Дело № 2-1215/2023
24RS0018-01-2023-001401-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года г. Зеленогорск
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Моисеенкова О.Л.,
при секретаре Игнатьевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Филиппову А. В. о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение «Лесная охрана» (далее КГКУ «Лесная охрана») обратилось в суд с иском к Филиппову А.В. с требованием обязать ответчика произвести очистку мест рубок в лесном участке по адресу: <адрес>, вывезти оставленную древесину в количестве 1,0 куб.м., в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу.
Требования мотивированы тем, что между министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Рыбинское лесничество» и Филипповым А.В. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому КГБУ «Рыбинское лесничество» передает Филиппову А.В. в собственность лесные насаждения объемом 15,0 куб.м. на площади 0,3 га для заготовки древесины, расположенные: <адрес>. Заготовка и вывозка древесины проводилась в период срока действия Договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По окончании заготовки древесины в соответствии с приложением № «Порядок осмотра лесосеки», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», ДД.ММ.ГГГГ лесничим КГБУ «Рыбинское лесничество» Савостьяновым В.А. в присутствии главного государственного инспектора Аляксандраускас М. произведён осмотр указанного выше лесного участка, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: размещение в лесах отходов производства и потребления, выраженное в захламлении мест рубок порубочными остатками на площади 0,01 га, что является нарушением требований пункта 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», согласно которому при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. На момент осмотра древесина вырублена в полном объеме. Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ. В результате нарушения требований лесного законодательства Филипповым А.В. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 614 рублей, что подтверждается расчетом ущерба и расчетно-технологической картой. КГКУ «Лесная охрана» при подготовке искового заявления руководствуется сведениями (акт осмотра лесосеки, сообщения), предоставленными лесничествами, в связи с тем, что, согласно Уставу лесничеств, в полномочия лесничеств входят обязанности: обеспечивать охрану и защиту лесов, находящихся в их ведении, в том числе, обеспечивать постоянный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, осуществлять предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, подготавливать материалы по передаче в пользование лесного фонда лесопользователям, передавать лесные участки и принимать их от лесопользователей после завершения срока действия соответствующих договоров (аренды, безвозмездного срочного пользования, купли-продажи лесных насаждений), подготавливать акты приема-передачи лесных участков, подписывать акты осмотра лесного участка к договору купли-продажи лесных насаждений (мест заготовки) и хранение их в лесничестве. Доказательств, подтверждающих устранение нарушений, в КГКУ «Лесная охрана» не представлено. Таким образом, считают, что ответчиком нарушены нормы лесного законодательства.
В судебное заседание представитель истца не явился, надлежаще уведомлены о месте и времени судебного заседания путем направления судебного извещения на адрес электронной почты, указанной при обращении в суд.
Представитель истца Аляксандраускене Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при обращении с иском в суд просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Филиппов А.В. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается распиской о получении ДД.ММ.ГГГГ судебного извещения, в суд направил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Ранее в судебном заседании пояснил, что с иском не согласен, он не спилил в указанном месте ни одной чурки, кто это сделал, он не знает. На деляне был ДД.ММ.ГГГГ, там все ненужное сожгли. Первый раз был там в октябре 2020 года, лесник обозначил краской деревья, через год туда приехал, там были 6 куч, они их сожгли ДД.ММ.ГГГГ, когда получил об этом письмо.
На основании ч. 5 и 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон по делу.
Изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Природный объект определяется, как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют, как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Закон определяет термины «нормативы допустимого воздействия на окружающую среду» - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; «нормативы допустимых физических воздействий» - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой или договором, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 474, и действовавших до ДД.ММ.ГГГГ (в том числе, на момент возникновения спорных правоотношений), при заготовке древесины: б) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах; г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению; з) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Пунктами 16 и 17 Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 3 ст. 16 данного Кодекса).
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пункт 26 Правил пожарной безопасности в лесах устанавливает, что при проведении рубок лесных насаждений, одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.
В силу части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно частям 1 и 2 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" при рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 13 постановления Пленума № также отметил, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Рыбинское лесничество» и Филипповым А.В. заключен договор купли-продажи лесных насаждений №, согласно которому КГБУ «Рыбинское лесничество» передает Филиппову А.В. в собственность лесные насаждения объемом 15,0 куб.м. на площади 0,3 га для заготовки древесины в целях отопления жилого дома, местоположение лесных насаждений: <адрес>
Согласно условиям договора № от ДД.ММ.ГГГГ вывозка древесины должна быть осуществлена одновременно с ее заготовкой в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Актом приема-передачи (приложение к договору от ДД.ММ.ГГГГ ) указанные в договоре лесные насаждения переданы Филиппову А.В.
Частью 1 статьи Лесного кодекса РФ установлено, что Федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
КГКУ «Лесная охрана» создано для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя в области лесных отношений. Учредителем является Красноярский край, функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края, что подтверждается Уставом истца.
В соответствии с пунктом 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
По результатам осмотра лесосеки составляется акт осмотра лесосеки в соответствии с формой согласно приложению 3 к настоящему приказу в двух экземплярах (п. 11 Порядка).
ДД.ММ.ГГГГ лесничим КГБУ «Рыбинское лесничество» в присутствии главного государственного инспектора по охране леса КГКУ «Лесная охрана» произведён осмотр указанного выше лесного участка, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: захламление порубочными остатками мест рубок на площади 0,01 га, оставление не вывезенной в установленный срок древесины объемом 1 м ?, что является нарушением требований пункта 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», согласно которому при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Указанные нарушения зафиксированы в Акте осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ.
В результате нарушения требований лесного законодательства Филипповым А.В. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 614 рублей, что подтверждается расчетом ущерба и расчетно-технологической картой.
Из представленного ответчиком Акта заключительного осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного лесничим Заозерновского участкового лесничества, произведен осмотр места осуществления лесосечных работ в квартале № выдел №, лесосека №, деляна №, выполненных на основании договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что ранее выявленные нарушения полностью устранены, нарушений лесного законодательства не выявлено.
Таким образом, ответчик выполнил установленные требования по очистке мест рубок от порубочных остатков, то есть заявленные исковые требования удовлетворены фактически по вынесения решения суда.
В связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Краевому государственному казенному учреждению «Лесная охрана» к Филиппову А. В. о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства отказать в связи с необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Зеленогорский городской суд.
Судья О.Л. Моисеенкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.