копия
дело № 2-947/2022
УИД 16RS0044-01-2022-002408-36
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 августа 2022 года город Чистополь
Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2022 года
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Зотеевой Н.А.,
с участием представителя истца – помощника ФИО1 городского прокурора ФИО2,
представителя третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «ФИО1 сельское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности исполнения природоохранного законодательства при использовании источников водоснабжения,
установил:
Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации с иском к ООО «ФИО1 сельское жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения, расположенного в н.п. ФИО1 <адрес> Республики Татарстан; обеспечить соответствие данного источника водоснабжения санитарным правилам путем получения санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии проекта зоны санитарной охраны водоисточника санитарным правилам; в установленном порядке подготовить и представить в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан исчерпывающий перечень документов, предусмотренный Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №-П, с целью принятия решения об установлении зоны санитарной охраны вышеназванного источника водоснабжения; установить срок для устранения нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указано, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки выявлено, что ответчик осуществляет добычу подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения населения на основании лицензии на право пользования недрами, участок недр расположен в н.п. ФИО1 <адрес> Республики Татарстан, однако ответчиком не выполняются предусмотренные законодательством санитарные мероприятия, поскольку зоны санитарной охраны указанного источника водоснабжения приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан не установлены. За указанное нарушение в августе 2021 года вынесено представление об устранении нарушений закона. Повторная проверка показала, что указанные в представлении требования до настоящего времени не исполнены, что создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своем ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.
Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащей, в том числе, такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Согласно СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, владельцы источников водоснабжения должны выполнять санитарные мероприятия в пределах 1-го пояса (строгого режима) санитарной охраны скважин.
Пунктом 1.4 этих же СанПин установлено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно пункту 1.5 названных СанПин ЗСО организуется в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала.
Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод (пункт 2.2.1.1).
Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением (пункт 3.1.1).
Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (пункт 3.2.1.1).
В соответствии с пунктом 1.13 указанных СанПин проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №-П утвержден Административный регламент предоставления Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан государственной услуги по принятию решений об установлении, изменении, прекращении существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Татарстан.
В соответствии с регламентом, юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками водозаборных сооружений, юридические лица, эксплуатирующие водозаборные сооружения для принятия решения об установлении ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставляют исчерпывающий перечень документов, установленный нормативно-правовым актом.
Истцом в ходе проверки установлено, что ответчиком не выполняются предусмотренные законодательством санитарные мероприятия, поскольку зона санитарной охраны источника водоснабжения не установлена приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Из материалов дела усматривается, что ООО «ФИО1 сельское жилищно-коммунальное хозяйство» Управлением по недропользованию выдана лицензия на право пользования недрами – серия ТАТ № ВЭ, участок недр расположен в н.п. ФИО1 <адрес> Республики Татарстан.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 16-АН № за ООО «ФИО1 сельское жилищно-коммунальное хозяйство» зарегистрировано право собственности на водопроводную сеть, адрес объекта: <адрес>, с. ФИО1, <адрес>А.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 16-АН № за ООО «ФИО1 сельское жилищно-коммунальное хозяйство» зарегистрировано право собственности на водонапорную башню, адрес объекта: <адрес>, с. ФИО1, <адрес>А.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «ФИО1 сельское жилищно-коммунальное хозяйство» возбуждено производство по делу об административном правонарушением по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесено представление об устранении нарушений требований законодательства.
Согласно ответу на представление заместителя Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФИО1 сельское жилищно-коммунальное хозяйство» осуществлен запрос предложений на разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, стоимость разработки превышает 700 000 рублей. До ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной процедуры закупок будет заключен договор. До ДД.ММ.ГГГГ проекты зон санитарной охраны будут утверждены в соответствии с приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан №-П от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры» ООО «Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры» и его директор ФИО4 признаны виновными в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, что вышеназванные требования нормативных правовых актов ответчиком не выполнены. До настоящего времени разрешительной документации ООО «Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры» не получено, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Действия ответчика по несоблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды нарушают интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в местный бюджет.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░1 ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. ░░░1, ░░░1 <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░1 ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. ░░░1 <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░1 ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. ░░░1 <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░1 ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░. ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░6
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.