, таких как африканская чума свиней, сибирская язва и др., по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), что причинит вред (ущерб) охраняемым законом ценностям. В случае с ответчиком, осуществляющим разведение свинопоголовья, игнорирование обязательных ветеринарных требований, может привести к неблагоприятным последствиям. Африканская чума свиней (далее - АЧС) – высококонтагиозная вирусная болезнь, приводящая, как правило, в 100% случаев к гибели домашних и диких свиней всех пород и возрастов в любое время года. Лечение заболевания не предусмотрено. В России впервые зарегистрирована в 2008 г. Болезнь переносят домашние и дикие животные, птицы, грызуны и насекомые. Дикие кабаны являются естественным (природным) резервуаром АЧС. Вспышки среди сельхозпоголовья в основном регистрируются в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), которые нередко пренебрегают правилами биобезопасности. Согласно письму Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 03 октября 2022 г. № 25/2307 на 02 октября 2022 г. в режиме карантина по АЧС среди домашних свиней находятся 32 очага, в том числе по 1 очагу в Вологодской, Орловской, Владимирской, Калужской, Костромской, Московской, Пензенской областях, <адрес>. В дикой фауне в режиме карантина находятся 18 очагов: по 1 во <адрес>. По сообщению сайта Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с начала 2023 года, по состоянию на 27 ноября текущего года, в РФ зарегистрировано 94 активные вспышки АЧС. В соответствии с Перечнем заразных, в том числе, особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденным приказом Минсельхоза России от 19.12.2011 г. № 476 АЧС является особо опасной болезнью животных. Содержание свинопоголовья ответчиком с вышеуказанными нарушениями не воспрепятствует заносу на территорию ЛЧХ вируса АЧС, что впоследствии приведет к возникновению очагов вышеуказанного заболевания на территории Горячий Ключ, значительным затратам бюджетных средств, связанным с ликвидацией очага АЧС и ограничению прав к свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (карантина). Существенная угроза охраняемым общественных отношениям также заключается в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению установленных законом публично-правовых обязанностей по соблюдению ветеринарно-санитарных требований. Просили обязать Каракян В. И., по согласованию даты и времени допустить ветеринарных специалистов ГБУ «Ветуправление города Горячий Ключ» на территорию личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: город <адрес>, для проведения ветеринарно-санитарного мониторинга, соблюдения обязательных требований законодательства в области ветеринарии при содержании сельскохозяйственных животных; обязать Каракян В. И., по согласованию даты и времени предоставить животных, содержащихся на территории личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, для проведения идентификации, отбора крови для проведения исследований на африканскую чуму свиней, а также для вакцинации от классической чумы свиней, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Решение суда обратить немедленному исполнению. Взыскать с Каракян В. И. в пользу Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление ветеринарии г.Горячий Ключ» сумму, оплаченную при подаче искового заявления госпошлины в размере 6000 рублей.

В судебном заседании представитель истца, начальник ГБУ «Ветуправления города Горячий Ключ» Кулешов К.П. на удовлетворении исковых требований, настаивал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в них.

Ответчица Каракян В.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать, в полном объёме.

Представитель третьего лица Департамента ветеринарии КК по доверенности Хабаров А.С. в судебном заседании исковые требования государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление ветеринарии г.Горячий Ключ» поддержал, просил их удовлетворить.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает правильным удовлетворить исковые государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление ветеринарии г.Горячий Ключ» к Каракян В.И. в полном объеме, по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона Краснодарского края от 8 июня 2020 г. №4300-КЗ «Об обеспечении ветеринарного благополучия на территории Краснодарского края» в целях проведения на территории Краснодарского края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, уполномоченный орган организует проведение ветеринарносанитарного мониторинга. Ветеринарно-санитарный мониторинг - совокупность мероприятий по сбору, обработке, анализу, оценке информации о животных, случаях их заболевания и состоянии здоровья сельскохозяйственных животных и птицы.

Согласно п. 2.1 «Порядка организации и проведения ветеринарносанитарного мониторинга на территории Краснодарского края», утвержденного приказом департамента ветеринарии Краснодарского края от 2 сентября 2020 г. №309 учреждения осуществляют подготовку ежегодных планов проведения ветеринарно-санитарного мониторинга по муниципальным образованиям, в разрезе городских (сельских) поселений с учетом полного охвата всех хозяйств физических лиц, предназначенных для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных и птицы, находящихся на территории муниципального образования, с периодичностью их посещения не реже одного раза в квартал.

Государственным бюджетным учреждением Краснодарского края «Управление ветеринарии г. Горячий Ключ» для обеспечения эпизоотического благополучия на территории г.Горячий Ключ Краснодарского края проводится ветеринарно-санитарный мониторинг посредством обходов один раз в квартал личных подсобных хозяйств граждан и иных хозяйств граждан, предназначенных для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных и (или) птицы, и опроса владельцев хозяйств, в том числе, сверки фактического наличия сельскохозяйственных животных с данными, указанными в похозяйственных книгах.

Судом установлено, что ответчицей Каракян В.И. ведется личное подсобное хозяйство по адресу: <адрес>, в котором содержится свинопоголовье, что подтверждается жалобой Сафаргалиевой Н.А. (вх. от 11.07.2023 г. №65П-594/23, лист опроса от 18.07.2023 г.), коллективным обращением жителей ст-цы Мартанской (вх. №«...» от 24.03.2023 г.) на бесконтрольный выгул свиней по улице и уничтожение зеленых насаждений и культурных посадок, постоянный запах свиного навоза, визг, т.п. с территории личного подсобного хозяйства.

Указанное подтверждается также актом обследования личного подсобного хозяйства гражданина от 27.03.2023 г., направлением уведомление о проведении профилактического визита от 03.04.2023 г.; вынесением мотивированного представления №13-85/23-27 о проведении профилактического мероприятия от 03.04.2023 г.; решением о проведении профилактического визита от 04.04.2023 г.; составлением акта №«...» профилактического визита от 18.04.2023 г.

В похозяйственных книгах Суздальского сельского округа отсутствуют данные о содержании свинопоголовья в <адрес>, так как соответствующая информация владельцем животных не предоставлялась. 03.11.2023 г. по адресу регистрации и ведения ею личного подсобного хозяйства Каракян В.И. предварительно, почтой России, с уведомлением о вручении, направлено уведомление о проведении 13.11.2023 г. ветеринарных обработок принадлежащего ей поголовья животных, ветеринарно-санитарного мониторинга принадлежащего ей личного подсобного хозяйства.

Однако, специалисты ГБУ «Ветуправление города Горячий Ключ», явившись 13.05.2023г. по адресу личного подсосного хозяйства Каракян В.И., на территорию допущены не были по причине отсутствия владельца.

В настоящее время свинопоголовье, содержащееся по вышеуказанному адресу, на учете в ГБУ «Ветуправление города Горячий Ключ» не состоит.

Ветеринарные профилактические мероприятия, в том числе идентификация, отбор крови для проведения исследований на африканскую чуму свиней, а также для вакцинации против классической чумы свиней, специалистами государственной ветеринарной службы города Горячий Ключ, со второго квартала 2023 года и по текущую дату не проводились.

Ветеринарные сопроводительные документы на животных, животноводческую продукцию специалистами ГБУ «Ветуправление города Горячий Ключ» из данного хозяйства не выдавались.

Согласно статье 2 Закона РФ от 14.05.1993г. № 4979-1, ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям ст.18 Закона РФ от 14.05.1993г. № 4979-1 (в ред. от 19.10.2023)

"О ветеринарии" владельцы животных и производителей продукции животного происхождения, обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продукции животного происхождения, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с выращиванием и содержанием животных, производством, хранением продукции животного происхождения, ее переработкой и реализацией; предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию доступ к животным для осмотра и учета (за исключением доступа в жилые помещения, расположенные в пределах приусадебных земельных участков), немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продукции животного происхождения; выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Ветеринарные правила содержания животных устанавливают требования к условиям содержания животных (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию животных, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям животных. Ветеринарные правила содержания животных утверждаются применительно к отдельным видам животных и целям их содержания (ст.2.4 Закона №4979-1).

«Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденные приказом Минсельхоза России от 21 октября 2020г. № 621, устанавливают требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации, требования осуществлению мероприятий по карантированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно, а также содержащими более 1000 голов свиней.

Согласно п. 7.4. Санитарных правил СП 3.1.084-96 Ветеринарных правил ВП 13.4.1100-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных», владельцы животных, производители продуктов животноводства и производители кормов обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, направленные на предупреждение болезней животных и безопасность (в ветеринарно-санитарном отношении) продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения, хранилища кормов, помещения для переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения внешней среды отходами животноводства и отходами переработки продукции; обеспечивать животных кормами и водой, соответствующими ветеринарным правилам и нормам; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки, перегона и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; своевременно представлять ветеринарным специалистам по их требованию животных для осмотра и обязательных профилактических мероприятий (иммунизация, исследования); представлять принадлежащие им территории, животноводческие и производственные помещения специалистам ветеринарной службы и службы санитарно-эпидемиологического надзора для проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации и других специальных работ, направленных на предупреждение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней, опасных для человека и животных, представлять образцы (пробы) необходимы: материалов (веществ, изделий, пищевых продуктов, почвы, воды и т.д.) для проведения лабораторных исследований; обеспечивать производство кормов и кормовых добавок, соответствующих действующим ветеринарно-санитарным требованиям и нормам по качеству и безвредности; корма и кормовые добавки, не соответствующие этим требованиям, по решению Главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя снимаются с производства или изымаются из реализации; немедленно извещать ветеринарных специалистов обо всех случаев внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия ветеринарных специалистов принимать меры по изоляции животных, подозрительных по заболеванию; выполнять указания ветеринарных специалистов и специалистов служб санитарно-эпидемиологического надзора о проведении мероприятий по профилактике и борьбе с заразными болезнями, общими для человека и животных.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными в материалы дела, доказательствами, ответчиком в добровольном порядке, вышеуказанные требования закона, не выполняются.

Так, департаментом ветеринарии Краснодарского края в адрес ответчика было направлено уведомление о проведении профилактического визита от 03.08.2023 г.; вынесено мотивированное представление №13-207/23-09 о проведении профилактического мероприятия от 03.08.2023 г.; решение о проведении профилактического визита от 09.08.2023 г.; составлен акт №65-01-14-9219/23 профилактического визита от 21.08.2023 г.

Согласно письму Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 03 октября 2022 г. № 25/2307 на 02 октября 2022 г. в режиме карантина по АЧС среди домашних свиней находятся 32 очага, в том числе по 1 очагу в Вологодской, Орловской, Владимирской, Калужской, Костромской, Московской, Пензенской областях, Ставропольском крае, республике Марий Эл, по 2 в Тверской и Ярославской областях, 5 в Ивановской области, 6 в Республике Татарстан, 8 в Калининградской области, а также 11 инфицированных АЧС объектов: по 1 в Калужской, Калининградской, Тверской областях и Республике Марий Эл, 2 во Владимирской области и Ивановской области, 3 в Орловской области. В дикой фауне в режиме карантина находятся 18 очагов: по 1 во Владимирской и Костромской областях, по 2 в Ивановской Ярославской и Нижегородской областях, 3 в Республике Татарстан, 7 в Калининградской области; а так же 6 инфицированных объектов по 1 Владимирской и Орловской областях, по 4 в Калининградской области.

По сообщению сайта Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с начала 2023 года, по состоянию на 27 ноября текущего года, в РФ зарегистрировано 94 активные вспышки АЧС.

В соответствии с Перечнем заразных, в том числе, особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденным приказом Минсельхоза России от 19.12.2011 г. № 476 АЧС является особо опасной болезнью животных.

Содержание свинопоголовья ответчиком с вышеуказанными нарушениями не воспрепятствует заносу на территорию ЛЧХ вируса АЧС, что впоследствии приведет к возникновению очагов вышеуказанного заболевания на территории Горячий Ключ, значительным затратам бюджетных средств, связанным с ликвидацией очага АЧС и ограничению прав к свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (карантина).

На основании вышеизложенного, суд, установив фактические обстоятельства по делу, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, так как, невыполнение нормативных требований по соблюдению ветеринарно-санитарных требований, предъявляемых, в данном случае к Каракян В.И., может стать причиной возникновения и распространения заразных, в числе особо опасных, болезней животных, таких как африканская чума свиней, сибирская язва и др., по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), что причинит вред (ущерб) охраняемым законом ценностям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление ветеринарии г.Горячий Ключ» к Каракян В. И. об обязании произвести определенные действия, - удовлетворить в полном объёме.

Обязать Каракян В. И., по согласованию даты и времени допустить ветеринарных специалистов ГБУ «Ветуправление города Горячий Ключ» на территорию личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, для проведения ветеринарно-санитарного мониторинга, соблюдения обязательных требований законодательства в области ветеринарии при содержании сельскохозяйственных животных.

Обязать Каракян В. И., по согласованию даты и времени предоставить животных, содержащихся на территории личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, для проведения идентификации, отбора крови для проведения исследований на африканскую чуму свиней, а также для вакцинации от классической чумы свиней, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Решение суда в части обязания ответчика допустить ветеринарных специалистов ГБУ «Ветуправление города Горячий Ключ», и предоставить животных, содержащихся на территории личного подсобного хозяйства, подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Каракян В. И. в пользу Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление ветеринарии г.Горячий Ключ» сумму, оплаченную при подаче искового заявления госпошлины в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 января 2024 года.

Председательствующий -подпись

2-306/2024 (2-2271/2023;) ~ М-1883/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГБУ КК "управление ветеринарии г. Горячий Ключ
Ответчики
Каракян Валентина Ивановна
Другие
департамент ветеринарии КК
Суд
Горячеключевской городской суд Краснодарского края
Судья
Попов В.А.
Дело на сайте суда
gor-kluch--krd.sudrf.ru
07.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2023Передача материалов судье
11.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее