Дело № 2-49/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Москаленки 24 января 2024 г.
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Дридигер А.Д.,
при секретаре Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» о признании бездействия в части не размещения в Единой информационной системе в сфере закупок сведений об исполнении контрактов и обязании устранить нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к БУЗОО «Москаленская ЦРБ» о признании бездействия в части не размещения в Единой информационной системе в сфере закупок сведений об исполнении контрактов и обязании устранить нарушения закона.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка требований законодательства о контрактной системе в деятельности бюджетного учреждения здравоохранения «Москаленская центральная районная больница».
В ходе проведения проверки и мониторинга сайта zakupki.gov.ru прокуратурой района установлены нарушения требований Федерального закона № 44-ФЗ в деятельности БУЗОО «Москаленская ЦРБ».
Так, по состоянию на 22.12.2023 в реестре заключенных контрактов ЕИС статус «исполнение» имеют свыше 400 контрактов, срок исполнения которых истек: у 1 контракта не переведен статус, заключенных в 2014 году, у 71 контрактов не переведен статус, заключенных в 2015 году, у 82 контрактов не переведен статус, заключенных в 2016 году, у 55 контрактов не переведен статус, заключенных в 2017 году, у 145 контрактов не переведен статус, заключенных в 2018 году, у 35 контрактов не переведен статус, заключенных в 2019 году, у 10 контрактов не переведен статус, заключенных в 2020 году, у 13 контрактов не переведен статус, заключенных в 2021 году, у 55 контрактов не переведен статус, заключенных в 2022 году, у 26 контрактов не переведен статус, заключенных в 2023 году.
Должностными лицами БУЗОО «Москаленская ЦРБ» документы, подтверждающие исполнение контрактов в Министерство финансов Омской области, для размещения на сайте ЕИС не направляются и, как следствие, статус контрактов ими не изменен. По выявленным нарушениям 31.08.2023 прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в адрес главного врача БУЗОО «Москаленская ЦРБ», однако до настоящего момента действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты. Допущенные нарушения влекут нарушение открытости и прозрачности информации, эффективности и прозрачности осуществления закупок.
На основании вышеизложенного просит суд признать незаконными бездействие БУЗОО «Москаленская ЦРБ», выразившееся в не направлении документов, подтверждающих исполнение контрактов, размещенных на сайте ЕИС в Министерство финансов Омской области, а именно: по 1 контракту, заключенному в 2014 году; по 71 контрактам, заключенных в 2015 году; по 82 контрактам, заключенных в 2016 году, по 55 контрактам, заключенных в 2017 году, по 145 контрактам, заключенных в 2018 году, по 35 контрактам, заключенных в 2019 году, по 10 контрактам, заключенных в 2020 году, по 13 контрактам, заключенных в 2021 году, по 55 контрактам, заключенных в 2022 году, по 26 контрактам, заключенных в 2023 году и обязать БУЗОО «Москаленская ЦРБ» до 31.03.2024 направить документы, подтверждающие исполнение контрактов, размещенных на сайте ЕИС в Министерство финансов Омской области, а именно: по 1 контракту, заключенному в 2014 году; по 71 контрактам, заключенных в 2015 году; по 82 контрактам, заключенных в 2016 году, по 55 контрактам, заключенных в 2017 году, по 145 контрактам, заключенных в 2018 году, по 35 контрактам, заключенных в 2019 году, по 10 контрактам, заключенных в 2020 году, по 13 контрактам, заключенных в 2021 году, по 55 контрактам, заключенных в 2022 году, по 26 контрактам, заключенных в 2023 году.
В судебном заседании старший помощник прокурора Москаленского района Омской области Шевелева А.С. исковые требования уточнила, поскольку один контракт 2014 года и 10 контрактов 2015 года закрыты, их следует исключить из списка об обязании направления документов на сайт ЕИС, в остальной части исковые требования поддержала, просила установить срок для устранения до 31.03.2024.
Представитель ответчика БУЗОО «Москаленская ЦРБ» Смирнов А.Б. в судебном заседании исковые требования признал частично, просил увеличить срок направления документов, подтверждающих исполнение контрактов, размещенных на сайте ЕИС до 01.06.2024. Дополнил, что в 2022 году специалист по закупкам ушел в декретный отпуск, контрактный управляющий не может справиться один с таким большим объемом работы, поэтому просит увеличить срок. В настоящее время закрыты один контракт 2014 года и 10 контрактов 2015 года.
Из отзыва главного врача БУЗОО «Москаленская ЦРБ» Храпова С.А., следует, что на 15.01.2024 на исполнении находится 467 контрактов в разрезе по годам: 2014 год - 1 контракт (исполнено 56 контрактов), 2015 год -71 контракт (исполнено 41 контракт), 2016 год - 82 контракта (исполнено 46 контрактов), 2017 год - 113 контрактов (исполнено 8 контрактов), 2018 год - 88 контрактов (исполнено 61 контракт), 2019 год - 35 контрактов (исполнено 228 контрактов), 2020 год - 9 контрактов (исполнено 221 контракт), 2021 год - 40 контрактов (исполнено 134 контракта), 2022 год-28 контрактов (исполнено 60 контрактов). Контрактным управляющим Зинченко О.В. ведется ежедневная работа по переводу исполненных контрактов в статус «Исполнение завершено». В связи с декретным отпуском специалиста по закупкам с 14.11.2022 контрактный управляющий в единственном лице занимается закупками для нужд учреждения. Ведется работа по привлечению специалиста по закупкам на период декретного отпуска. Просит увеличить срок направления документов, подтверждающих исполнение контрактов, размещенных на сайте ЕИС с 31.03.2024 до 01.06.2024.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, при этом, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статье 7 Федерального закона № 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 4 Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе единая информационная система содержит реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно части 1 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Пунктами 8, 10, 11, 13 части 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что в реестр контрактов, наряду с прочим, включаются следующие документы и информация:
- информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены;
- информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций);
- информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения;
- информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке.
Частью 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что вышеуказанная информация направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Частью 4 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проверяет наличие предусмотренных частью 2 статьи 103 информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения.
В силу части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно части 4 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проверяет наличие предусмотренных частью 2 настоящей статьи информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней со дня получения информации и документов, предусмотренных пунктами 1 - 12 и 14 части 2 настоящей статьи, в течение двух рабочих дней со дня получения информации и документов, предусмотренных пунктом 13 части 2 настоящей статьи, за исключением информации, содержащейся в указанных в части 3 настоящей статьи контракте, документе о приемке, соглашении об изменении контракта, соглашении о расторжении контракта, решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, которая размещается автоматически с использованием единой информационной системы в реестре контрактов не позднее одного рабочего дня с момента ее направления в соответствии с настоящей статьей. В случае несоответствия информации и документов указанным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.
В ходе судебного заседания установлено, что при мониторинге сайта zakupki.gov.ru прокуратурой района выявлено, что по состоянию на 22.12.2023 в реестре заключенных контрактов ЕИС статус «исполнение» имеют свыше 400 контрактов, срок исполнения которых истек.
31.08.2023 по факту выявленных нарушений прокурором района в адрес главного врача БУЗОО «Москаленская ЦРБ» внесено представление (л.д. 11).
В пункте 2 ответа главного врача БУЗОО «Москаленская ЦРБ» от 28.09.2023 на представление прокурора указано, что ведется работа по переводу в статус «Исполнено» контрактов с истекшим сроком исполнения (л.д. 12).
За нарушение сроков исполнения контрактов в ЕИС, контрактному управляющему Зинченко О.В. объявлено замечание, что подтверждается приказом № 168 ОД от 27.09.2023 «О привлечении к дисциплинарной ответственности» (л.д. 13).
Однако, должностными лицами БУЗОО «Москаленская ЦРБ» документы, подтверждающие исполнение контрактов в Министерство финансов Омской области, для размещения на сайте ЕИС, не направляются и, как следствие, статус контрактов ими не изменен.
Таким образом, допущенные нарушения влекут нарушение открытости и прозрачности информации, эффективности и прозрачности осуществления закупок.
С учетом, установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, поскольку направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Основываясь на приведенной норме Закона, суд полагает возможным при удовлетворении заявленных исковых требований, указать в резолютивной части решения на срок, в течение которого ответчиком необходимо выполнить действия – до 01.06.2024, находя указанный срок обоснованным, целесообразным и разумным с учетом характера заявленных исковых требований и объема выполняемых работ, а также на основе исследованных в судебном заседании материалов дела.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с БУЗОО «Москаленская ЦРБ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в бюджет Москаленского муниципального района Омской области.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконными бездействие бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Москаленская центральная районная больница», выразившееся в не направлении документов, подтверждающих исполнение контрактов, размещенных на сайте ЕИС в Министерство финансов Омской области.
Обязать бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Москаленская центральная районная больница» в срок до 01.06.2024 направить документы, подтверждающие исполнение контрактов, размещенных на сайте ЕИС в Министерство финансов Омской области, а именно: по 61 контрактам, заключенных в 2015 году; по 82 контрактам, заключенных в 2016 году, по 55 контрактам, заключенных в 2017 году, по 145 контрактам, заключенных в 2018 году, по 35 контрактам, заключенных в 2019 году, по 10 контрактам, заключенных в 2020 году, по 13 контрактам, заключенных в 2021 году, по 55 контрактам, заключенных в 2022 году, по 26 контрактам, заключенных в 2023 году.
Взыскать с бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Москаленская центральная районная больница» государственную пошлину в бюджет Москаленского муниципального района Омской области в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья подпись А.Д. Дридигер
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи ____________________________________ _________________________________________________ (Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции) _____________________________ (инициалы, фамилия) «_____»_________________20_____ г. |
Подлинное решение (постановление, определение) подшито в материалы дела № ___________ Москаленского районного суда Омской области. Решение (постановление, определение) вступило (не вступило) в законную силу «___» __________ г. УИД: № Судья _______________________________________ |