именем Российской Федерации
п. Сернур |
22 декабря 2023 года |
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Макаровой Е.И., с участием помощника прокурора Сернурского района Республики Марий Эл Домрачева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Сернурский Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МДОУ «Сернурский Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» о возложении обязанности, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения МДОУ «Сернурский Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся, противодействии терроризму, в ходе которой в деятельности учреждения выявлены нарушения ст. 41 Конституции РФ, ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.ст. 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Установлено, что в учреждении проведено категорирование на предмет антитеррористической защищенности, утвержден паспорт безопасности, присвоена четвертая категория опасности. Пунктом 48 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006, предусмотрено, что актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки, не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении, в том числе мер по инженерно-технической защите объекта (территории). В нарушение данного пункта в 2022 году были приняты дополнительные меры по защите учреждения, при этом объект системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (речевой оповещатель) оборудован не был. Неисполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организации может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в здании образовательной организации и на прилегающей к ней территории, при совершении террористического акта или угрозе его совершения. Выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей сотрудника, ответственного за антитеррористическую защищенность учреждения, а также ненадлежащем контроле его деятельности. По выявленным нарушениям 31 марта 2023 года в адрес заведующей МДОУ «Сернурский центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся, противодействии терроризму. Просит обязать МДОУ «Сернурский Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (речевым оповещателем).
Прокурор Домрачев С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МДОУ «Сернурский Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик», представитель третьего лица администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании ст.ст. 41, 43 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В силу п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Положениями п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма являются основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ противодействие терроризму определено как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), по выявлению предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно п. 6 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 (далее – Требования), в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки, не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении: общей площади и периметра объекта (территории); количества критических элементов объекта (территории); мер по инженерно-технической защите объекта (территории) (п. 48 Требований).
В силу п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Пунктом 5 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В силу вышеприведенных правовых норм антитеррористическая защищенность образовательных организаций должна осуществляться непрерывно, ответственными лицами должны быть организованы меры предупреждения и оповещения об угрозе чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что прокуратурой Сернурского района Республики Марий Эл проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся, противодействии терроризму в деятельности образовательных учреждений Сернурского муниципального района.
Согласно справке о результатах проверки требований законодательства от 31 марта 2023 года в ходе проверки выявлено, что в том числе в МДОУ «Сернурский Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» до настоящего времени не приняты дополнительные меры по защите учреждения в сфере антитеррористической защищенности. Образовательное учреждение системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (речевым оповещателем) не оборудованы. Неисполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организации может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в здании организации и прилегающей к ней территории, при совершении террористического акта или угрозе его совершения.
В силу п. 5.3 Устава МДОУ «Сернурский Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» к компетенции учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников.
В соответствии с п. 5.6 Устава учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания детей, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников учреждения.
31 марта 2023 года прокуратурой Сернурского района на имя заведующей МДОУ «Сернурский Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся, противодействии терроризму. Согласно данному представлению прокуратурой Сернурского района в ходе надзорной деятельности выявлены нарушения требований законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся, противодействии терроризму в деятельности учреждения. Установлено, что в учреждении проведено категорирование на предмет антитеррористической защищенности, утвержден паспорт безопасности, присвоена четвертая категория опасности.
Согласно ответу МДОУ «Сернурский Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» от 17 мая 2023 года на представление прокуратуры Сернурского района в учреждении предусмотрено обеспечение системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (речевой оповещатель) в срок до 28 июля 2024 года согласно паспорту безопасности; к дисциплинарной ответственности в виде замечания привлечена ответственная за антитеррористическую защищенность учреждения.
Из объяснения заведующей МДОУ «Сернурский Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» ФИО1 от 17 ноября 2023 года следует, что после внесения представления в адрес отдела образования была направлена информация о необходимости установки в детском саду речевого оповещателя, на что был получен ответ об отсутствии в настоящее время денежных средств для установки оборудования, по состоянию на 17 ноября 2023 года в МДОУ «Сернурский Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» речевой оповещатель отсутствует.
Факт отсутствия необходимого оборудования в дошкольном образовательном учреждении установлен и ответчиком не оспаривается.
Следовательно, здание образовательного учреждения не соответствует требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта, относящегося к четвертой категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения и иных лиц в период их нахождения в нем.
Непроведение мероприятий по оборудованию дошкольного образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации может способствовать несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что ставит под угрозуего комплексную безопасность, антитеррористическую защищенность.
Отсутствие достаточного финансирования не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Неисполнение образовательным учреждением обязанности по созданию безопасных условий воспитания и обучения воспитанников детского сада, нахождения работников и иных лиц в учреждении нарушает права неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковые требования прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенной на ответчика обязанности установить предложенный прокурором срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░»» (░░░ №) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.