дело № 21-119/2020 судья – Шуминова Н.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи по делу
об административном правонарушении
г. Мурманск 21 мая 2020 года
Судья Мурманского областного суда Федорова И.А., рассмотрев жалобу защитника Кудрявцева А. В., действующего в интересах Левашова И. В., на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 13 января 2020 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району № 2109/2369-19 от 12 ноября 2019 года должностное лицо – * судна «*» Левашов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 13 января 2020 года постановление должностного лица административного органа от 12 ноября 2019 года оставлено без изменения, жалоба защитника Кудрявцева А.В., действующего в интересах Левашова И.В., без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Кудрявцев А.В. просит вынесенные в отношении Левашова И.В. акты отменить.
Указывает, что первоначально уведомление в адрес координационного отдела пограничных органов о неоднократном пересечении Государственной границы * судна Левашовым И.В. направлено в 4:52 мск 26 октября 2019 года электронным письмом, но не на тот адрес.
Находясь в территориальном море, обнаружив указанную ошибку, Левашов И.В. в 15:36 мск этого же дня направил вышеназванное уведомление повторно и известил пограничный орган о допущенной ошибке.
Просит обратить внимание на то, что запрета от пограничных органов на продолжение движения судна и пересечение Государственной границы не поступало.
Полагает, что поскольку доказательств того, что указанные действия Левашова И.В. создавали существенную угрозу национальной безопасности государства в материалах дела, не имеется, совершенное им административное правонарушение может быть признано малозначительным.
В судебное заседание не явились Левашов И.В., защитник Кудрявцев А.В., представитель административного органа, извещенные о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для отмены обжалуемых актов не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (подпункт «а» пункта 1 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1).
Согласно подпункту «в» пункта 2 статьи 9.1 вышеназванного Закона неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при уведомлении о каждом фактическом пересечении Государственной границы пограничных органов.
В силу пункта 4 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов.
Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 № 341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море» утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее - Правила уведомления).
Согласно подпункту «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 № 341 суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при убытии российских судов из российских портов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты.
Пунктами 1, 4 Правил уведомления установлено, что уведомление для российских судов без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающих из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, направляется по форме согласно Приложению №1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом (далее - заявитель) не позднее, чем за 4 часа до выхода судна из российского порта (далее - порт), из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море.
Согласно пункту 8 Правил уведомления пограничный орган в течение одного часа подтверждает получение уведомления. В случае если от пограничного органа не поступило подтверждение о получении уведомления, заявитель в течение одного часа после его направления проверяет по телефонной связи получение пограничным органом уведомления.
Пунктом 15 Правил уведомления предусмотрено, что при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море.
Как установлено судьей и усматривается из материалов дела, в 08 часов 05 минут мск 26 октября 2019 года судно «*», под управлением * Левашова И.В., вышло из порта Мурманск для следования в порт Петропавловск-Камчатский с неоднократным пересечением Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля.
Вместе с тем, в ПУ ФСБ России по западному арктическому району (далее - Пограничное управление) уведомление о неоднократном пересечении судном «*» Государственной границы Российской Федерации не поступило.
В 15:37 мск 26 октября 2019 года на момент нахождения судна «*» в территориальном море Российской Федерации в адрес Пограничного управления направлено уведомление о неоднократном пересечении судном государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля для следования в порт Петропавловск - Камчатский.
Сотрудниками Пограничного управления * судна Левашову И.В. было рекомендовано во избежание нарушения законодательства проследовать в ближайший порт для подачи уведомления на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации в соответствии с Правилами уведомления с предостережением от пересечения Государственной границы без надлежащего уведомления.
Согласно данным «Комплексной интегрированной информационной системы» судно «*» примерно в 10:38 мск 28 октября 2019 года пресекло государственную границу на вход в территориальное море Российской Федерации в координатах 69°30" СШ 57°51" ВД.
В соответствии с договором подряда № 50 от 15 октября 2019 года на период перегона судна «*» из Мурманска в Петропавловск-Камчатский Левашов И.В. являлся его *.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 29 октября 2019 года уполномоченным должностным лицом в отношении * судна «*» Левашова И.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его 12 ноября 2019 года к предусмотренной данной нормой административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными и исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, которым должностным лицом и судьей районного суда дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приходя к выводу о наличии в действиях * судна Левашова И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и судья районного суда обоснованно руководствовались положениями Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и Правилами уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами.
Вопрос о вине * судна Левашова И.В. во вмененном правонарушении обсуждался применительно к положениям статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом должностное лицо административного органа и судья районного суда обоснованно исходили из положений статьи 61 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, согласно которой на * судна возлагается обязанность по управлению судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне.
Проанализировав действующее законодательство, фактические обстоятельства дела, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу о том, что * судна Левашов И.В., являясь должностным лицом применительно к положениям статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нарушение требований статей 9, 9.1, 11 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1, пунктов 4, 8, 15 Правил уведомления, в отсутствие уведомления на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации на море, при непринятии мер по уведомлению о фактическом пересечении Государственной границы Российской Федерации, допустил пересечение Государственной границы на вход в территориальное море в 10:38 мск 28 октября 2019 года, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы подателя жалобы по существу аналогичны доводам, которые были предметом проверки судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты судьей по изложенным в решении основаниям и под сомнение наличие в действиях * судна Левашова И.В. состава вмененного ему административного правонарушения не ставят.
Довод защитника Кудрявцева А.В. в жалобе о том, что первоначально уведомление в Пограничный орган было подано 4:52 мск 26 октября 2019 года электронным письмом, но не в тот адрес, а впоследствии в 15:36 мск этого же дня продублировано, о соблюдении * судна Левашовым И.В. Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами не свидетельствует.
Так, * судна Левашов И.В., не получив в течение одного часа подтверждение от Пограничного органа о получение вышеназванного уведомления, направленного в 4:52 26 октября 2019 года, в нарушение требований пункта 8 вышеназванных Правил по телефонной связи вышеизложенные обстоятельства не проверил.
Кроме того, находясь в территориальном море Российской Федерации после направления уведомления в 15:36 мск 26 октября 2019 года проигнорировал предостережение Пограничного органа о соблюдении Правил пересечения Государственной границы и рекомендацию о следовании в ближайший порт для подачи уведомления о неоднократном пересечении Государственной границы Российской Федерации.
Судьей районного суда также принято во внимание объяснение Левашова И.В. от 28 октября 2019 года, согласно которому рекомендации Пограничного органа им не выполнены, поскольку это повлекло бы дополнительные расходы для собственника судна ООО «Невский ССЗ».
Вместе с тем, при фактическом пересечении в 10:38 мск 28 октября 2019 года Государственной границы Российской Федерации на море * судна Левашов И.В., в нарушение требований пункта 15 Правил уведомления, компетентный пограничный орган о времени и географических координатах места пересечения им Государственной границы Российской Федерации на море по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте не уведомил.
Таким образом, доводы жалобы вывод о виновности * судна Левашова И.В. в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов не ставят.
Оснований для признания совершенного Левашовым И.В. правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку с учетом конкретных обстоятельств дела допущенное Левашовым И.В. деяние нарушает установленный порядок обеспечения безопасности Государственной границы Российской Федерации входящий в систему мер, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения национальной безопасности, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Недобросовестное отношение к Правилам уведомления со стороны * создает состояние бесконтрольного пересечения границы судами, посягает на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и создает существенную угрозу в области обеспечения безопасности.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм примененного в деле законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судьей допущены существенные нарушения норм административного законодательства, предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание Левашову И.В. назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств, имеющих значение для дела и личности виновного.
Допущенные в обжалуемых актах описки могут быть исправлены должностным лицом административного органа и судьей, вынесшими указанные акты, в соответствии с требованиями статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые на законность и обоснованность вынесенных актов не влияют.
Каких-либо сомнений в доказанности вины должностного лица – * судна Левашова И.В. в совершении вмененного ему административного правонарушения, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли быть истолкованы в его пользу, не имеется.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району № 2109/2369-19 от 12 ноября 2019 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 13 января 2020 года, вынесенные в отношении * судна Левашова И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Кудрявцева А.В., действующего в интересах Левашова И.В., - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда И.А. Федорова